Архитектура храма.
На Руси самой распространенной формой
православного Храма является крестово-
купольная.
Купол православного храма заканчивается
главою, на которую ставится
восьмиугольный православный крест. Нередко
внизу креста можно увидеть полумесяц.
Полумесяц – это люлька Вифлеемская,
Принявшая Богомладенца Христа.
Полумесяц – это еще и чаша
евхаристическая, в которой находится
Тело Христово.
Полумесяц- это еще и корабль церковный,
ведомый кормщиком – Христом.
Полумесяц – это еще и якорь
христианской надежды на спасение по вере в
Крестные заслуги Искупителя мира.
Архитектура храма.
Христианский храм – это образ неба на земле,
Священное пространство, в котором человек
встречается с Богом, это предвосхищение иного
мира и новой земли, Горнего Иерусалима.
Самая древняя форма христианского храма –
продолговатый четырехугольник с выпуклой
Передней частью, наподобие корабля. С 1У века
стали строить восьмиугольные, крестообразные
и даже круглые в основании храма. Каждая из
этих форм имеет свое символическое значение: так,
храм наподобие корабля напоминает верующим, что
через житейское море только Церковь может
привести нас в Небесное пристанище;
Восьмиугольная форма символизирует путеводную
звезду в Царство Небесное; круглая – вечное
существование Церкви; крестообразная форма –
Истинная основа Церкви – это крест.
Здания храмов завершаются
куполом, который символизирует
небо, куда должны обращаться все
мысли и чаяния верующих.
Купол православного храма
Заканчивается главою, на которую
ставится восьмиконечный
православный крест
Иконостас.
Иконостас – перегородка с установленными на
ней в определенном порядке иконами. Он не просто
отделяет мир Божественный от мира земного, он
еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом
Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к
средней части храма, где стоят молящиеся.Таким
Образом, во время богослужений собрание
верующих как бы поставлено лицом к лицу с
собранием небожителей, таинственно
присутствующих в образах иконостаса.
Иконостасы бывают разными по высоте. К
Примеру, в Успенском и Архангельском соборах
Московского Кремля и в Успенском соборе Троице-
Сергиевой лавры можно видеть классические
Иконостасы, состоящие из пяти ярусов, или пяти
рядов, икон.
Нижний ярус или ряд называется местным,
потому что в нем помещается местная икона, то
есть икона праздника или святого, в честь
которого освящен храм.
Второй снизу ряд иконостаса может быть
Праздничным. Здесь могут располагаться
Иконы двунадесятых праздников (главнейших
событий Евангельского повествования).
Третий ряд – деисусный или деисус.
Центральное место в нем занимает трехличная
икона: в центре – икона Спасителя, слева от
Нее – икона Божией Матери, справа – икона
Иоанна Крестителя.
Четвертый ряд – пророческий. Здесь
расположены иконы пророков Ветхого Завета –
Исайи, Иеремии, Даниила и других.
Пятый ряд – праотеческий. Праотцы – это
патриархи израильского народа: Ной, Авраам,
Исаак, Иаков и другие.
Царские врата.
Иконостас имеет трое врат. Центральные,
самые большие, называются Царскими
Вратами. Они называются так потому, что
через них невидимо выходит к нам Сам Царь
Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со
Святыми Дарами. В Царские врата никому,
кроме священнослужителей, входить не
разрешается.
Царские Врата обычно пышно украшаются
Резьбой росписью: иконами четырех
Евангелистов и Благовещения Пресвятой
Богородицы. Над ними помещаются
изображения Тайной вечери.
Алтарь – главнейшая часть храма.
Алтарь знаменует собой небо, жилище
Самого Господа. Он содержится в
особенной чистоте, устилается коврами
и благоукрашается.
Святость алтаря настолько велика,
что в древности вход сюда был запрещен
всем мирянам – не только женщинам, как
сейчас, но и мужчинам.
Если в храме несколько алтарей, то
каждый из них освящается в память
особого праздника или святого. В этом
случае все алтари кроме главного
Называются пределами.
Клирос.
У самых стен, иногда за иконами,
располагаются клиросы для хора и
чтецов. Обычно здесь ставят
Специальные певческие аналои, на
которых регент (руководитель) хора
раскладывает ноты, а чтецы –
богослужебные книги. Хор,
расположенный с правой стороны
солеи, называется правым хором, а с
левой – левым.
В некоторых храмах есть хоры –
Большой или лоджия внутри храма с
Западной (редко – с северной или
южной) стороны.
Дарохранительница..
Предназначена для хранения
Святых даров – частиц Тела
Христова, пропитанных Его Кровью,
под видом хлеба и вина.
Обычная форма дарохранительницы –
маленький храм или часовня с
выдвижным ящичком (он называется
«ковчег»), имеющим подобие гроба, в
котором хранятся запасные Дары для
Причащения на дому тяжелобольных и
умирающих. В древности
Дарохранительница имела форму
«голубя» и называлась «перистерием».
Перед дарохранительницей обычно
зажигается лампада.
