Submitted by Татьяна Павловна Карякина on чт, 13/05/2010 - 21:26
Ход урока:
1.Психологический настрой:
2.Обобщающее повторение материала предыдущего урока в беседе.
А) На доске помещены портреты писателей. Ученики узнают и называют их.
- Что объединяет этих русских поэтов? ( 1831г на даче в Царском селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший пересказ народной сказки. « Судил» состязание Гоголь.)
Б) Различия между литературной сказкой и обработкой народной сказки.
- Вчера мы выяснили, что написанные на основе народных, сказки Пушкина и Жуковского являются литературными, авторскими сказками, а не художественными обработками.
- Вспомните в чем разница между литературной сказкой и обработкой народной сказки, имеющими один и тот же сюжет? ( Для обработки – характерен пересказ народной сказки. Он сохраняет сюжет и персонажей. Литературная сказка на народный сюжет- новая, самостоятельная сказка. Она может иметь сложный сюжет, большее количество героев. В ней глубже прописаны характеры героев, она красивее. В ней чувствуется стиль автора, его идеи. Главная мысль шире, глубже чем в обработке.)
В) Определение авторства сказки по отрывку.
- Вы сказали, что в литературной сказке видно лицо автора. Попробуйте определить авторство двух сказочных отрывков. ( Читаются отрывки из сказок Пушкина и Жуковского) ( По отрывку первой сказки видно, что он написан для детей. А для детей писал Жуковский. Второй отрывок написан слогом, очень похожим на слог Пушкина. Написан легко, понятно.
Г) Откройте учебник. Найдите и зачитайте отрывки, из которых мы узнали о том, как хотел писать для детей Жуковский и как писал всегда Пушкин.
3. Новый материал урока.
В.И. Даль- автор толкового словаря, собиратель слов, пословиц, сказок и народных игр. Даль учит нас бережному отношению к русскому языку.
- Сегодня мы встретимся с одним из писателей, который помогает нам понимать поэзию, развивать слух к красоте, выразительность нашего языка.
Работа по учебнику ( стр 124)
- Что вы узнали о В.И. Дале? ( Дети пересказывают то , что запомнили из прочитанного)
В.И. Даль был офицером, потом окулистом ( главным врачом), но самым главным делом в его жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам дало великолепный « Словарь живого великорусского языка», было собирание русских слов, уяснение их значения. За свою жизнь В.И.Даль собрал около 200000 слов ( словарь).
- Откроем его и посыпятся на нас звонкие, сочные, мягкие, громкие, тихие, шуршавые, звенящие – разные живые русские слова. Те которыми мы с вами пользуемся каждый день. И те, значение которых, может быть, не знаем. Выпало из словаря одно русское слово – кузовок. Что такое? Из чего сделано? Для чего предназначено?
4.Практическая работа со словарем.
- Не будем теряться в догадках, поищем ответа у Даля.
Кузовок – плетеная корзиночка для ягод и грибов.
- С таким кузовком не только в лес по ягоды и грибы ходили, но играли в интересную, развивающую речь игру. Такую игру Даль увидел, когда в поисках новых слов для своего словаря бывал в деревне. Давайте прочитаем, как он описывает ее.
( Дети читают « Кузовок» В. Даля.)
- Понятны ли вам правила игры?( Она похожа на игру в фанты)
А каким словом назван у Даля фант – залог?
- Что нужно сделать, чтобы не отдать залог? ( Правильно подобрать слова, чтобы не ошибиться)
5. Лексическая игра « Кузовок».
- Сыграем в игру, которой нас учил Даль. Будем называть слова, заканчивающиеся на – ка, с ударением на последнем слоге. ( машинка, корзинка, пружинка, снежинка, перинка)
6. Чтение и анализ сказки « Война грибов с ягодами»
- литературная обработка В. Далем народной сказки.
-Много в сказке и просторечий « помочь окликать», « из земли прет», « отказалися», « пятой затопчим», « пыжится», « дуется».
- Как вы думаете почему В.Даль пересказывая сказку сохранил просторечия? Даль не ставил целью написать литературную сказку, а хотел передать в обработке ее народное значение. Он сам обогащал сказки народными пословицами, загадками, присказками).
- Послушайте, как писали о сказках В.И.Даля в журнале « Москвитянин» в 1842 году «Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила ему предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких образных словечек, введенных в текст сказки».
- Перечитайте последний абзац сказки, где описан процесс сортировки грибов.
- Почувствовали ли вы рифму?
- Наверное, так, приговаривая в рифму, русские крестьяне, между делом занимались своей работой, создавали « живой великорусский язык», который так хорошо знал, любил В.И.Даль.
8. Совершенствование выразительного чтения.
- Теперь, разобравшись в особенностях сказки, мы готовы к ее выразительному чтению. Прочитаем сказку в лицах, стараясь передать характер персонажей.
9. Итог урока.
- С творчеством какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?
- Что вы расскажите дома родителям о В.И. Дале?
- Чем отличается сказка В.И.Даля от сказки А.С.Пушкина?