На уроке, посвященном этой теме, вначале провожу беседу. Повторяем с девятиклассниками основные сведения о союзах и союзных словах, полученные обучающимися в результате пропедевтической работы на уроках морфологии .Беседа строится с опорой на таблицу.
Простые подчинительные союзы
|
Составные подчинительные союзы
|
Союзные слова
|
Что
|
Потому что
|
1. Относительные
|
Чтобы
|
Для того чтобы
|
Местоимения: кто, что, какой,
|
Как
|
Так как
|
Чей, который, сколько
|
Будто
|
Как будто
|
|
Когда
|
Так что
|
2. Относительные наречия: где,
|
Пока
|
|
Когда, куда, откуда, почему,
|
Хотя
|
двойные
|
Зачем и как.
|
если
|
Чем - тем
|
|
|
Если - то
|
|
|
|
|
|
Что, когда, как
|
|
|
|
|
Предпоследняя строка таблицы в начале беседы закрыта.
В ходе беседы учащиеся вспоминают: союзные слова – относительные местоимения(ср.: вопросы, на которые отвечают части речи, изученные до местоимений) и относительные наречия (ср.: вопросы, на которые отвечают наречия); составными и двойными могут быть только союзы.
Затем даю устный диктант с грамматическим заданием: определить, какой схеме соответствует диктуемое предложение, чем придаточное предложение прикрепляется к главному (союзом или союзным словом).
Чтоб зацвести, земля должна услышать голос соловьиный. (Н.Рыленков) Чем выше небо над Россией, тем больше солнца на земле. (Л.Татьяничева) Склоняются к нам звезды с небосклона, как будто здесь их встреча с кем-то ждет. (С. Вишневский) Если зерна добра мы посеем, завтра всходы поднимет заря. (В. Харитонов) Везде, где солнце светит, товарищи у нас. (С. Щипачев)
Далее работа по таблице продолжается.
Задание: перечитать содержание таблицы ещё раз; выяснить, нет ли на ней таких слов, которые встречаются дважды: и среди союзов, и среди союзных слов? (что, когда, как).
Показываю девятиклассникам предпоследнюю строку таблицы, где написаны названные учениками слова – омонимы.
(Чтобы различать союзы и союзные слова-омонимы, надо помнить: союзы – служебная часть речи, следовательно, членами предложения не могут быть; союзные слова – местоимения и наречия – самостоятельные части речи, следовательно, они являются членами предложения (разумеется, придаточного). Грамматическое различие между союзами и союзными словами – это главное).
Диктант с грамматическим заданием: произвести синтаксический разбор придаточных предложений.
1.Далеко не все понимают, что личный эгоизм – родной отец подлости. (М.Горький)
2. Недаром говорится, что каждый человек – загадка. (Н.Погодин)
3. Не шути над тем, что дорого другому. (Пословица)
4. Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется. ( Н.Рыленков)
5. Когда труд – удовольствие, жизнь хороша. (М.Горький)
6. Вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу. (К. Паустовский)
Выразительно читаются предложения 1-4. Делается вывод: на союзное слово обычно падает словесное ударение, союз же произносится менее четко, с ослаблением гласных.
Замена (устно) в предложении 5 союза когда союзом если, в предложении 6 союзного слова когда союзным словом при котором. Вывод: синонимическая замена союзов союзами, союзных слов союзными словами – один из дополнительных приемов разграничения союзов и союзных слов .
Чтобы разграничить союзное слово как и союз как, необходимо знать следующее. В придаточных сравнительных ( они отвечают на вопрос как?) как – всегда союз; в других – оно может быть и союзом, и союзным словом; различать из надо по смыслу, используя дополнительно прием синонимической взаимозамены. Например: 1. Если б знали вы, как (насколько) мне дороги подмосковные вечера! (М. Матусовский) 2. Я слышал, как (что) темные ели немолчный вели разговор. (Р.Рождественский)
В заключении дается творческое списывание.
1. Выросший птенец не вылетал из гнезда. Мы долго не могли понять почему и считали его трусишкой.
2. Щуры плохо переносят неволю. Я знал это и решил выпустить Щурку ранней весной.
3. Падают с веток старые сосновые шишки. Мы лежали на мху, слушали и молчали.
|