Submitted by Елена Юрьевна Милькова on Sat, 15/05/2010 - 08:47
Ход внеклассного мероприятия
Организационный момент.
Сообщение темы внеклассного занятия.
Учитель: Сегодня на занятии по краеведению мы познакомимся с одним из обрядов нашего Северного края. Работа будет проходить в форме творческой мастерской, где ученики 7 класса будут краеведами -исследователями, зрителями и актерами.
Основные этапы занятия (план - презентация)
1. Что такое обряд? Виды обрядов.
Учитель: Ребята, кто знает, что такое обряд? (ответы учащихся).
Учитель: Давайте обратимся к словарю Ожегова (См. презентацию, слайд 2).
Обряд – это традиционные действия, сопровождающие важные действия человеческого коллектива. Действительно различные обряды сопровождали крестьянина на протяжении всей его жизни. Человек родился – крещение. А вы знаете какие - то обряды? (ответы учащихся).
Учитель: Обрядов очень много, поэтому их можно разбить на 3 группы (вида): календарные, семейные, религиозные. (См. презентацию, слайд 3).
Семейные обряды – обряды, связанные со свадьбой, смертью, рождением. (См. презентацию, слайд 4).
Календарными называются сельскохозяйственные обряды. (См. презентацию, слайд 5).
Религиозные обряды - регулярное посещение церкви, прием священника на дому, участие в крестных ходах, соблюдение постов, домашние моления. (См. презентацию, слайд 6).
2. Свадебный русский обряд.
Учитель: Сегодня на занятии мы подробнее рассмотрим русский северный свадебный обряд. Ребята, свадебный обряд относится к какому виду обрядов? (ответы учащихся).
Учитель: На Севере, да и в других регионах нашей страны, свадьба состояла из множества обрядовых действий. Проходила в определенное время и обряды совершались в течение длительного времени. Давайте мы с вами рассмотрим основные характеристики свадебного обряда и запишем их в тетрадь: (См. презентацию, слайд 7).
Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов.
Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.
Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах.
Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII—XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.
При всей вариативности обряда его общая структура остается неизменной.
Свадебные обряды
Учитель: Как мы уже отметили свадьба состояла из множества обрядов и в разных регионах ее структура оставалась неизменной. Давайте познакомимся с этими обрядами. Сватовство; «Чаепитие» (смотр); Подготовка приданого; Оглашение решения о свадьбе; Смотрины; Сватанье; Баня; Обряд одевания невесты; Обряд дарения жениха; Венчание; Выкуп; Первый день свадьбы.
4. Н. Н. Аруев «Крестьянские свадьбы около г. Сольвычегодска до 1917 года».
Учитель: Сегодня на занятии мы познакомимся с крестьянскими свадьбами, которые проходили около г. Сольвычегодска до 1917 года. Записал свадебные обряды наш местный краевед Николай Николаевич Аруев. (См. презентацию, слайд 9).
Ребята 7 класса подготовили небольшой театрализованный фрагмент «Сватовства» по произведению Н.Н. Аруева. Во время просмотра обратите внимание на действия участников и на предметы обихода, которые играли важную роль в обряде сватовства.
(показ театрализованного фрагмента)
Учитель: Кто обратил внимание, какой предмет был важен на этом крестьянском столе во время сватовства? (ответы учащихся).
Учитель: Это рыбный пирог, делали его обычно из трески и подавали только тогда, когда приходили в дом к невесте сваты с женихом. Если девушка не выходила замуж, то про нее говорили « у девушки пирог заплесневел».
5. Работа с документами
текстом Н.Н. Аруева
Учитель: Представьте себе, что вам в руки попал документ , в котором время уничтожило отдельные слова, а вам хотелось бы его восстановить. Сейчас вы, ребята, на короткое время станете исследователями – краеведами и восстановите в фрагментах текста Н.Н. Аруева слова. Это свадебные обряды и в каждом фрагменте текста, говорится об одном обряде.
(самостоятельная работа учащихся в парах)
Учитель: Какие обряды вы вставили? (ответы учащихся).
Учитель: Проверяем, смотрим на презентацию. (См. презентацию, слайд 10,11,12).
Фрагмент текста из обрядовых действий
Учитель: Соотнесите виды обрядов и представленные фрагменты текста под цифрами 1.2,3,4,5.
(самостоятельная работа учащихся)
Учитель: Проверяем, смотрим на презентацию. (См. презентацию, слайд 13).
6. Закрепление изученного.
Учитель: Сегодня на занятии мы с вами узнали много нового о обрядах, свадебном обряде. Мне хотелось бы узнать, что вы запомнили. Поэтому мы сейчас проверим ваши знания? Отвечаем на вопросы. (См. презентацию, слайд 14,15,16,!7,18).
Что такое обряд? (ответы учащихся).
Какие бывают обряды? (ответы учащихся).
Свадебный обряд относится к какому виду обрядов? (ответы учащихся).
Как звали местного краеведа, описавшего свадебный обряд? (ответы учащихся).
Учитель: Проверяем, смотрим на презентацию. (См. презентацию, слайд 15,16,17,18).
Учитель: Что вы нового узнали на занятии? С каким настроением вы уходите с нашего мероприятия? (ответы учащихся).