Гайтанова Надежда Николаевна
Учитель географии
Аксеновской СОШ
Гусь-Хрустального района
Владимирской области
Квалификационная категория- высшая
Автор УМК «География Гусь-Хрустального района».
Программа элективного курса
«География Гусь-Хрустального района»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание данной программы продиктовано отсутствием аналогов программ по краеведению Гусь-Хрустального района.
Программа может быть использована в качестве элективного курса направленного на углубленное изучение знаний учащихся по географии, экологии, истории, литературы своей местности в условиях предпрофильной подготовки учащихся. Курс способствует поддержанию интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю, уважению к людям труда.
Курс может преподаваться в изучении курса «География Владимирской области» в 8-9 классах в количестве 34 часов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.Расширить знания учащихся по географии своего района, города.
2.Развивать интерес учащихся к истории и географии своего района, города, деревни.
3.Формировать знания учащихся об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу.
4.Способствовать пробуждению познавательного интереса к жизни города и района; формировать осознанную необходимость бережного отношения наследия города и района; уважения к предкам и согражданам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из пяти разделов.
1.Введение
2.Природа родного края.
3.Население и экономика Гусь-Хрустального района
4.История родного края.
5.Культура, образование, искусство края.
№
|
Раздел
Количество часов.
|
Тема занятия.
|
1.
|
Введение.
|
Что такое краеведение. Гусевская земля- как капля России.
|
2.
|
Природа родного края.
|
Географическое положение города Гусь- Хрустальный и Гусь-Хрустального района. Практическая работа «Определение ГП района» ( определение по карте географических координат, направление, расстояние).
|
Геологическое строение и геологическая история района; рельеф; полезные ископаемые.
Практическая работа № 2. «Описание рельефа своей местности.»
|
Климат. Внутренние воды: реки Гусь, Колпь, их притоки; подземные воды.
Практическая работа № 3. «Наблюдение за погодой и изменениями климата своей местности. Описание вод своей местности.»
|
|
|
Почвы района: подзолистые, болотные.
Земельные ресурсы. Флора и фауна района. Состояние лесов Гусь-Хрустального района. Причины вымирания животных.
Практическая работа № 4. «Описание почв, растительного и животного мира участка территории.»
|
|
|
Природные ресурсы района. Проблемы рационального природопользования. Охраняемые территории: памятники природы; Национальный Парк «Мещера».
Практическая работа № 5. «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своей местности.»
|
3.
|
Население и
экономика родного края.
11 часов.
|
Численность населения. Естественное и механическое движение населения. Размещение населения по территории района.
Практическая работа № 7. «Составление графика
динамики численности населения района; Определение по картам плотности населения района».
|
|
|
Состав и структура население Гусь-Хрустального района. Структура занятости в промышленности и в сельском хозяйстве; возрастной состав; городское и сельское население. Трудовые ресурсы.
|
|
|
Структура хозяйственного комплекса.
Стекольная, текстильная, машиностроение, лесная, пищевая отрасли.
Практическая работа № 8. «Составление схемы состава хозяйственного комплекса.»
|
ЗАО стеклозавод «Октябрь». Его прошлое, настоящее, будущее.
|
Хрустальный завод-старейшее предприятие по выпуску хрусталя. Продукция завода, связи, перспективы развития.
|
Агропромышленный комплекс района: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства.
Практическая работа № 9. «Проблемы развития отраслей сельского хозяйства. Составление схемы АПК.»
|
Транспорт района: железнодорожный и автомобильный.
|
Развитие экономических связей Гусь-Хрустального района. Проблемы и перспективы развития.
Практическая работа №10. «Составление картосхемы внешних экономических связей Гусь-Хрустального района.»
|
4.
|
История родного
Края.
8 часов.
|
Из истории заселения и хозяйственно-
го освоения Гусь-Хрустального района.
|
Исторически сложившиеся традиционные ремесла,
зарождение промышленных предприятий.
|
Аким Мальцов в истории нашего края.
|
Достопримечательности города и Гусь-Хрустального района.
|
Гусь-Хрустальный в годы Великой
Отечественной войны.
|
5.
|
Культура, образование, искусство нашего края.
8 часов.
|
Народное образование района. Система учебных
заведений.
|
Здравоохранение. Появление больниц
|
Гусевские художники.
|
Литература. Литературное объединение «Родник».
|
Выдающиеся люди гусевской земли.
Почетные граждане г.Гусь-Хрустальный и района.
|
Взгляд в будущее.
|
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Лекции, беседы, дискуссии, заочные путешествия, экскурсии по учебной экологической тропе «Родники», рефераты учащихся, беседы с жителями, экскурсии на промышленные предприятия, викторины, конференции, практические работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
Местоположение своего района и населенного пункта на карте Владимирской области и России; основные формы рельефа , особенности залегания горных пород и полезных ископаемых; климатические показатели, преобладающие типы погод; реки и озера, их режим и хозяйственное использование; питы почв; своеобразие компонентов природы и влияние на них человека; демографическую ситуацию в районе, городе, селе; отраслевую структуру хозяйства; развитие ремесел; внешние и внутренние экономические связи; место Гусь-Хрустального района в хозяйстве области и России; название промышленных и сельскохозяйственных предприятий в прошлом и сейчас; экологическую ситуацию в районе; меры по восстановлению неблагополучных территорий.
Учащиеся должны уметь:
Показывать на карте области границы района; анализировать физическую и геологическую карты; оценивать агроклиматические ресурсы; характеризовать и сравнивать поверхностные воды; выявлять особенности благоприятного и неблагоприятного влияния человека на природный комплекс района; сопоставлять развитие края в прошлом и настоящем; делать описание природных и экономических объектов; решать экономические задачи; работать с различными типами карт; работать со статистическими и информационными материалами; применять географические знания на уроках экологии, экономики, истории.
ЛИТЕРАТУРА.
1.И.А.Карлович; А.И.Левицкая; И.Е.Карлович. География Владимирской области. Владимир-2000г.
2.Н.А.Доманская; А. В.Зинкевич. Экономическая география Владимирской области. Ярославль-1998г.
3.Край Владимирский. Ярославль-1997г.
4.Земля Владимирская. Географический словарь. Владимир-1991г.
5.В.Н.Ковылов. «Край в котором мы живем». Владимир-1999г.
6.Н.Лалакин. ЗАО с-з «Октябрь».С веком за плечами в новый век. Владимир-2001г.
7.В.Никонов.Гусь-Хрустальный.Очерки о прошлом и настоящем.Ярославль-1992г.
8.В.Н.Курябов.Гусевский стекольный колледж.Владимир-1998г.
9.Ежегодный доклад о состоянии окружающей среды и здоровье населения Владимирской области. Владимир-2002г.
10.А.Пичугин; Энн Смит. Впечатление о Мещере. Москва-1994г.
11.Города и районы Владимирской области (статистический отчет, официальное издание). Владимир-1998г.
|