Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Родительское собрание - роль книги в воспитании и образовании учащихся

Фото пользователя Татьяна Викторовна Макухина
Submitted by Татьяна Викторовна Макухина on пн, 03/05/2010 - 12:36

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}

Родительское собрание

Роль книги в воспитании и образовании школьников

 

Трудно переоценить роль книги в жизни современного человека. Она дает громадные возможности для постижения человеческого опыта: в области чувств, в области желаний, в области мыслей и наблюдений. Сливаясь с чувствами и мыслями автора и его героев, мы становимся в их положение, смотрим на мир их глазами, переживаем то, что переживают они, оцениваем мир их оценками. В последнее время общество повернулось лицом к книге, и это радует, если учесть десятилетия невнимания к чтению.

Разговор о чтении, о книге необходимо обязательно вести с родителями на школьных родительских собраниях, причем начиная с раннего школьного возраста и не откладывая эту тему на более поздний период, когда школьники уже совсем перестанут читать. Поэтому классный руководитель 5-6 классов обязательно должен запланировать родительское собрание на эту злободневную тему.

 Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале 21 века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения, или вообще не читают. По результатам социологического анализа, проводимого творческим объединением «ЮНПРЕСС», чтение книг как проведение свободного времени подростками от 10 до 17 лет занимает 5 место после просмотра телепередач, «общения» с компьютером, прослушивания аудиозаписей и встреч с друзьями. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного из­менения читательских привычек юных читателей. Бесконечные рекламные перебивки способствовали формированию «клипового» мышления с младенческого возраста, когда HOMO CLIPPING («человек клиповый») не может удержать свое внимание на каком-то предмете более минуты.

У книг не мо­жет быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объем ин­формации, которую должен переработать человек, чтобы утолить ин­формационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обо­гатиться, постоянно растет, то, соответственно, возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом на конкретных примерах.

Человек воспринимает глазами 20 % информации, из них 70 % -посредством чтения. К 1980 году' объем информации удваивался каж­дые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом возрастет в 4 раза, к 2040 году - в 32 раза. Утверждается, что наш современник, для того чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.

Зачем же человеку необходимо чтение?

Книга будит эмоции. Еще И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетиче­ским источником. Читая книгу ребенок радуется, переживает, удив­ляется, сострадает, и все это - эмоции, они нужны. Если нет положи­тельных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребенок уже и научился получать удо­вольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вред­ным. Если ребенок живет в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Подростки начинают, например, бить стекла в автобусе, чтобы изве-

дать остроту риска и страха. «Со скуки» - говорят обычно. Нет, пра­вильнее всего - от эмоционального «голода».

Чтение повышает интеллект. Еще раз заметьте, что человек вос­принимает глазами 20 % информации, и из них 70 % - посредством чтения. То есть, если ребенок (подросток) систематически не читает, то он упускает около 27 % от всей доступной ему информации. Учти­те: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня - способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Причем скорость и уровень вос­приятия чтения нужно все время повышать. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И. Гете: ««Добрые люди и не подоз­ревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».

Чтение помогает в учебе. Действительно, хорошо читающий ре­бенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет боль­шую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает сте­пень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и он лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.

Книги формируют самообразовательные навыки. Ребенок (под­росток) идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы во­прос ни возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая муд­рее всех.

Чтение побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Вице-президент российской ассоциации чтения В. Чудинова, опираясь на результаты социологического исследования чтения школьников 4-х, 7-х и 10-х классов, приводит анализ новой модели чтения современного ребенка (подростка). Согласно этим данным, в среднем преобладающая часть детей и подростков на

досуге читала, причем, пятая часть опрошенных тратила на чтение до 30 минут в день, 42 % читали более одного часа в день. Чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге. Если доля тех, кто выбрал вариант ответа «Мне нравится читать, много читаю», в младшем возрас­те составляет 43 %, то к десятому классу она падает до 17 %.

Если проанализировать круг чтения подростков, то около 40 % в нем составляет преимущественно литература развлека­тельного характера, тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше (21 %). Таким образом, круг чтения подростков «сме­щен» в сторону развлечений. В то же время читатели 10-15 лет остро нуждаются в книгах о своих сверстниках, которые помогают подрост­кам познавать окружающий мир, адаптироваться к проблемам совре­менной жизни.

В подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все более различается: у мальчиков и юношей попу­лярной становится литература о спорте, технике, компьютерах, у де­вушек популярны романы о любви. В старших классах резко возрас­тает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе.

Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. В чтении подростков и читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентирован­ные на развлечение. Их читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают спортивные и технические журналы. Комик­сы и «диснеевские» журналы популярны у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально для детей, больше популярны у девочек, так же как и журналы о животных и природе.

 

В чем же состоит задача родителей по приобщению детей к столь важному и продуктивному занятию детей? Позвольте предло­жить вам несколько советов.

 

Во-первых, взрослые должны помнить, что многое зависит от их отношения к чтению ребенка. Обязательно поговорите о прочитан­ном. Проявите заинтересованность, удивитесь какой-то яркой мысли, порадуйтесь, что вы узнали то, что раньше было для вас недоступно.

Во-вторых, дети должны видеть родителей читающими. Их есте­ственная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат. А если ребенок не видит в руках родителей книгу, то навряд ли сами они увлекутся чтением.

В-третьих, воспитывайте у детей культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно понять о прочитанном все, а если что-то осталось неясным, спросить. Обратите внимание на выразитель­ность письма, на яркий образный язык.

В-четвертых, в доме обязательно должна быть детская библио­течка, которая периодически пополняется. По данным упоминавшего­ся опроса в 43 % случаев школьники читали книги из своей домашней библиотеки. Специфика детской читательской группы состоит в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и проведения досуга. Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы ре­бенка, но не только. Ребенок, возможно, еще не осознает нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках.

 

  И наконец, эффективность повышения роли книги в жизни подростка будет результативнее, если родители и школа будут действовать совместными усилиями. Это взаимодействие напрямую связано не только с проверкой  подготовки уроков, но и в прямом контакте с учителем литературы, который заинтересован в «читающих» детях.

Примером такого взаимодействия может послужить предложенная мною, учителем русского языка и литературы, реклама книги «Советую прочитать…». Это один из этапов урока литературы в 5-7 классах, который предполагает в начале каждого урока небольшие выступления (3 минуты)    2-х учащихся, рекламирующих  прочитанную книгу. Причем, эту книгу рекомендует не учитель, а детям советуют прочитать ее или одобряют выбор книги родители. Учитель, внедряя этот этап урока, дает ребятам план выступления с рекламой книги.

 

План выступления учащегося.

1.     Вступление «Я советую прочитать…» (или другое оригинальное начало: с вопросов, цитаты, лирического отступления, аннотации).

2.     О чем эта книга?

3.     Главные герои книги, их характеристика.

4.     Запоминающийся эпизод (прочитать или пересказать не до конца). Последняя фраза: «А что дальше произойдет, вы узнаете, прочитав эту книгу».

5.     Чему учит книга?

6.     6.«Еще раз советую прочитать книгу… ».

 

     На перемене выступающий записывает на доске автора и название книги, чтобы ребята записали ее в определенный раздел тетради  по литературе «Советуют прочитать…».  Во время выступления ученик стоит перед классом, держит книгу в руках, показывая ее обложку классу. Выступая с рекламой книги 1-2 раза в четверть, ребята не только прочитают очередную книгу, но и подготовятся дома к выступлению. Вот тут необходима помощь родителей: они должны проверить ребенка, подсказать, что им не нравится, и поговорить о книге, которую они или читали, или не читали (что еще лучше – есть возможность пообщаться с ребенком). Специальных рекомендательных списков для учащихся нет. Но на родительском собрании учитель рекомендует родителям посоветовать своим детям прочитать те книги, которые  имеют познавательный и воспитательный характер и проверены временем (классику детской мировой литературы), И обязательно родители должны поинтересоваться результатом выступления. Но не только оценкой, которую поставил учитель за рекламу, но и понравилось ли ребятам, просили ли они посмотреть книгу или даже дать прочитать. И конечно, подготовиться с ребенком к следующей рекламе, исправить ошибки и подобрать очередную книгу.  Результаты такого совместного приобщения детей к чтению и развития читательского интереса школьников  очень высоки: школьник и его родители  заинтересованы не только в получении хорошей оценки по предмету, но и в систематическом расширении своего читательского  кругозора.

         Закончить разговор о роли книги в воспитании и образовании школьников хочется закончить своеобразным призывом. На фоне не всегда доброкачественных сенсаций, прагматической информации, коммерческих изданий, назойливых средств массовой информации те книги, в которых воплотились ум, совесть и талант лучших представителей человечества, играют все меньшую роль в формировании внутреннего мира подростка. Не у всех! Не всегда! И не стоит соглашаться с «неспособностью нас» повлиять на наше будущее!

Уважаемые родители, помните, как важно, чтобы ваш ребенок вошел в прекрасный мир чтения. Ведь книги учат добру, справедливо­сти, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, дарят радость познания


 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн