Размещено: Ольга Валерьевна Васькова - сб, 01/05/2010 - 18:36
Конспект обобщающего урока
«Обучая, люди учатся»
Концепция:
В течение первого полугодия я учила ребят правильно писать сочинение части С на уроках-практикумах, индивидуальных консультациях, лекциях, уроках развития речи, проводила коррекцию знаний учащихся. Результатом стало написание городского пробного ЕГЭ. Проанализировать результаты я решила доверить самим учащимся. На уроке они должны выступить в роли «экспертов»: оценить предложенную работу по критериям проверки части С, написать краткую рецензию на проверенную работу. Такой деятельностный подход к анализу сочинения должен привести учащихся к пониманию того, над какими вопросами стоит задумываться при написании сочинения, какие вопросы нужно проработать в оставшееся до экзамена время, а также показать учителю, в каком направлении строить дальнейшую работу по подготовке к ЕГЭ.
Отбор содержания:
1.Учащимся предложены тексты (два варианта), по которым проводилась городская пробная работа;
2.Для каждого заготовлены критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом;
3.Каждой группе дана работа учащегося. Группы объединяются по вариантам, доставшимся во время написания пробного ЕГЭ. Первый вариант (группа) – получает текст второго варианта, и наоборот.
Форма проведения урока:творческая мастерская.
Принципы построения педагогической мастерской:
1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.
2. Равенство всех, включая мастера.
3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.
4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.
5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.
Ход урока.
Этап урока
(Время)
Способ деятельности
Индуктор
(3 мин.)
Представим, что вы «экспертная» комиссия по проверке ЕГЭ по русскому языку. Что требуется от учащихся при выполнении части С.
Учащиеся вспоминают и озвучивают задание к сочинению.
Самоконструкция
(5 мин.)
Прочитайте текст, определите, проблему и позицию автора.
Индивидуальная работа, создание собственного видения проблемы, определение позиции автора.
Социоконструкция
(20 мин.)
Обсудите выявленные проблемы, чтобы определить главную, подумайте, как относится автор к данной проблеме; выскажите свое мнение, выслушайте своих товарищей.
Прочитайте работу ученика по данному тексту и оцените ее по предложенным критериям. Работа в группе.
Обратитесь к заданию части С, подумайте, все ли требования отразил ученик в своей работе. Напишите рецензию на данную работу.
Социализация
(7 мин.)
Представление проделанной групповой работы. Расскажите об ошибках, допущенных учеником, поделитесь своими наблюдениями и выводами.
Афиширование
(5 мин.)
Обмен работами и выявление общих, типичных ошибок.
Рефлексия
(5 мин.)
Ответы на вопросы учителя:
Какие трудности возникли при оценивании сочинения? Почему?
Какие ошибки вы видели сразу?
Нужна ли для вас была такая работа?
Что вы поняли на сегодняшнем уроке?
Пригодится ли вам приобретенный на сегодняшнем уроке опыт?
Творчество
Д/З Напишите рекомендации учащимся по написанию сочинения части С.
Комментарии:
Урок прошел по плану, учащиеся работали активно, творчески отнеслись к выполнению поставленной задачи.
Самым важным для меня как для учителя оказался этап рефлексии, где учащиеся оживленно отвечали на вопросы, делали выводы о том, что этот урок очень помог им в осознании требований к сочинению, которые они знали, но применяя сегодня практически, поняли свои ошибки и недочеты.