Урок-панорама по технологии интегрированного обучения
«Гроза двенадцатого года»
Форма проведения урока: урок-панорама.
Оборудование урока:
• учебные карты «Европа в годы завоевательных войн Наполеона», «Отечественная война 1812 года»; схема Бородинской битвы;
• портреты: Наполеона, Кутузова, Барклая де Толли, Багратиона, Давыдова, Раевского и других героев 1812 года;
• музыкальное сопровождение – песня Б. Окуджавы «Батальное полотно», романс на стихи М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года»;
• иллюстрации к роману Л.Н.Толстого «Война и мир»;
• репродукции картин, изображения памятников скульптуры и архитектуры, посвященных войне 1812 года (в том числе репродукции портретов из Военной галереи Зимнего дворца);
• фрагменты художественного фильма «Война и мир» (батальные сцены);
• презентация «Отечественная война 1812 года».
• ТСО: компьютер, мультимедийный проектор с экраном.
• ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
1. Цифровая векторная карта «Отечественная война 1812 года» ( № 182581).
2. Презентация «Отечественная война 1812 года» (N 48876).
3. Анимированная карта «Бородинское сражение» (№ 111596)
4. Анимированная карта «Внешняя политика России в 1812-1815 гг.» (№ 111595)
Цели:
1. Дать углубленное восприятие учащимися единой картины войны 1812 года, сформировать понятие о сущности художественного образа и специфических средствах его создания в разных сферах художественного творчества.
2. Обобщить знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 года».
3. Развивать у школьников помимо общеобразовательных, новые информационные компетенции.
4. Оптимизация учебного процесса с помощью информационных технологий.
Задачи:
1. Осветить изученные исторические события средствами литературы, живописи, архитектуры, скульптуры.
2. Формировать умение извлекать из различных источников информацию по данной теме, находить на карте историко-географические объекты.
3. Способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
4. Воспитывать любовь к Отечеству через изучение памятных страниц истории.
ХОД УРОКА:
Приветствие гостей и участников урока.
Учитель истории: главной задачей нашего урока-панорамы является обобщение изученных исторических событий 1812 года и освещение их в художественной литературе и других видах искусства – архитектуре, живописи, скульптуре.
В ходе урока учащимся предложено заполнить таблицу:
«Отражение исторических событий войны 1812 года в искусстве»
Дата Историческое событие Произведение искусства (живопись, архитектура, литература, скульптура, музыка), посвященное событиям войны 1812 г., его местонахождение Автор произведения,
дата создания
(Таблица демонстрируется на экране с помощью проектора).
Учитель литературы: читает эпиграф урока:
«Гроза двенадцатого года настала,
кто нам тут помог – остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?».
К этим строкам Пушкина мы будем возвращаться на протяжении урока не раз – ответом им служат строки Лермонтова «Да, были люди в наше время…». Именно о героях, без которых не было бы победы, пойдет разговор на фоне известных исторических событий.
Учитель истории: прежде чем начать разговор о событиях 1812 года в России, давайте совершим краткий экскурс в историю событий начала 19 века в Европе.
(Звучит сообщение ученика у карты (анимированная карта «Внешняя политика России в 1796-1812 гг.») – о завоеваниях Наполеона в Европе, капитуляции Австрии, Пруссии, континентальной блокаде Англии, Тильзитском мире, народной войне в Испании, причинах похода Наполеона на Россию, его мечтах о господстве в Европе. Одновременно учащиеся в классе заполняют предложенную в начале урока таблицу – графу «Исторические события»).
Учитель литературы: почему Наполеон стал героем романтической литературы? (Рассказ ученика у портрета Наполеона (показ слайда) о его головокружительной карьере, чертах его характера, его трагической судьбе, поражении и заточении на острове Святой Елены).
Вот каким предстает Наполеон в одноименном стихотворении Пушкина и в отрывках из стихотворений Лермонтова «Воздушный корабль» и «Последнее новоселье». (Звучат стихи).
Учитель истории: Таков был полководец, бросивший против России громадную армию. И такому врагу Россия смогла дать отпор и одержать победу, хотя сначала пришлось отступать.
(Рассказ ученика у карты (анимированная карта «Отечественная война 1812 г.»(182581)) о планах Наполеона разбить три русских армии
поодиночке и об отступлении русских войск).
Главнокомандующим Первой русской армией в 1812 году был Михаил Богданович Барклай де Толли.
(Ученик делает сообщение о Барклае де Толли (показ слайда).
Учитель литературы: горькую судьбу Барклая де Толли лучше всех передал А.С.Пушкин в стихотворении «Полководец». Поэт высоко оценивает его заслуги. (Ученица читает стихотворение «О, вождь, несчастливый!…»).
