Министерство образования и науки Российской Федерации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
им. Н.Г.Чернышевского
"Актуальные проблемы музыкальной педагогики" Сборник научных трудов ВЫПУСК2 Издательство "Научная книга" г. Саратов 2005
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО ДМШ.
Художественный образ или образный строй музыкальных произведений понятие широко известное и общепринятое. Все музыканты так или иначе теоретически и практически обращались к этому вопросу. Существуют разные трактовки и определения самого понятия, однако единого и универсального определения не существует. Попытаемся с позиций практической работы в классе специального фортепиано сформулировать условное определение художественного образа, являющегося в данном случае музыкальным образом.
Для удобства восприятия предлагаемого материала выделим три составляющие музыкального образа: во-первых – это замысел композитора, отраженный в нотном тексте (эпоха и стиль автора определяют музыкальную ткань); во-вторых – это личность ученика, интерпретирующего данный текст, где необходимо учитывать его музыкальные данные, возрастные особенности, профессиональные навыки и т.д.); в–третьих – это личность преподавателя, способствующего аргументированному прочтению текста и организующего работу ученика, где особое значение приобретает опыт, мастерство, педагогическая техника и т.д.
Обращение к данному вопросу возможно и необходимо с момента поступления ребенка в музыкальную школу. Так во время приемных экзаменов можно попросить его спеть «Колыбельную», объяснить назначение песни, обрисовать ее характер или, напротив, исполнив ему зажигательную плясовую мелодию, предложить рассказать о том, что она может отображать, графически нарисовать отдельные моменты ее исполнения или пластически через движение изобразить воображаемую сценку.
Следующей ступенькой в работе является определение эмоциональной характеристики восприятия мажора (светло, радостно, оптимистично) и минора (приглушенно, грустно, печально), что в дальнейшем способствует более точному восприятию характера музыкального произведения. Возможны иллюстрации ребенка к музыкальным произведениям – рисунки, в которых он отображает свое восприятие исполняемой музыки. Дальнейшее развитие происходит по схеме естественного усложнения от простого к сложному: песенки – пьесы – гаммы и этюды, полифония, крупная форма. Основная задача – развить художественную инициативу, воображение и эмоциональность ребенка для полноценной работы над художественным образом сочинения.
Вернемся к обозначенным выше трем составляющим музыкального образа. Замысел композитора – это точная и правильная передача художественного смысла, заложенного автором, что возможно только при грамотном и внимательном прочтении нотного текста, при квалифицированном анализе всех его составляющих. Необходимо стремиться, чтобы ученик проявлял в этой работе максимум самостоятельности. Постепенно, понемногу ребенок должен не только научиться самостоятельно разбирать произведение, понимая его содержание, но и без помощи педагога учить новую пьесу (здесь важно научить ученика тому, как правильно разбирать нотный текст, обращая внимание на его мельчайшие детали, предложить и объяснить основные принципы работы, научить обобщать и анализировать пройденное). При этом очень важно, чтобы технические и художественные задачи решались в гармонии. Вначале, по мысли Г. Нейгауза наиболее важным является музыкальный образ сочинения, а затем на первый план выходит то, какими техническими средствами достигается задуманное. Следует помнить, что натаскивание – злейший враг развития индивидуальности ученика. В то же время нельзя предоставлять ему и излишнюю свободу в работе над сочинением, когда многое остается несделанным и незавершенным.
Личность ученика - при определенных общепринятых музыкальных и двигательных данных (слух, ритм, память, координация, «аппарат») – в ракурсе нашей темы требует воспитания в первую очередь внимания, эмоциональности и интеллекта. Воспитание внимания может включать в себя активизацию наблюдательности, сосредоточенности. Воспитание эмоциональности происходит через умение слушать себя. Воспитание интеллекта – через познание закономерностей музыки. Из всего этого самым «простым» в определенном плане представляется воспитание внимания ученика, которое осуществляется через самоконтроль и работоспособность. Следует обратить особое внимание на развитие индивидуальности ученика, так как именно через нее будут проявляться черты современного прочтения музыкального сочинения, написанного в другое время. После первого прочтения текста сразу же начинается детальная работа над произведением. При этом необходимо выполнение последовательных слуховых задач. Поэтому приходится сначала концентрировать внимание ученика на чем-нибудь одном и затем постепенно умножать элементы музыкальной ткани, слушаемые одновременно.
