Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



В. Даль « Война грибов с ягодами

Фото пользователя Татьяна Павловна Карякина
Submitted by Татьяна Павловна Карякина on чт, 13/05/2010 - 21:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лавренцова Н..А.
Место работы, должность: 
МОУ лицей №3 г.Зернограда Ростовской области
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
- дать учащимся представление о литературном творчестве Даля, его толковом словаре, - продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки, - в анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутье к слову, чувство рифмы, образность речи.
Краткое описание: 
Виды деятельности: • Обобщающее повторение, • ориентировка в авторстве отрывков, • работа с авторским текстом- выборочное чтение, • рассказ о В.Дале, его словаре, • практическая работа со словарем, • лексическая игра « Кузовок», • чтение и анализ сказки, • упражнения в совершенствовании выразительности чте-ния.

 

                                                       Ход урока:     
     
1.           Психологический настрой:
2.           Обобщающее повторение материала предыдущего урока в беседе.
А) На доске помещены портреты писателей. Ученики узнают и называют их.
- Что    объединяет   этих    русских   поэтов? ( 1831г   на даче в   Царском селе   состоялось    поэтическое   состязание   Пушкина и   Жуковского  на лучший пересказ народной сказки. « Судил»  состязание  Гоголь.)
 Б) Различия между литературной сказкой и обработкой народной сказки.
- Вчера мы выяснили, что написанные на основе народных, сказки Пушкина и  Жуковского     являются    литературными,   авторскими    сказками,    а  не художественными обработками.
 - Вспомните      в чем      разница      между литературной сказкой и обработкой  народной   сказки,    имеющими    один и тот    же сюжет?    ( Для обработки –   характерен   пересказ   народной   сказки. Он сохраняет сюжет и персонажей.  Литературная сказка на народный сюжет-   новая,   самостоятельная сказка. Она может иметь сложный сюжет, большее   количество героев. В ней глубже   прописаны характеры героев,   она красивее. В ней чувствуется стиль автора,  его идеи. Главная мысль шире, глубже чем в обработке.)
  В) Определение авторства сказки по отрывку.
           - Вы    сказали,   что в    литературной   сказке видно лицо автора. Попробуйте   определить авторство   двух    сказочных   отрывков. ( Читаются отрывки из   сказок Пушкина и Жуковского) ( По отрывку первой сказки видно,   что    он   написан   для   детей.   А   для детей писал   Жуковский.    Второй      отрывок  написан слогом, очень похожим на слог Пушкина. Написан легко, понятно.
       Г) Откройте учебник. Найдите и зачитайте отрывки, из которых мы    узнали о   том, как хотел писать для детей Жуковский и как писал всегда Пушкин.
       3. Новый материал урока.
 
          В.И. Даль- автор    толкового словаря,      собиратель   слов, пословиц, сказок и народных игр. Даль учит нас бережному отношению к русскому языку.
       - Сегодня мы встретимся с одним из писателей, который помогает нам понимать    поэзию, развивать слух к красоте, выразительность нашего языка.
          Работа по учебнику ( стр 124)
       - Что вы узнали     о В.И. Дале?     ( Дети пересказывают то , что      запомнили из   прочитанного)
         В.И. Даль был офицером,      потом     окулистом   ( главным врачом), но самым   главным делом в его жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам     дало      великолепный    « Словарь живого великорусского языка», было     собирание русских слов, уяснение их значения. За свою жизнь В.И.Даль собрал    около 200000 слов ( словарь).
        - Откроем   его и посыпятся   на   нас звонкие, сочные, мягкие, громкие, тихие,   шуршавые,   звенящие – разные   живые русские слова. Те которыми мы с вами  пользуемся каждый день. И те, значение которых, может быть, не знаем.   Выпало из словаря одно русское слово – кузовок. Что такое? Из чего сделано?    Для чего предназначено?
 
4.Практическая работа со словарем.
 
   - Не будем теряться в догадках, поищем ответа у Даля.
   Кузовок – плетеная корзиночка для ягод и грибов.
    - С таким кузовком    не только   в лес    по ягоды   и грибы ходили, но играли в   интересную,    развивающую    речь   игру.   Такую   игру Даль увидел, когда в поисках новых слов для своего   словаря бывал в деревне. Давайте прочитаем, как он описывает ее.
         ( Дети читают « Кузовок» В. Даля.)
   - Понятны ли вам правила игры?( Она похожа на игру в фанты)
         А каким словом назван у Даля фант – залог?
  - Что нужно      сделать,     чтобы не отдать залог? ( Правильно подобрать слова,   чтобы не ошибиться)
 
     5. Лексическая игра « Кузовок».
        - Сыграем в    игру,    которой    нас    учил    Даль.     Будем    называть     слова,   заканчивающиеся   на – ка,    с ударением    на последнем    слоге. ( машинка, корзинка, пружинка, снежинка, перинка)
 
      6. Чтение    и    анализ    сказки    « Война    грибов   с ягодами»
 
 - литературная    обработка В. Далем народной сказки.
 - Закончили играть. Пора и сказку послушать. ( Учитель читает сказку)
 -Какому типу принадлежит эта сказка: волшебная или бытовая? ( Сказка ближе 
 к шутке, забаве, прибаутке).
 - Обратите   внимание   на    характеры    грибов –   персонажей. ( Зачитываются
  диалоги)
  - Обратите внимание, что в разговоре грибов есть рифма. Найдите ее.
 - А найдете ли вы пословицу?
 
       7. Практическая работа с текстом.
 
    - Найдите и отметьте в тексте устойчивые   сочетания слов,   характерные   для
   русского простонародного языка.
   ( Под дубочком сидючи,   на грибы   глядючи, сила великая, сладка ягодка,  
    помочь полным – полнешенько, всем грибам голова…)
 - Какие    определения    дает В.И. Даль в сказке персонажам? (волнушки – 
  старушки,   сморчки –   старички,   тетка   Варвара – широкие карманы).
  -Много   в   сказке и    просторечий    « помочь   окликать»,   « из земли    прет»,  « отказалися», « пятой затопчим», « пыжится», « дуется».
         - Как вы думаете почему В.Даль пересказывая   сказку   сохранил просторечия?  Даль не ставил целью   написать     литературную сказку, а хотел передать в   обработке ее народное значение. Он сам обогащал сказки народными пословицами, загадками, присказками).
         - Послушайте,   как писали   о    сказках В.И.Даля в журнале « Москвитянин» в 1842 году «Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка   служила ему предлогом,   народный   колорит   сказок   был   усилен      Далем    множеством   пословиц,   поговорок,   метких образных словечек, введенных в   текст сказки».
- Перечитайте последний абзац сказки, где описан процесс сортировки грибов.
 - Почувствовали ли вы рифму?
 - Наверное,   так,    приговаривая в   рифму, русские    крестьяне, между делом   занимались    своей    работой,    создавали    « живой     великорусский язык», который так хорошо знал, любил  В.И.Даль.
          8. Совершенствование выразительного чтения. 
- Теперь, разобравшись в  особенностях   сказки,   мы готовы   к ее  выразительному   чтению.    Прочитаем    сказку    в лицах, стараясь передать               характер персонажей.
 
       9. Итог урока.
 
        - С творчеством какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?
         - Что вы расскажите дома родителям о В.И. Дале?
         - Чем отличается сказка В.И.Даля от сказки А.С.Пушкина?
       

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн