Submitted by Светлана Князева on Tue, 04/05/2010 - 07:32
Тема. «Семья и я».
Цели.
Повторить изученные произведения по теме; формировать навык самоконтроля и самооценки; расширять читательский опыт через слушание нового произведения; научить видеть любовь матери к детям; воспитывать доброе отношение к ребенку, уважение к старшим; развивать творческую деятельность; формировать читательские умения: развивать способность ориентироваться в разных жанрах литературы, приводить примеры произведений к названному жанру, правильно называть произведения; выразительно читать наизусть стихотворения о семье; учиться характеризовать героев произведения, выражать свое отношение к ним; развивать познавательный интерес учащихся
Оборудование.
Ефросинина Л.Л. Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 кл.: В 2 ч. Ч. 2. М.: Вентана-Граф; Ефросинина J1.A. Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 2 кл. М.: Вентана-Граф; Ефросинина J1.A. презентация.
Тип урока: повторение изученного материала с применением элементов проектной деятельности
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Семья и я» А как вы понимаете слово «семья» (слайд № 1-2)
Что же такое «семья»? Слово это понятно всем, как «хлеб» и «вода». Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастия и печали, привычки и традиции. (отрывки из сочинений)
III. Обобщение и повторение темы «Произведения о семье»
- Ребята, сейчас мы будем вспоминать произведения из раздела «Семья и я». Поможет вам в этом учебник. Но пользоваться им вы будете в том случае, если действительно не знаете ответ на мой вопрос. Какой частью учебника для этого удобнее пользоваться?
Дети. Оглавлением.
- Итак, произведение какого жанра мы изучали первым в этой теме?
Дети: Быль. (слайд № 3)
- Назовите быль и ее автора.
Дети: Лев Толстой. Быль «Лучше всех».
- Вспомните, с произведениями, какого жанра мы работали потом?
Дети: С пословицами. (слайд № 4,5)
-Давайте вспомним пословицы. Продолжите их.
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Лад в семье – больше счастья не найти, хоть весь свет обойди.
Там где дружат – живут не тужат.
Начался разлад – и друзьям не рад.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
К какому произведению можно отнести последнюю пословицу? (Легенда о матери)
Дети: Легенда о матери (слайд № 6.7.8)
- А что такое легенда?
Легенда - это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа.
- Самое дорогое для всех нас слово - мама, с какими словами у вас ассоциируется это слово.
- С этим заданием вы успешно справились. А что мы изучали потом?
Дети: Колыбельные песни. (слайд № 9,10,11)
-Назовите колыбельные песни.
Дети: Народная песня «Колыбельная».
- М. Лермонтов - «Спи, младенец мой прекрасный».
- А. Майков - «Колыбельная песня».
- На какие группы можно разбить эти песни?
Дети: На народные и авторские.
- Что такое колыбельная песня?
Ученик отвечает, при необходимости ответ уточняется с помощью чтения справочного материала в учебнике.
- Назовите произведения, которые соответствуют этой модели. (слайд №12)
На доске: ( Жёлтый круг и прямоугольник с синим контуром)
Дети: Это народные сказки о семье. (слайд № 13)
- К татарской сказке «Три сестры» подберите пословицы и объясните их.
Дети: Сам себя губит, кто других не любит.
- Всем хороша, да слепа душа. (О двух старших дочерях)
- Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
-Жизнь дана на добрые дела. (О младшей дочери.)
- Что подойдет к нанайской сказке «Айога»?
Дети: Сам себя губит, кто других не любит.
-Назовите произведения, которые соответствуют этой модели. (слайд №14)
Желтый прямоугольник
Синий контур
Прямоугольник с красным контуром
Дети: Это рассказы: В. Осеевой «Сыновья», Е. Пермяк «Случай с кошельком», С. Аксаков «Моя сестра», Л. Воронковой «Катин подарок».
(слайды № 15,16,17,18)
-Главную мысль, какого рассказа можно выразить пословицей: «Всякой матери свое дитя мило?»
Дети:В. Осеевой «Сыновья».
- Назовите рассказ, в котором главную мысль можно выразить пословицей: «Жизнь дана на добрые дела».
Д. Е. Пермяк - «Случай с кошельком».
Дети: И, наконец, последняя рамочка... (слайд №19)
Прямоугольник с красным контуром
Желтый треугольник
Прямоугольник с синим контуром
Дети: Это модель стихотворения. (слайд 20,21,22,23)
- Какие стихотворения мы изучали?
Дети: Ю. Коринец - «Март».
- А. Плещеев - «Песня матери».
IV.Обобщение по теме урока. (слайд 24,25)
Без мамы и папы не было бы вас. Без ваших бабушек и дедушек, конечно не было бы и ваших родителей. Каждый из нас в семье имеет свою роль.
Я, например: дочь, сестра, племянница, жена, мама, бабушка, тетя. А кто вы? Давайте заполним ваше генеалогическое древо и узнаем кто вы в своей семье? (слайд 24,25,26,27)
Рефлексия (метод синквейна) (слайд 28,29)
Так что же для вас значит слово семья?
1.Семья
2.Какая? ( 2 слова)
3.Что делает? ( 3 слова)
4.Короткое предложение, фраза из четырех слов показывающая ваше отношение к теме- существительному.
5.Синоним или ваши ассоциации из одного слова, которое помогает повторить суть темы (обычно существительное)
V.Домашнее задание: найти книги о семье (слайд 30)
VI. Поставьте себе оценку за работу на уроке. Если вы довольны своей работой покажите красный цветок, если недовольны, то синий. (слайд 31-32)