Непонятость своего героя Пушкин подчеркивает особо, делая тем самым его образ особенно романтическим. Это усугубляется и описанием его судьбы после ухода с высокого поста военачальника (чтение отрывка «И долго, укреплен могущим убежденьем,...»).
Учитель истории: в отличие от непонятого народом Барклая, главнокомандующий Второй русской армией Петр Иванович Багратион был в народе любим и популярен (рассказ ученицы о Багратионе, показ его портрета).
Учитель литературы: Василий Андреевич Жуковский в стихотворении «Певец во стане русских воинов» пишет о Багратионе (чтение стихотворения «И ты… и ты, Багратион?...»).
Учитель истории: главной целью Наполеона было овладение Москвой. Но русское командование сорвало стратегический замысел Наполеона.
(Работа с анимированной картой «Отечественная война 1812 года (№ 182581)» – ученик рассказывает о срыве плана Наполеона, о соединении двух русских армий под Смоленском, о продвижении французов к Москве, сопровождая рассказ показом на карте).
В войне решалась судьба национальной независимости России, всех ее народов. Защита Отечества, борьба с иноземным врагом соответствовали коренным интересам всех народов России. Отражением этого был небывалый патриотический подъем народа, пробуждение его национального самосознания, понимание своей роли в защите Родины. Патриотизм народа уже тогда отмечался современниками: «Всяк стремится к одному… дабы Россию избавить от нашествия вражия. Умы до такой степени воспламенены, что солдаты и мужики лучше согласятся погребстись под развалинами отечества своего, нежели слышать о мире». Народ составил основу армии. Крестьяне кормили, одевали и вооружали армию. Широкие массы населения помогали заготавливать провиант, одежду, подводы. И делалось это добровольно. Активность народных масс проявилась и в ходе формирования ополчения, и в развитии крестьянского партизанского движения.
Учитель литературы: рассказ о теме патриотизма в романе «Война и мир».
(Показ кадров военных сцен из х/ф «Война и мир» на фоне песни Окуджавы «Батальное полотно»).
Учитель комментирует строки: «Не понять, кто главный, кто слуга, кто барин, из дворца, из хаты. Все они солдаты, вечностью объяты, бедны ли, богаты…».
Учитель истории: на фоне народной войны должен был появиться полководец, которому верил бы весь народ. Главнокомандующим назначается Михаил Илларионович Кутузов.
Учитель литературы: И снова звучат стихи В.А.Жуковского «Хвала тебе, наш бодрый вождь, …»
(Ученица читает стихотворение).
Здесь Жуковский показывает возвышенно-романтический образ «бодрого вождя», решающего исход борьбы народа с захватчиками. Пушкин говорил о Кутузове: «Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно оправдал».
(Ученик делает сообщение о М.И.Кутузове, показ слайда с портретом).
Учитель истории: назначение и приезд Кутузова в армию вызывают народное ликование. Он любим народом и армией, и умеет использовать моральную силу русских, борющихся за освобождение родной земли. Наполеон, имея численное превосходство, по-прежнему стремился разгромить в генеральном сражении русскую армию. Кутузов же разработал стратегию накопления крупных резервов, истощение врага и окончательный его разгром в ходе контрнаступления. Отступление армии в пределы Подмосковья заставило Кутузова решить вопрос о крупном сражении, которое должно было носить оборонительный характер и быть важной вехой в подготовке контрнаступления. Готовясь к нему, Кутузов учитывал патриотический подъем армии и всего народа. Место для сражения было выбрано весьма удачно и Кутузов пишет царю, что позиция, выбранная им при Бородино, одна из наилучших.
(Работа с картой «Бородинское сражение» (№111596) –рассказ ученика о Бородинском сражении).
Учитель литературы: вы все знаете и помните знаменитое стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», в котором художник слова красочно описал Бородинское сражение (слайд из презентации).
(Ученица читает отрывок из «Бородино»).
Кого же поэт называл богатырями, ставя их в пример своему поколению?
Учитель истории: безусловно, речь идет о блестящих офицерах русской армии. Об одном из них Николае Николаевиче Раевском Наполеон скажет: «Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы».
(Рассказ ученика о Раевском, демонстрация портрета).
Еще один представитель русских чудо-богатырей – Василий Григорьевич Костенецкий (рассказ ученицы о Костенецком, показ портрета).
Учитель литературы: генералам двенадцатого года Марина Цветаева посвятила стихи, которые были положены на музыку.
(Звучит романс «Генералам двенадцатого года» в исполнении ученицы).
Учитель истории: несмотря на мужество русских на Бородинском поле, Кутузову приходится принять решение оставить Москву, спасая армию.
(Показ слайдов - картин «Военный совет в Филях», «Пожар Москвы»).
(Ученица читает строки Пушкина «Напрасно ждал Наполеон…»).
В России начинается партизанская война, у истоков которой стоял замечательный офицер и поэт Денис Давыдов.
(Сообщение ученика о Давыдове, показ портрета).
Учитель литературы: в своих стихотворениях Давыдов дает портреты боевых товарищей. Например, в стихотворении «Партизан».
(Чтение отрывка «И мчится тайною тропой…», показ слайдов с портретами героев-партизан).
Учитель истории: особенно большое значение партизанскому движению придавал Кутузов. Когда, потрясенный силой сопротивления русского народа Наполеон направил к Кутузову полковника Бертелли с жалобой, что партизаны «воюют не по правилам», то Кутузов отвечал: «Трудно остановить народ, ожесточенный всем тем, что он видел, народ, готовый пожертвовать собой для Родины». За пять недель после Бородинского сражения армия Наполеона потеряла от действий партизан около тридцати тысяч человек.
Учитель литературы: широко известны слова Л.Н.Толстого о «дубине народной войны» (Ученик читает текст, показ иллюстраций у роману «Война и мир»).
Учитель истории: Кутузов с самого начала верил в победу России, готовил армию к этой победе, разрабатывал стратегию осуществления этого плана: сохранение боеспособной армии, резкое пополнение ее за счет специальных резервов, развертывание партизанского движения и, наконец, параллельное преследование армий Наполеона по старой Смоленской дороге.
(Работа с картой «Россия в 1812-1815 гг.» (№ 111595)– ученик рассказывает об изгнании французской армии из России) .
По случаю победы в знаменитом приказе Кутузова от 20 января 1813 года говорилось: «Храбрые и победоносные войска. Наконец вы на границе империи. Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». И это понимание своей роли в спасении Родины от иноземного порабощения долго сохранялось в среде солдат и крестьян. Патриотическим подъемом охвачены и передовые слои дворянства. Треть будущих декабристов были участниками Отечественной войны. Среди них будущие руководители Южного и Северного обществ Павел Иванович Пестель, Сергей Муравьев-Апостол. Определяя значение 1812 года для русской истории, критик В.Г.Белинский отмечал, что напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле сама в себе не подозревала.
Учитель литературы: память о героях и событиях 1812 года увековечена во многих произведениях поэзии, в прозе, живописи, скульптуре, архитектуре и музыке.
(Сообщения учащихся о произведениях живописи, посвященных войне 1812 года, показ слайдов, репродукций картин из Военной галереи Зимнего дворца - http://voina1812.narod.ru/2.html, http://www.museum.ru/museum/1812/Persons/VGZD/index.html).
Благодарные потомки увековечили подвиги верных сынов Отечества, воздвигнув им памятники – величественные мемориалы и скромные обелиски (рассказ учащихся и показ слайдов - http://www.history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapte... http://ru.wikipedia.org/wiki/Александровская_колонна; http://www.xxc.ru/history/index.htm).
Учитель истории: Так кто же помог нам выстоять в «грозу двенадцатого года»? Героев было множество, память о них сохраняется и по сей день.
Учитель литературы: А.С.Пушкин в своем стихотворении «Воспоминание о Царском Селе» отвечает на свой вопрос:
«Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья за веру, за царя»
(показывает эти слова на экране).
Далее учителя подводят итоги урока по разделам заполненной таблицы «Отражение исторических событий войны 1812 года в искусстве».
Также по материалам данного урока был проведен литературно-исторический вечер.
Использованные материалы со страниц Интернета:
1. http://www.ucheba.ru/referats/9565.html - музыка;
2. http://voina1812.narod.ru/2.html - живопись;
3. http://voina1812.narod.ru/1.html - литература;
4. http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/12/b2003/hm12_3_2_1.html http://www.museum.ru/museum/1812/Persons/VGZD/index.html - Военная галерея Зимнего дворца;
5. http://nasledie.smolensk.ru/pkns/index.php?option=com_content&task=view&... – памятники войне в Смоленске;
6. http://www.xxc.ru/history/index.htm - храм Христа Спасителя;
7. http://his.1september.ru/2003/30/6.htm - Москва - память о войне 1812 года;
8. http://www.museum.ru/W322
http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - проект 1812 год;
9. http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/12/b2003/hm12_3_2_7.html - изгнание наполеоновской армии;
10. http://www.history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapte... – памятники победы 1812 года;
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Александровская_колонна