Как пробудить интерес к чтению? ( Игра «Литературное ассорти» на уроках в старших классах
Размещено: Елена Юрьевна Панкова - вт, 18/05/2010 - 13:14
Разработка литературной игры
МОУ Балтасинская гимназия
Учитель 1 категории Панкова Е.Ю.
Как пробудить интерес к чтению? ( Игра «Литературное ассорти» на уроках в старших классах)
Преподавание гуманитарных наук сейчас особенно трудно. В современном мире пропагандируются, мягко говоря, несколько иные ценности, нежели те, которые традиционно воспевала русская литература с её вниманием к униженным и оскорблённым, с идеей самоотречения во имя светлых идеалов. Определённые опасения вызывают катастрофически низкий уровень грамотности выпускников школы, падение престижа образования и, как следствие, уровня культуры в стране. На фоне всего этого мы сталкиваемся с тем, что школьник не хочет учиться, не испытывает потребности в умственном и духовном самосовершенствовании. Вопрос мудрого Сухомлинского: « Как же воспитывать, как поучать, просвещать и одухотворять?» - для нас, словесников, как никогда актуален. Я очень обеспокоена тем, что учащиеся старших классов, по сути, взрослые люди, не всегда могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы и даже элементарно поддерживать беседу на любую тему. Одна из причин такой языковой «бедности», на мой взгляд, кроется в том, что наши дети, к сожалению, не испытывают интереса к чтению книг. В подобных условиях перед учителем-словесником встаёт сложная задача – всеми возможными способами попытаться пробудить этот интерес, что предполагает использование и постоянное обновление вариативных методик, способов и приёмов организации занятий.
Принято считать, что уроки в форме игры более приемлемы в классах младшего и среднего школьного звена. Тем не менее, в старших классах подобная форма работы вызывает не меньший интерес, является своеобразной передышкой после серьёзных разговоров и обсуждений и способна в какой-то мере подогреть интерес к прочтению той или иной книги.
Игру « Литературное ассорти» мы проводим обычно после изучения какого-либо крупного произведения в качестве игрового элемента урока. Чтобы успешно выступить, члены команд (5-6 человек) должны хорошо знать содержание изученного произведения и уметь выделять в нём различные аспекты. Игра вызывает неизменный интерес у участников и организаторов (в сильных классах подготовку вопросов и проведение этой части урока можно поручить специальной группе учащихся).
Для проведения игры потребуется красочно оформленное (в бумажном или электронном варианте) игровое поле, состоящее из 15 секторов. В центре поля – заголовок « Литература плюс…», а на секторах – надписи «история», «география», «музыка», «живопись», «юмор». Секторы могут быть и другими, в зависимости от характера вопросов и особенностей произведения. В каждом секторе обозначен номер вопроса и название или символическое изображение области знаний, с которой связан данный вопрос. Так, например, если вопрос из области географии, можно в данном секторе поместить изображение глобуса, если из области музыки – скрипичный ключ и т. д. Команды поочерёдно достают из конверта карточки с номерами вопросов, на обдумывание ответа даётся не более трёх минут. Жюри оценивает вопросы по трёхбалльной системе.
Приведу примеры заданий, которые могут быть использованы после изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир»(10 класс).
«Роман + история»
Сектор 4. Назовите фамилии великих реформаторов царствования Александра I по гражданской и военной части. ( Аракчеев и Сперанский)
Сектор 6. Каков был взгляд Толстого на роль личности в истории?
(Толстой был против распространённой в его эпоху теории, что история движется мыслями и решениями отдельных выдающихся личностей. По его мнению, развитие истории зависит от множества мелких поступков отдельных людей; поступки эти, соединяясь, образуют события; история движется не волей Наполеона или Александра I, а народными массами, участвующими в исторических событиях)
Сектор 13. В чём заключалась сущность масонства? (Сущность масонства заключалась в призыве к внутренней духовной работе над собой. «Очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость» - говорит Пьеру Баздеев)
« Роман + география»
Сектор 2. В каком городе происходило заключение мирного договора между Александром I и Наполеоном? (Тильзит)
Сектор 9. В 1805 году в маленьком австрийском городке проходит смотр войск. Почти через 100 лет в этом самом городке родится мальчик, чьё имя проклянёт человечество в двадцатом веке, - Адольф Гитлер. Назовите город. (Браунау)
Сектор 11. В боях возле этой деревеньки Тушин и Тимохин показали, на что способен простой русский солдат. Как называется деревня? (Шенграбен)
«Роман + математика»
Сектор 1. Почему Долохов задумал выиграть у Николая именно сорок три тысячи рублей? («Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони»)
Сектор 8. На сколько лет Андрей Болконский старше Пьера Безухова?
( На 7 лет)
Сектор 15. Сколько лет Наташе Ростовой на первых страницах романа? (13 лет)
«Роман + любовь»
Сектор 5. «Весь мир разделён для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и пустота». Кому принадлежат эти слова? ( Андрею Болконскому)
Сектор 14. Кто из героев утверждал: « Мы спим, пока не любим. Мы дети праха, а полюбил – и ты бог, ты чистый, как в первый день созданья»? (Василий Денисов)
Сектор 7. Кто из героев романа, производящий впечатление циничного человека, презирающий женщин, надеется «встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило его»? (Фёдор Долохов)
«Роман + юмор»
Сектор 3. Чем насмешил гостей Анны Павловны Шерер Пьер Безухов, прощаясь с ними? (вместо своей шляпы он захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал её, дёргая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить её)
Сектор 10. Наташа говорит матери о Борисе: «…Только совсем не в моём вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Узкий, знаете, серый, светлый…». Какое определение она дала Пьеру Безухову? («синий, тёмно-синий с красным, и он четвероугольный»)
Сектор 12. Как простой казак Лаврушка перехитрил Наполеона?
(услышав сообщение, что перед ним сам Наполеон, «Лаврушка тотчас притворился изумлённым, ошеломлённым, выпучил глаза и сделал такое же лицо, которое ему привычно было, когда его водили сечь». Маневр удался вполне: довольный Наполеон отпустил его на волю.)
Очевидно, что без особого труда можно составить подобные вопросы по любому произведению. Конечно, не стоит злоупотреблять этой формой урока, вполне достаточно использовать её 2-3 раза в год. Это позволит привлечь каждого в совет игры, каждый сможет побывать и в роли игрока, и в роли ведущего, организатора, при необходимости сможет выступить консультантом при проведении различных литературных игр и конкурсов.
В конце урока обязательно подводятся итоги. Команда сама может выдвинуть кандидатов на оценку - самых активных учащихся. На таких уроках одному из учащихся я предоставляю «право каверзного вопроса», который готовится заранее, может быть связан с любой областью знаний и должен быть самым сложным и интересным. Оценка ставится и тому, кто подготовил этот каверзный вопрос, и тому, кто на него смог ответить.
Научить детей читать книги сложно, и в этом нелёгком деле нужно испробовать все возможные способы, пробуждающие интерес к чтению.
На: Как пробудить интерес к чтению? ( Игра «Литературное ассорти
Уважаемая Елена Юрьевна! Спасибо за материал. Это ещё один способ привлечь детей к чтению. www.openclass.ru/blogs/157391 Согласны? Какшина И.Е.
На: Как пробудить интерес к чтению? ( Игра «Литературное ассорти
Актуальный материал! Спасибо!
С уважением, Кристина Дмитриевна.