Личность педагога – должна сочетать в себе высокие этические, моральные качества и высокий профессионализм. И если человеческие качества формируются задолго до момента преподавания (с детства), то профессионализм и принадлежность к определенной школе диктует различный подход к организации внутри классной работы, так называемой «кухни». Отметим важность владения педагогической техникой при работе с учеником над художественным образом. Само понятие педагогической техники как искусства включает в себя широкий комплекс способов, приемов и форм воздействия на ученика (показ, объяснение, жест, мимика, эмоциональный тон, сравнение и т.п.), а также умение максимально эффективно пользоваться ими в каждом индивидуальном случае. Постановка точных и интересных исполнительских задач возможна только при детальном знании-слышании изучаемого в классе произведения самим педагогом. Он обязан профессионально качественно знать каждое задаваемое учащемуся произведение. Принципиальность и авторитетность педагога заставляют ученика лучше следить за своей игрой, активнее проявлять свои лучшие качества, эффективно проверять себя слухом, соотносить свое исполнение с показом педагога. Для наиболее эффективной работы над музыкальным образом в специальном фортепианном классе ДМШ следует использовать разные типы занятий:
1. Монотематические уроки концентрируются вокруг единого художественно-смыслового стержня и посвящаются решению какой-либо одной проблемы. Приведем примеры. а) Разбор нотного текста. На различных примерах педагог учит методу разбора, осмысливанию авторских указаний, охвату музыкальных комплексов (мелодических построений, аккордов и т.д.), умению замечать все детали нотного текста. Таким может быть содержание не одного, а нескольких уроков с учеником, не привыкшим внимательно и грамотно разбираться в тексте.
б) Значение мелодии, как основы создания художественного образа. Здесь происходит выявление мелодической сущности различных произведений, определяется смысловое соотношение основной и сопровождающих линий. На таком уроке можно поговорить и о технике исполнения подвижных пассажей, а также украшений – ведь это тоже мелодии, которые необходимо интонировать и в которых действуют известные законы вокального исполнительства. «Быстрый шопеновский пассаж содержит в себе интонационного материала на пять–шесть ноктюрнов», – подчеркивал Н. Перельман.
в) Свобода и непринужденность в обращении с инструментом как обязательный элемент исполнительской техники при создании художественного образа. В данном случае считаем необходимым обратить внимание ученика на разнообразном использовании веса руки, тактильном ощущении кончиков пальцев при погружении в клавиатуру, поиски свободной посадки и рабочего мышечного тонуса.
д) Могут быть также разные виды педальных, гармонических, полифонических, текстологических, аппликатурных уроков – как предлагает Н. Перельман.
2. Политематические уроки сочетают в себе различные, часто контрастирующие задания, направлены на более объемный спектр познаваемого материала. Нередко в таком случае повышается интерес ученика и само занятие становится более насыщенным. Часто применяется и такая форма организации урока как выделение «стержня» в каждом из нескольких произведений, изучаемых учеником. Вокруг центрального задания как бы группируются важные детали, количество которых должно быть ограничено.
3. Уроки в свободной форме проводятся с учащимися, стоящими на более высоком уровне развития, способными усвоить сложные указания педагога, умеющими работать инициативно и самостоятельно. Над особенно трудной пьесой можно поработать детально и длительно, пока не появится заметный результат, в другом же произведении, где ученик уже находится на пути к достижению цели, ему представляется возможность здесь же на уроке добиваться улучшения. При этом педагог лишь изредка дает наводящие указания. Такая форма работы под ненавязчивым контролем педагога чрезвычайно эффективна, так как позволяет проверить и направить самостоятельную работу учащегося.
В процессе любого из вышеперечисленных типов занятий необходимо чаще переключать ученика от собственно работы к обыгрыванию. В создании рабочего плана урока должны быть точно разграничены изучение и исполнение. Чем чаще на уроке педагог будет создавать обстановку ответственного исполнения, тем большего он достигнет в воспитании эстрадного самочувствия молодого пианиста. Еще один момент. На протяжении насыщенного интенсивной работой урока, необходимо давать ученику некоторую разрядку, например, сыграть ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях, поиграть с ним в четыре руки. В результате внимание ребенка освежается и он вновь готов к настойчивой, требующей мобилизации всех сил работе.
Среди бесконечного разнообразия уроков должны быть и уроки восхищения. Нужно учить нашего воспитанника восхищаться тем, что, разумеется, достойно этого. Не нужно омрачать такие занятия излишними полезными советами. Нужно заразить восхищением! Не думайте, что это легко и просто! Как-то Натана Перельмана спросили: «Неужели всем ученикам преподается одно и то же?» «Да.» – ответил он. Прозвучавший ответ следует понимать таким образом, что учитель не может быть хамелеоном и менять свою окраску в зависимости от индивидуальности каждого ученика. Педагог-художник не идет на уступки, способные кардинально ухудшить проводимую работу. Его эстетические принципы гибки, изменчивы, но на каждом этапе взаимодействия с учеником определенны и целенаправленны. Изменять, варьировать, комбинировать приходится лишь способы их изложения.
Работа над музыкальным образом в ДМШ имеет свои отличительные особенности в зависимости от возраста ребенка. На занятиях с младшими школьниками (6-9 лет), обязательно вкрапливать в работу элементы игры: соревнования, «выдумки», где особенно ценны находки самих детей. Непринужденное поведение ученика на уроке поможет педагогу подобрать ключ к его душе, найти затрагивающие его воображение названия пьес, сюжеты, образы, ассоциации, которые помогут раскрыть сущность музыки, ее художественное, смысловое содержание. В занятиях с детьми особенно важны разнообразные, чередующиеся способы работы и формы воздействия: яркое слово, доходчивый показ, выразительный жест.
Однако нельзя сводить урок с детьми только лишь к игре – он обязательно должен включать момент интенсивной работы, требующей значительных усилий. Чем старше ученик, тем большая часть урока должна быть отведена собственно работе. Наблюдательность педагога поможет ему своевременно заметить признаки усталости ребенка, падение интереса и вовремя дать ему некоторую разрядку или закончить урок. Дети нуждаются в частом поощрении и оценке проделанной работы. При этом формулировка домашнего задания должна быть четкой и ясной. Педагогу необходимо чувствовать в каком настроении ученик уходит с урока, ведь это может предопределить качество его самостоятельной работы.
Многое из вышесказанного сохраняет силу и применительно к занятиям со старшими школьниками и подростками (10-14 лет). Но неизбежны некоторые существенные изменения в содержании и тоне проведения занятий. Педагогу, воспитывающему ученика на протяжении ряда лет, особенно важно замечать происходящие в нем изменения и своевременно «переходить» к более серьезному, «взрослому» тону занятий, что подростки очень любят.
Обычно, они прилагают все усилия, чтобы быть «на высоте», оказаться достойным проявленного к ним доверия. Следует реже давать готовые решения и чаще ставить перед ними проблемы, требующие продумывания, сопоставлений, выводов. От подростка закономерно требовать не только грамотного разбора текста, но и аргументации по поводу представляемого им художественного образа сочинения, а также самостоятельно подготовленного эскиза исполнения, на основе которого будет происходить дальнейшая совместная работа. Для расширения базовой эрудиции молодого пианиста педагог может помимо сообщения разнообразных сведений о изучаемой музыке порекомендовать ему прочесть ту или иную книгу, прослушать грамзаписи, компакт-диски, заглянуть в музыкальный словарь или музыкальную энциклопедию.
Таким образом у подростка закономерно пробуждается интерес к новым явлениям в жизни искусства и педагог, оберегая его от бесплодных блужданий, незаметно и ненавязчиво вводит его в круг современных исканий художественных образов в исполнительском творчестве. Следует заметить, что любая форма поощрения в стремлении ученика проявить свой индивидуальный вкус в выборе репертуара, в трактовке изучаемой музыки только укрепит его контакт с педагогом.
К особенностям работы с учениками старшего школьного возраста следует отнести изменившуюся форму организации урока. В данном случае отпадают некоторые ограничения. Подросток обязан уметь подолгу интенсивно работать над трудным для него сочинением. Домашнее задание может потребовать от него самостоятельных и длительных усилий. Один хороший урок способен дать весьма ощутимый «толчок» в работе, а это в свою очередь способствует разогреванию исполнительской и художественной интуиции молодого пианиста. В плане рассматриваемой нами темы особого внимания педагога требует эмоциональный мир подростка. Переломному возрасту свойственны порой замкнутость, застенчивость, за которыми скрываются сомнения, колебания настроения, повышенная ранимость. Педагог обязан проявить такт и деликатность к такого рода переживаниям. В конечном счете работа над музыкальным образом сочинения складывается из многих составляющих, и душевное состояние ребенка очень важный фактор, способный повлиять на этот процесс.
В заключение отметим, что основная задача в работе над образным строем музыкальных произведений – создать условия для художественного исполнения учеником выученных им сочинений, дать возможность ребенку почувствовать себя музыкантом-художником. В идеале вдохновение должно проявляться всякий раз, когда ребенок обращается к музыке. Педагогической удачей будет успешное выступление ученика на эстраде, для которого сам факт выступления может стать моментом истинного откровения. Таким образом, работа над художественным образом музыкального произведения должна носить многогранный характер. Ученик и педагог полны энтузиазма и любви к своему делу, это, в свою очередь, дополняется индивидуальностью ученика и огромным обаянием личности педагога (культурой). В этом вечном союзе рождается великое многообразие форм и методов работы над художественными образами музыкальных произведений.
Использованная литература
Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика-XXI, 2004.
Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игре на фортепиано. – М.: Классика-XXI, 2002.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1982.
Перельман Н. В классе рояля. – Л.: Музыка, 1970.
Перельман Н. Научить размышлять у рояля. – Л.: Музыка, 1983.
Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика-XXI, 1986.
Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1989.
Рецензия
на статью преподавателя МОУДОД ДМШ № 5 Н. Г. Бабковой
«Некоторые аспекты работы над художественным образом
в классе специального фортепиано ДМШ».
Рецензируемая статья Н. Г. Бабковой посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной детской музыкальной педагогики – работе над художественным образом музыкальных сочинений применительно к практике преподавания в ДМШ. Ощущается накопленный автором статьи значительный педагогический опыт, позволяющий ей свободно обращаться с методическим материалом, предлагая разнообразные формы и методы взаимодействия педагога и ученика для достижения поставленных целей.
Несомненно, что художественный образ как одна из краеугольных категорий эстетики и искусствоведения может рассматриваться с самых разных позиций и иметь разные толкования. Однако, тот факт, что автор статьи предлагает подойти к этому вопросу с позиций практики преподавания и воспитания молодых пианистов представляется вполне закономерным и оправданным.
Статья написана хорошим литературным языком, легко и с интересом читается. Положительным моментом является аргументированный стиль и последовательный характер изложения.
Учитывая вышеизложенное, считаю, что статья Н. Г. Бабковой «Некоторые аспекты работы над художественным образом в классе специального фортепиано ДМШ» может быть рекомендована к публикации.
Кандидат искусствоведения,
профессор кафедры специального фортепиано
Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Н. М. Смирнова
Сведения об авторе.
Бабкова Наталия Геннадьевна
Место работы: МОУДОД «ДМШ № 5» преподаватель.
Образование: Закончила СГК
им.Собинова, стаж работы 22 года.
Адрес: 410009 г.Саратов
Проспект 50 лет Октября
д. 17 кв.11.
д.т. 35-24-93
р.т. 62-15-81
|