Официальный сайт pharma-24 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Метод портфолио

Фото пользователя Надежда Михайловна Растрепина
Размещено: Надежда Михайловна Растрепина - пт, 23/04/2010 - 23:02

Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся.

По целям различаются портфолио, как способ оценивания  учебных достижений и так называемые портфолио курсов (тематические, предметные портфолио), основная цель которых – позитивно влиять на сам процесс обучения.  

 В первом случае обычно говорят о «портфеле» или «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные («доведенные до ума») работы. Они подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию и уровень достижений ученика.
В случае предметного портфолио – форма, которая доминирует в настоящее время в Европе – речь идет о документации работ школьника в рамках определенного курса и служит по преимуществу именно как инструмент самого обучения, хотя оценивание этих шагов обучения также может иметь место. Из этих «предметных портфолио» могут, в качестве их завершения, возникнуть и папки достижений. Широкое распространение в Европе получила так называемое языковое портфолио – проект, разрабатываемый под эгидой Совета Европы.
Кроме этого термин портфолио встречаются и как обозначение простого собрания работ учеников, сделанных   за определенный период времени в школе или вне школы. Никакой особой методически простроенной работы с портфолио в этом случае не предполагается. Однако, сторонники, пропагандисты идеи портфолио отмечают, что портфолио  может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ школьников. Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания и учения, новую культуру учения.
В работе над портфолио очень важным  является  взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки. Важно, что эти цели и критерии  определяются в договорном режиме.
Во-первых, портфолио является альтернативным способом оценки достижений учащихся. Такое понимание портфолио  отражает недовольство многих учителей традиционным способом оценки учебных достижений, осуществляющийся посредством тестов, которые, по их мнению, не в состоянии дать валидной картины подлинных умений (компетентностей) их учеников. При «Portfolio-Assessment» учащийся – в противоположность тестам – получает возможность представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно. Решающим здесь является момент самоопределения.
Оценивается не просто достижение, но в процесс оценивания вовлекается и пройденный учеником путь обучения, который, помимо самих продуктов – собственно результатов обучения – представляет комиссии – учителям, друзьям, родителям, гостям - и то, как он работал для достижения этих результатов и дает  свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось и где лежит «зона ближайшего развития», т.е. говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях. Ученик готов ответить на все возникающие вопросы,  обсудить и защитить свои результаты, прояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения.
Важность изменения форм оценивания учебных достижений подчеркивают очень многие авторы. При этом исходят из положения, которое в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, а именно, что формы оценивания оказывают решающее влияние на процессы  обучения, которые ему предшествуют. Из этого вытекает, что изменяя процедуру оценивания учебных достижений мы оказываем существенное влияние и на сам  учебный процесс. Т.о. портфолио, как метод оценивания, претендует не только на более адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества  процессов учения.
Исходной при этом является мысль, что  достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Естественно, что традиционные тетради являются тоже  такими документами. Но в портфолио речь идет о том, что ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку или портфель. Тем самым от ученика требуется самооценка в процессе учения. В портфолио находят свое место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние и внешкольные работы.  В папку, помимо работ, кладутся и суждение (оценка) работы, как самим учеником, так и учителем. Если собираются работы одного типа или предмета – часто это связано с письменными заданиями – то по собранным работам хорошо  можно видеть прогресс. Ученик работает над оформлением своего портфолио как в школьное, так и внешкольное время. Учитель помогает и консультирует ученика  при выборе и оформлении портфолио, пишет свои комментарии к собранному материалу.  Другие ученики могут также внести свои замечания и комментарии к отдельным частям портфолио своих товарищей.
 
Рекомендации для отбора документов в портфолио:
 
Для отбора материалов в портфолио могут быть самые разные рекомендации и критерии. Эти критерии должны помочь в организации обучения при помощи портфолио. Положения, помещенные ниже, могут служить примером  таких рекомендаций.
 
Выбери для твоего портфолио:
  • три с твоей точки зрения лучшие работы из этого курса;
  • работу из начала, середины и конца курса;
  • работы, которые  по твоему мнению показывают лучше всего чему ты научился;
  • из перечисленных типов  работ выбери по одному (например, обобщение текста, биографическое воспоминание, история, которую ты сам сочинил, комментарии к истории, сочиненной твоим товарищем);
  • две работы, которыми ты гордишься;
  • три работы, которые ты хочешь, чтобы их посмотрели (твои товарищи, родители  гости школы).
Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор.
 
О чем стоит подумать учителю прежде чем приступать к работе над портфолио.
 
1.         Годится ли преподавание для работы с портфолио? Содержит ли процесс  обучения повторяющиеся требования одного типа, при выполнении которых может быть увиден прогресс? Ориентирован ли процесс обучения на способности? Есть ли возможность индивидуализировать процесс обучения и направить его на креативно-созидательный процесс, который ведет к появлению красивых продуктов? Можно ли выделить время для рефлексии или программа так забита, что все необходимо будет делать в спешке?
2.         Есть ли у меня мотивация и возможности взять на себя много работы, но работы интересной? Есть ли у меня возможность так распланировать свое время, чтобы индивидуально консультировать  учеников и давать краткие устные и письменные комментарии  к их работам, собранным в портфолио?
3.         Какие материалы из данного курса могут быть отобраны для портфолио? Какие я уже могу определить заранее, какие могут быть приложены по ходу дела, какие может определить сам ученик?
4.         Какие сроки для вложения каких образцов нужно установить?
5.         Какие указания к действию, образцы, критерии и точки зрения нужно сообщить ученику для того, чтобы он мог организовать и оценить свою работу?
6.         Какие поводы должны быть, чтобы осуществлялся контроль и самооценка? Когда время для обратной связи, беседы и презентации портфолио?
7.         Когда и как должен состояться   отбор работ для портфолио?
8.         Через какую форму презентации можно завершить обучение? Может ли быть сделана выставка или устроены чтения и т.п.? Кого можно/следует пригласить (родителей, учащихся других классов)?
Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного бучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, которые позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности) которые выдвигаются миром  образования и труда, как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократичечского информационного общества. Хотя утверждение, что школа ХХI – это «школа портфолио», - т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть все традиционное образование - явно преувеличено, освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим  теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.
По материалам http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10448.php

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн