Введение элективного курса «Создание гипертекстовых приложений» за счет вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что на изучение темы «Основы гипертекстовой разметки документов» по программе И.Г.Семакина в общеобразовательном профиле отводится 3 часа, в информационно - технологическом – 6 часов, что совершенно недостаточно для хорошего понимания этого учебного материала и формирования навыков создания web-документов.
Курс «Создание гипертекстовых приложений» способствует формированию у учащихся надпредметных умений, даёт возможность учащимся самим создавать продукты, которые можно публиковать в сети Интернет. Знание интернет-технологий становится одним из важных факторов, способствующих востребованности человека в жизни, в обществе.
Данный элективный курс дает возможность научиться создавать собственные web -страницы, персональные сайты, сайты по предметам и т.д.
Изучение этого курса будет способствовать адаптации учащихся в современном мире, проверке своих профориентационных устремлений, поможет утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия, в частности, через создание средства массовой информации – Web-версии школьной газеты «Октябрьские вести», web-страниц «Виртуального школьного музея» и сайта школы.
Курс построен по модульному принципу. Каждая тема состоит из теоретического материала, лабораторного практикума, задания для самостоятельного выполнения. Конечным продуктом изучения курса будет командное создание проекта. Курс завершается итоговым контролем в форме теста и защитой творческих работ, т.к. данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям курса. При этом к защите обучающийся должен представить образовательный продукт (созданные web-страницы, сайты и т.п.) и продемонстрировать уровень достижения минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Выполнение работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Данные курс предназначен не только для знакомства обучающихся со структурой документов представляемых в сетевых пространствах, но также для реализации коммуникативных, технических и эвристических способностей в ходе проектирования и конструирования. Это позволяет выработать навыки использования средств сети Интернет в жизни, а также показать возможности применения гипертекстовых документов в различных областях профессиональной деятельности.
Цели курса:
−образовательные:
•освоение знаний составляющих основу научных представлений об информации и информационных процессах,
•закрепление интереса к предмету «Информатика»;
•ознакомление учащихся с основными возможностями HTML;
•формирование общего представления о назначении и основных возможностях html-конструирования, изучение основ создания простейшие web-страницы;
•овладение умениями работать с различными видами информации, выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
•показать межпредметные связи информатики с другими дисциплинами;
−развивающие:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных и коммуникационных технологий;
•развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации, через выбор темы и подбор материалов для творческой работы;
•способствовать формированию и осознанию интересов ученика в различных областях;
• развитие эстетического вкуса;
−воспитательные:
• воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
• умение работать в коллективе;
•воспитание чувства ответственности при выполнении социально значимой работы, как, например, web-версии школьной газеты «Октябрьские вести», web-страниц «Виртуального школьного музея» и школьного сайта.
Учебные задачи курса «Создание гипертекстовых приложений»:
1. Расширить знания, полученные в рамках изучения базового курса информатики.
2.Сформировать у учащихся базовые представления о языке гипертекстовой разметки НТМL, как способа представления информации.
3.Освоить программы обработки графической и текстовой информации.
4. Научить создавать web-сайты в редакторе Е-паблишер, Блокнот.
Курс является, во-первых, предметно-ориентированным:
• расширяет базовый курс информатики;
• развивает интерес к информатике;
• углубляет знания учащихся в области web-дизайна и как следствие интернет – технологий.
Во-вторых, курс является надпредметным, так как позволяет понять связь информатики с другими областями знаний.В процессе обучения от учащихся требуется не только умение создать свой web-сайт, но и сделать его визуально и информационно привлекательным, что невозможно без мобилизации творческих возможностей и необходимости самостоятельного поиска нестандартных решений.
Курс может с успехом использоваться не только в технологическом, но и в других профилях старшей школы, поскольку web- проектирование широко используется во всех предметных областях современного общества – гуманитарных, естественнонаучных, технических, социальных, экономических и др.
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий – самостоятельная практическая работа, индивидуальная работа с электронным учебником, компьютерный практикум, групповая работа, лабораторная работа, занятия в сети, защита разработок и т.п. Все задания выполняются с помощью инструкций и необходимых программных средств.
В данной системе деятельности ведущей и ключевой выступает личностно значимая, мотивированная и продуктивная деятельность ученика. При выполнении учебных заданий ребенок должен ощущать личную потребность в них, желание творить, реализовывать свои идеи, что является главным условие её продуктивности. Продуктивная ориентация курса означает, что результатом любой деятельности ученика становится его личный образовательный продукт, по качеству которого можно судить о сформированности у ученика соответствующих способов действий и внутренних образовательных приращениях.
Длительность изучения темы 2 – 6 занятий, в начале каждого из которых учащимся предлагается выполнить практическое задание, используя в качестве исходного материала примеры, подготовленные учителем (см. Практические задания). Таким образом, в ходе выполнения задания учащиеся знакомятся с новым материалом и создают web-документ. В заключительной части каждого занятия подводятся итоги о том, что узнали нового и что получили в результате.
