Теоретические и методические особенности подготовки к ЕГЭ по математике
Учитель математики 1ой категории
Тураевской ср. школы Галимуллина Г. А.
В условиях модернизации математического образования одним из приоритетных направлений преподавания математики является изменение акцентов в учебной деятельности учащихся, усиление самостоятельности школьников, более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на подготовку учащихся к новым формам контроля – к сдаче ЕГЭ.
Идеального варианта подготовки к ЕГЭ не существует, как и не существует идеального отчаяния. 5 лет мои ученики сдавали ЕГЭ. Были и успехи, и отчаяния. В своем выступлении я не собираюсь изобретать велосипед, а просто хочу поделиться опытом своей работы по подготовке учащегося к сдаче ЕГЭ.
При подготовке к ЕГЭ у выпускника появляются новые трудности. Главное отличие ЕГЭ от выпускного экзамена состоит в том, что при подготовки придется повторить весь материал, изучаемый, начиная с 5 по 11 класс. ЕГЭ предлагает выпускнику сразу 18 заданий на 4 часа. При этом школьнику предлагается самому выбирать задания, с которыми он может справиться. Но ведь это уже очень трудная задача для учащегося, который привык стараться справиться с тем, что задано учителем. К ЕГЭ надо готовиться и по предмету, и психологически. Это связано еще с тем, что задания ЕГЭ сформулированы в непривычной для учащегося форме, и кроме того, большинство школьников должны смириться с тем, что все задачи они не решат в отведенное время. Сконцентрироваться надо на понятных для них задачах, решать их спокойно и до конца. Для того, чтобы учащиеся не растерялись перед заданиями ЕГЭ и решили правильно больше задач, их нужно готовить не в конце учебного года 11 класса, а намного раньше – начиная с 5-го класса.
В каждом классе 3-4 раза в год я провожу уроки-путешествия в «мир ЕГЭ». Раздаю учащимся готовые варианты с заданиями ЕГЭ 9-х и 11-х классов и прошу, чтобы они выбрали те задания, которые могут решить. В конце учебного года в 5-ом, 6-ом классах, после изучения тем «Формула площади прямоугольника», «Проценты», «Десятичные дроби» сильные ученики могут решить некоторые текстовые задачи из ЕГЭ 9-го и 11-го класса. В 7-ом, 8-ом классах они решают большинство заданий ЕГЭ 9-го класса. И у многих учащихся появляется интерес к тестам. После чего контрольные работы, зачеты в виде тестов (некоторые с ответами), а некоторые задания без готовых ответов они решают с желанием.
Можно составить разноуровневые тесты , можно задать домашнее задание, самим составить тесты с готовыми ответами из нескольких заданий.
Хочу вернуться к началу выступления. Не существует идеального отчаяния. Каковы бывают отчаяния у учащихся и у учителя после сдачи пробного ЕГЭ? Тот, кто хотел получить высокие баллы - получил низкие, тот, кто был уверен в сдаче ЕГЭ - не сдал. У каждого ученика ограничен круг возможностей. Будет неправильно, если во время подготовки не будем учитывать возможности учащегося. В течение всей 4-ой четверти 11 класса я стараюсь прогнать весь пройденный материал, который есть в ЕГЭ и при этом изучать новые темы. Во время осенних каникул провожу пробный ЕГЭ на школьном уровне и по результатам выявляю и возможности учащегося и те темы, которые надо повторить с классом. После этого, учитывая и желание ученика, я разделяю класс на 3 группы: 1-ая группа - те, которые просто хотят сдать ЕГЭ, 2-ая группа – те, которые на средние баллы и 3-я группа – те, которые хотят получить высокие баллы. Когда работаю с одной группой, 2 другие группы решают самостоятельно или при помощи сильного ученика. В течение 5 лет по традиции школы проводила консультации в 9-ом, 11-ом классах, начиная с начала учебного года. Так как по учебному плану на алгебру отводится 3 часа + 1 школьный компонент, этих часов практически не хватает для усвоения программного материала и подготовки к ЕГЭ. Но представьте, какая нагрузка для учителя 2 раза в неделю по 2-3 часа готовить к экзаменам. Поэтому в конце 10-го класса я начинаю проходить материал 11-го класса, и к первому полугодию 11-го класса завершаю материал, а во втором полугодии готовлю учеников к ЕГЭ. Еще можно использовать часы геометрии. В 2008-09 учебном году все выпускники получили аттестаты, хотя класс был не из сильных. Успеваемость -100%, качество по математике 64 %. Есть дети, для которых математика – это «темный лес», подготовка этих учащихся только по заданиям В, может дать результат.
