Разработка урока русского языка в 5б классе в рамках недели русского языка и литературы в школе, посвященного Году семьи, с использованием компьютерных технологий.
Учитель русского языка и литературы
Рафикова Г.М.
Тема урока: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (закрепление и проверка знаний).
Цели:
1. Закрепление знаний учащихся правила выбора е и и в безударных падежных окончаниях существительных.
2. Закрепить навыки действия при выборе орфографии.
3. «Воспитание любви и чувства уважения к своей семье и её традициям».
Тип урока: закрепление и проверка знаний
Оборудование: компьютеры, программа «Фраза», презентация о семье и о городе Лениногорске, рисунки учащихся о семье, сигнальные карточки, фотографии семей.
Ход урока:
1. Организационный момент и постановка целей урока.
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы продолжим изучение темы «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» и проверим наши знания.
2. Проверка домашнего задания («по цепочке») с объяснением («проговариванием») способа действия при выборе орфограммы е - и.
3. Закрепление и проверка ЗУН.
a) Заполнение таблицы (левая половина таблицы заполняется коллективно, правая по мере диктовки – запись появляется и на экране).
И и Е в окончаниях существительных.
Имена существительные
Окончание – и
1)I скл. род. падеж.
2) На –ия, -ие, ий.
3)III склонение
Окончание - е
1)I скл., кроме форм род. падежа и слов на –ия.
2)II скл., кроме слов на –ие, -ий.
(Учитель диктует словосочетания, учащиеся называют строчку, где вписать словосочетание. Таблица заполняется, записи появляются на экране).
Словосочетания: мечтать о профессии, быть на лекции, трястись на телеге, отдыхать в деревне, рос у дороги, написать в альбоме, наблюдения на местности.
Делается вывод о правописании окончаний –и и –е.
4. Проверочный диктант: помогать маме, собираться в зале, ужинать на кухне, рассказать о работе, убирается в доме, отдыхать у бабушки, говорить о воспитании, около постели, висит на стене, обрадоваться новости, говорить об удаче, поехать на море, фотография у ёлки, у лесной беседки, вид с горы.
5. Проверка диктанта через мультимедийный проектор, самопроверка, самооценка.
6. Предлагается презентация учащихся на тему: «Моя семья» – 1гр. на тему: «Фотография на память» – 2 гр. (см. приложение 1).
Учитель: 2008 год объявлен годом семьи. Сейчас мы посмотрим презентации наших учащихся по теме «Моя семья», которую сделала первая группа по рисункам учащихся (просмотр презентации, составление устных рассказов). Просмотр второй презентации «Фотография на память». Составление письменного рассказа о семье с использованием словосочетаний проверочного диктанта.
7. Проверка ЗУН учащихся:
- 7 учащихся садятся за компьютеры (тест программа «Фраза» тема: 5 класс Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»
- остальные учащиеся работают с сигнальными карточками.
Поражаться смелости, думать о жизни, мысли о доме, направиться к станции. Лечился в санатории, идти по лестнице, отвечать по математике, побывать в Японии, росли на б ерезе, побывать в музее, бежали по аллее, писать о Родине.
8. Чтение стихотворения о Родине, сочиненного на уроке литературы самими учащимися