Используемые учебники и учебные пособия:
Конспект обобщающего урока
«Такое непростое простое предложение».
Концепция урока:
Урок проводится после изучения темы «Простое предложение». Для работы учащимся предлагаются тексты, анализируя которые они должны вспомнить изученные правила по данной теме. Класс делится на две группы, чтобы совместно вспомнить и обсудить пройденный материал. А в конце урока в виде кластера представляется вся тема.
Отбор содержания:
Для работы предложены тексты из учебника-практикума для старших классов «Русский язык» Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М. – упражнение 427(для ребят с низким уровнем подготовки), упражнение 428 (для более сильных учащихся). Упражнения содержат ряд заданий, ориентирующих ребят на достижение конечной цели.
Например:
- для слабых учащихся
Выпишите предложения: а) односоставные, б) неполные, в) с обобщающим словом при однородных членах, г) с уточняющими обстоятельствами, д) с вводными словами.
- для сильных учащихся
Проанализируйте постановку запятых внутри предложений. Сделайте к ним графические и, если нужно, словесные пояснения.
Способ деятельности:
1) Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.
2) Групповая форма учебного взаимодействия.
3) Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.
4) Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.
5) Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.
Виды взаимодействия :
· Сотрудничество;
· Сотворчество;
· Совместный поиск.
Форма проведения урока: мастерская построения и обобщения знаний.
Ход урока.
Этап урока
(Время)
|
Способ деятельности
|
Индуктор
Активизация деятельности учащихся
(5 мин.)
|
Учитель: Мы закончили изучение темы «Простое предложение». Представьте, что вы художники или музыканты. Какими цветами можно отразить содержание темы, какие линии или фигуры использовать? А если это будет музыка – как она зазвучит?
|
Самоконструкция
(5 мин.)
|
Запишите тему урока «Такое непростое простое предложение» и свои ассоциации, связанные с ней.
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.
|
Социоконструкция
(15 мин.)
|
При помощи текстов упражнений 427 (для первой группы) и 428 (для второй группы) вспомните изученные правила и составьте перечень правил по изученной теме.
Работа в группах: каждый участник группы записывает в своей тетради упражнение, советуясь, консультируясь и обсуждая задание (в соответствии с учебником для каждой группы свое), а затем совместно представляют свою работу в виде плана, схемы или кластера.
|
Социализация
(5 мин.)
|
Обсуждение проделанной работы, представление результатов работы групп.
|
Афиширование
(7 мин.)
|
Создание кластера «Такое непростое простое предложение».
|
Рефлексия
(8 мин.)
|
Осознание собственных мыслей, чувств и поступков, отражение того, что получилось, не получилось, что вызвало затруднение, над какими вопросами нужно поработать дополнительно.
Проверить осознание темы, выполнив тест.
|
Творчество
|
Д/З. Напишите сочинение на тему «Такое непростое простое предложение».
|
Результат:
На этапе рефлексии учащиеся выявили пробелы в знаниях, и для меня стало неожиданностью, что на уроке информатики, воспользовавшись Интернет-ресурсами, учащиеся создали брошюру «Такое непростое простое предложение», которое поможет им повторить необходимые по пройденной теме сведения при подготовке к итоговой аттестации.
Тест на проверку знаний по теме «Простое предложение»:
1. Какие слова являются грамматической основой предложения
Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.
|
1)
|
информация для обработки
|
2)
|
информация должна
|
3)
4)
|
информация должна быть преобразована
информация преобразована
|
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)
|
Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цветового эпитета.
|
|
2)
|
Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
|
3)
|
А.Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
|
4)
|
Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
|
|
|
|
|
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В XIV столетии (1) по данным историков (2) Великий Новгород рос и богател. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал искусные изделия новгородских ремесленников.
1)
|
1, 2, 3, 4, 5
|
2)
|
1, 2
|
3)
|
3, 4, 5
|
4)
|
1, 3
|
- Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1)
|
ХХ век называют ядерным и космическим и компьютерным.
|
2)
|
Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.
|
3)
|
В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем.
|
4)
|
Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности изложения.
|
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.
1)
|
1
|
2)
|
2, 4
|
3)
|
1, 3
|
4)
|
1, 4
|