Теоретические и методические особенности подготовки к ЕГЭ по математике
Учитель математики 1ой категории
Тураевской ср. школы Галимуллина Г. А.
В условиях модернизации математического образования одним из приоритетных направлений преподавания математики является изменение акцентов в учебной деятельности учащихся, усиление самостоятельности школьников, более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на подготовку учащихся к новым формам контроля – к сдаче ЕГЭ.
Идеального варианта подготовки к ЕГЭ не существует, как и не существует идеального отчаяния. 5 лет мои ученики сдавали ЕГЭ. Были и успехи, и отчаяния. В своем выступлении я не собираюсь изобретать велосипед, а просто хочу поделиться опытом своей работы по подготовке учащегося к сдаче ЕГЭ.
При подготовке к ЕГЭ у выпускника появляются новые трудности. Главное отличие ЕГЭ от выпускного экзамена состоит в том, что при подготовки придется повторить весь материал, изучаемый, начиная с 5 по 11 класс. ЕГЭ предлагает выпускнику сразу 18 заданий на 4 часа. При этом школьнику предлагается самому выбирать задания, с которыми он может справиться. Но ведь это уже очень трудная задача для учащегося, который привык стараться справиться с тем, что задано учителем. К ЕГЭ надо готовиться и по предмету, и психологически. Это связано еще с тем, что задания ЕГЭ сформулированы в непривычной для учащегося форме, и кроме того, большинство школьников должны смириться с тем, что все задачи они не решат в отведенное время. Сконцентрироваться надо на понятных для них задачах, решать их спокойно и до конца. Для того, чтобы учащиеся не растерялись перед заданиями ЕГЭ и решили правильно больше задач, их нужно готовить не в конце учебного года 11 класса, а намного раньше – начиная с 5-го класса.
В каждом классе 3-4 раза в год я провожу уроки-путешествия в «мир ЕГЭ». Раздаю учащимся готовые варианты с заданиями ЕГЭ 9-х и 11-х классов и прошу, чтобы они выбрали те задания, которые могут решить. В конце учебного года в 5-ом, 6-ом классах, после изучения тем «Формула площади прямоугольника», «Проценты», «Десятичные дроби» сильные ученики могут решить некоторые текстовые задачи из ЕГЭ 9-го и 11-го класса. В 7-ом, 8-ом классах они решают большинство заданий ЕГЭ 9-го класса. И у многих учащихся появляется интерес к тестам. После чего контрольные работы, зачеты в виде тестов (некоторые с ответами), а некоторые задания без готовых ответов они решают с желанием.
Можно составить разноуровневые тесты , можно задать домашнее задание, самим составить тесты с готовыми ответами из нескольких заданий.
Хочу вернуться к началу выступления. Не существует идеального отчаяния. Каковы бывают отчаяния у учащихся и у учителя после сдачи пробного ЕГЭ? Тот, кто хотел получить высокие баллы - получил низкие, тот, кто был уверен в сдаче ЕГЭ - не сдал. У каждого ученика ограничен круг возможностей. Будет неправильно, если во время подготовки не будем учитывать возможности учащегося. В течение всей 4-ой четверти 11 класса я стараюсь прогнать весь пройденный материал, который есть в ЕГЭ и при этом изучать новые темы. Во время осенних каникул провожу пробный ЕГЭ на школьном уровне и по результатам выявляю и возможности учащегося и те темы, которые надо повторить с классом. После этого, учитывая и желание ученика, я разделяю класс на 3 группы: 1-ая группа - те, которые просто хотят сдать ЕГЭ, 2-ая группа – те, которые на средние баллы и 3-я группа – те, которые хотят получить высокие баллы. Когда работаю с одной группой, 2 другие группы решают самостоятельно или при помощи сильного ученика. В течение 5 лет по традиции школы проводила консультации в 9-ом, 11-ом классах, начиная с начала учебного года. Так как по учебному плану на алгебру отводится 3 часа + 1 школьный компонент, этих часов практически не хватает для усвоения программного материала и подготовки к ЕГЭ. Но представьте, какая нагрузка для учителя 2 раза в неделю по 2-3 часа готовить к экзаменам. Поэтому в конце 10-го класса я начинаю проходить материал 11-го класса, и к первому полугодию 11-го класса завершаю материал, а во втором полугодии готовлю учеников к ЕГЭ. Еще можно использовать часы геометрии. В 2008-09 учебном году все выпускники получили аттестаты, хотя класс был не из сильных. Успеваемость -100%, качество по математике 64 %. Есть дети, для которых математика – это «темный лес», подготовка этих учащихся только по заданиям В, может дать результат.