Итогом курса являются проекты, которые защищаются на пятом и последнем занятии и оцениваются методом самооценки и взаимооценки, которые формируются в процессе обсуждения.
Предварительно, на занятиях проектирования проектов и при подготовке к защите, учащиеся должны изучить правила выступления (Приложение 8), заполнить лист самооценки (Приложение 9), бланка контроля (Приложение 10) в соответствии с критериями оценивания работы в учебном проекте «Школьная газета» (Приложение 11) и «Виртуальный школьный музей» (Приложение 13). Затем учащиеся выполняют итоговый контрольный тест «Основы HTML» (Приложение 15).
• проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения); создание проблемных познавательных ситуаций;
• выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащихся.
Все задания, вопросы рассчитаны на работу учащихся на уроке. Для усиления эффективности учащиеся выполняют индивидуально или в малых группах с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Общепедагогическая направленность занятий - сопряжение социализации и индивидуализации обучения в процессе изучения сетевых технологий. Знания, умения, и способы конструирования web-сайтов являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Таким образом, освоенный инструментарий - способы web-конструирования, выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими сайтами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходит с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.
Предполагается применение личностно ориентированного и деятельностного подходов в организации учебной деятельности учащихся. При освоении новых знаний необходимо учитывать различные механизмы психики такие, как память, восприятие, внимание, способность прогнозирования, осмысление и др. Виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при изучении, носят общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К ним, в частности, относятся:
•работа с источниками информации ‑ поиск информации в источнике, сопоставление свидетельств разных источников, высказывать суждение об их ценности, выделение фактов, проблем и т.д.;
Предлагаемый учебный курс для предпрофильной подготовки «Создание гипертекстовых приложений» должен помочь учащимся углубить основные базовые знания информатики, ключевые понятияHTML,расширить знания о представлении информации. Учащиеся должныусвоить основыweb-программирования, сформировать умения по созданию простейшихhtml-документов.Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления, в том числе, научить их:
•структурировать информацию, создавать макет сайта;
•распределять информацию по разделам сайта;
•использовать простейший web-редактор для создания web-страниц;
•овладеть основными способами и приемами по созданию web-страниц и сайтов.
Для работы учащимся потребуется конструктор школьных сайтов «E-publish», браузер InternetExplorer. Вся работа может выполняться без подключения к Сети.
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны:
знать
формы представления текстовой и графической информации в сети Интернет;
виды web - сайтов;
способы работы с изученными программами (редакторы сайтов) и HTML-документами;
язык HTML;
уметь
проектировать и создавать гипертекстовое приложение средствами прикладной программы E-publish;
программировать на языке HTML на уровне создания не менее 3-5 связанных страниц сайта;
передавать информацию в сеть Интернет с помощью специальных программ;
применять при создании web-страницы основные принципы web-дизайна, проводить анализ, проектировать структуру, производить отбор содержания согласно функциональным требованиям проекта, выполнять визуализацию информации в соответствии с требованиями дизайна;
иметь навыки владения
способами работы с изученными программами (редакторы сайтов);
необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления web-сайта;
приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;
опытом коллективного сотрудничества, способами коммуникации при конструировании web-сайтов;
Введение в проектирование. Типы сайтов. Что такое информационная архитектура. Правила структурирования и отбора информации.
Знакомство с программой «Конструктор школьных сайтов» (Е-паблишер). Создание проекта, работа с текстами, изображениями.
2
1
1
3
Создание информационной архитектуры сайта школьной газеты «Октябрьские вести». Создание карты сайта. Управление навигацией: редактор меню сайта.
Знакомство с правила выступления, заполнить лист самооценки, бланка контроля в соответствии с критериями оценивания работы в учебном проекте «Школьная газета»
2
1
1
4
Создание Web-страниц школьной газеты «Октябрьские вести»
2
2
5
Защита проектов
1
1
6
Основные понятия HTML. Структура HTML-документа. Форматирование текста. Создание и фоновое оформление главной Web-страницы.
3
1
2
7
Использование таблиц
4
2
2
8
Спецсимволы. Линии. Бегущая строка
2
1
1
9
Подготовка и размещение графики и звука
4
2
2
10
Создание страниц сайта
2
2
11
Работа с гиперссылками. Оформление гиперссылок
2
1
1
12
Фреймы.
Контрольный тест.
2
1
1
13
Создание концепции «Виртуального школьного музея» или сайта школы. Создание Web-страниц сайта «Виртуального школьного музея» и сайта школы.
Повторить правила выступления, заполнить лист самооценки, изучить бланк контроля в соответствии с критериями оценивания работы в учебном проекте «Виртуальный школьный музей».