Епитрахиль (с греческого «нашейник) –
одежда, представляющая собой двойной
диаконский орарь, охватывающий шею и
двумя концами спускающийся на груди
вниз. Без епитрахили священник не может
совершать ни одной службы. Епитрахиль
обозначает двойную (по сравнению с
диаконом) сугубую благодать, дающую
ему право и обязанность быть не только
служителем, но и совершителем Таинств
Церкви.
«Каждый человек должен иметь в душе своей святыню, которую он берег бы,
как свое величайшее сокровище, перед которой он искренно благоговел бы и
которую любил бы всем своим сердцем. Которая возвышала бы его над
повседневной житейской суетой, давала бы смысл и цену его существованию,
освящала ему жизненный путь, поддерживала и ободряла во всех испытаниях
жизни. Только при наличии такой святыни жизнь человека не будет похожа на
жизнь растения или животного, но будет полна глубокого внутреннего
Одушевления». Протоиерей Сергий Четвериков
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:
«Познать самого себя – это уже не мало. Прикоснуться к познанию тайны Церкви
– это уже много. Если же человек поймет, что второе имеет отношение к первому
и что духовный опыт Церкви – это не только сокровищница прошедших столетий,
но, прежде всего, рука, протянутая не из прошлого, а из вечности к нему самому,
значит свершилось чудо: Христос тихо постучался еще в одну душу».
Пост.
Пост – очень древнее церковное установление. Обычай поститься насчитывает,
по крайней мере, 4 тысячи лет! Как сказано в Ветхом Завете, особенно постились
иудеи во времена опасности или общественных бедствий и наложение на себя
поста в эти тяжелые времена считали своей религиозной обязанностью. В те
далекие времена постились все: и ветхозаветные пророки, и цари, и простые
иудеи. Посты соблюдались с особенной строгостью, причем воздерживались не
только от еды, но и от других чувственных удовольствий.
Православная Церковь прославляет пост такими стихирами, то есть стихами: «Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха и покровитель покаяния, образ жизни
ангелов и спасение человеков».
Постящийся должен помнить слова Иоанна Златоуста: « Кто ограничивает пост
одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны
поститься, - нет, пусть постятся и око и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Церковная стихира раскрывает сущность поста: « Истинный пост в том,
чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать свой язык, подавлять гнев,
удерживаться от страстей, осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы».
Церковные праздники.
Праздниками называют такие дни, которые установлены Церковью в честь и
память Господа нашего Иисуса Христа и для прославления Святой Троицы, в честь
Пресвятой Богородицы и святых. Все праздники в году делятся по своему содержанию
на Господские, Богородичные и праздники святых.
По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают
каждый год в один и тот же день месяца, и подвижные, которые хотя и бывают в одни и
те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии в временем
празднования Пасхи.
По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и
Малые. Пасха – «праздник праздников и торжество из торжеств»,- поэтому от
выделяется особо.
Главных праздников церковного года двенадцать, поэтому и называются они
двунадесятыми. Это Рождество Богородицы, Введение во Храм Богородицы,
Благовещение, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Преображение
Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Праздник Святой
Троицы, Успение Богородицы и Воздвижение Креста Господня.
Для каждого праздника написаны свои песнопения. Главные из них – тропарь и кондак,
они передают в сжатом виде смысл празднуемого события.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Празднуется 7 апреля.
… И вот настал день, когда Господь повелел
Архангелу Гавриилу возвестить Марию благую
Весть – именно Ей суждено стать Матерью
Спасителя мира. По преданию, Божий Посланник
явился в дом праведного Иосифа в тот самый
час, когда Мария читала Священное писание.
И услышала: «дух Святый найдет на Тебя, и сила
Всевышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое
Святое наречется Сыном Божиим».
«Сегодня начало нашего спасения и
открытие тайны, предназначенной от
вечности: Сын Божий становится Сыном
Девы, и Гавриил благовествует благодать.
Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице:
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
Рождество Христово.
Празднуется 7 января.
… После весьма утомительного пути Мария и
Иосиф оказались в Вифлееме. Они устроились
на ночлег в находившейся неподалеку пещере,
где обычно во время непогоды укрывали скот.
В этом-то убогом пристанище, вдали от
людей, в святую ночь 747 года от основания
Рима или 5503 года от сотворения мира и
свершилось величайшее таинство Богоявления –
Рождение Христа-Спасителя.
«Твое Рождество, Христос Бог наш,
просветило мир светом познания
(истинного Бога). Через него (Рождество)
поклонявшиеся звездам (волхвы) звездою
были научены поклоняться Тебе, Солнцу
правды, и познать Тебя, Восток свыше.
Господи, слава Тебе».
Праздник святой Троице.
Сюжет этой иконы взят из Библии, из
Ветхого Завета, где рассказывается, как
К древнему праведнику Аврааму пришли
три ангела с вестью о том, что в его
потомстве будет явлен миру Спаситель.
Три ангела издревле толкуются как
прообраз триединого Бога.
Сосуществуют три ипостаси Единого
Бога : Отец, Сын и Дух Святой.
Величит душа моя Господа,
И возрадовался дух Мой о Боге,
Спасителе Моем,
Что призрел Он на смирение
Рабы Своей;
Ибо отныне будут ублажать Меня
Все роды…
Мысли известных людей о Боге, вере и священном писании.
Из дневника Николая Ивановича Пирогова:
« Мне нужен был… непостижимо высокий идеал веры. И, принявшись за
Евангелие, которого я никогда еще сам не читал (а мне было уже 38 лет от роду), я
Нашел для себя этот идеал».
«Искренне верую в учение Христа Спасителя. Смело и несмотря ни на какие
исторические исследования, всякий христианин должен утверждать, что никому из
смертных невозможно было додуматься, и еще менее, дойти до той высоты и
чистоты нравственного чувства и жизни, которые содержаться в учении Христа:
нельзя не почувствовать, что оно не от мира сего».
Аполлон Николаевич Майков:
« Не говори, что нет спасенья
Что ты в печалях изнемог;
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…»
Значение иконы.
Что поражает человека, впервые переступившего порог православного храма? Обилие икон. Этим отличается православная церковь от храмов других христианских конфессий – католических и протестантских. Почитание икон – это не просто благочестивая традиция или наследие культуры, но зримое выражение самой сути Православия.
Сопутствуя православному христианину от его рождения до самой смерти, икона имела неотразимое влияние на дух его во всех важнейших обстоятельствах его жизни. Присутствие святых в доме поддерживало нравственный в нем порядок и благочиние, которое не осмеливались нарушать ни при каких обстоятельствах
Основное место икон, конечно же, в храме. Здесь иконы буквально окружают человека со всех сторон. Иконы развешены по стенам, поставлены в резные киоты, лежат на аналоях, образуют целые стены, называемые Иконостасом. Да и храм, в котором мы находимся, - то же икона, икона сотворенного Богом мира, образ Небесного Иерусалима. И мир за окнами храма – икона, так как свидетельствует о Боге, его сотворившем.
« Икона есть видимый образ невидимого»
Преподобный Иоанн Дамаскин
Иконописание, или иконопись – на Руси и православном Востоке, мастерство писать религиозные изображения, образы, предназначенные быть чествуемыми в храмах и в домах благочестивых людей. Составляя особую отрасль живописи, иконопись, тем не менее, существенно отличается от этого искусства в общепринятом смысле слова. Живопись – каково бы ни было ее направление, основывается на непосредственном наблюдении природы, берет из нее формы и краски.
Иконопись, не обращаясь за справками к натуре, стремится лишь неуклонно держаться принципов, освященных преданием, повторяет давно установленные, получившие, так сказать, догматическое значение типы изображений. Исполнитель таких произведений, иконописец (изограф), является совершенно безличным работником, шаблонно воспроизводящим композиции и формы, однажды навсегда указанная ему и его собратом и, если имеет возможность выказать в чем-либо свое мастерство, то единственно в тщательности и тонкости работы.
Икона, хотя и относится к жанру изобразительного искусства, ближе к книге, чем к картине по своему назначению. Если Леонардо да Винчи , знаменитый художник итальянского Возрождения, назвал картину «окном, распахнутым в мир,» то икону можно было бы назвать «окном, распахнутым из мира, из мира видимого – в мир невидимый. Отсюда - и принцип «обратной перспективы», открывающий абсолютную бесконечность невидимого мира. Поэтому линии внутри иконы, в обличие от обычной перспективы, расходятся и пространство как бы расширяется и даже разворачивается перед зрителем.
Богородица.
«Богородица» Феофана Грека, художника,
работавшего на Руси. Икона находится в
иконостасе московского Благовещенского
собора. В ней нашел выражение огненный,
темпераментный стиль Феофана и его
особенное отношение к святу.
ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340-после 1405)
знаменитый византийский художник. В
80-х годах Х1У века приехал на Русь.
Расписывал церкви Новгорода,
Переславля-Залесского, Нижнего
Новгорода, Москвы .
Архангел Михаил.
Архангел Михаил» кисти Андрея
Рублева. Здесь мягкость рисунка,
созерцательная тишина и
углубленность образа растворяется в ровном сиянии неземного света.
Преподобный Андрей Рублев (ок.1360-
70- ок.1430) великий русский иконописец, монах-мистик, один из ведущих мастеров московской иконописной школы. Расписывал храмы Москвы, Владимира, Звенигорода.
Распятие.
«Распятие» Из Павло-Обнорского монастыря, расположенного далеко на севере. Его написал мастер Дионисой. Тонкая певучая линия и радостная гармония красок отличает эту икону.
ДИОНОСИЙ (ок.1440-после 1502-03)-русский иконописец, продолжатель традиции Рублева в иконописи. Работал в Москве и на русском севере (в Кириллове, Ферапонтове и других монастырях).
Знаменитые православные храмы.
Монастырь основан преподобным
Сергием Радонежским во второй
половине Х1У века.
Храм- это целый мир. Но в этом
мире можно научиться ориентироваться.
Все христианские храмы показывают на
восток. Восточная часть храма
Символизирует Святую землю – Вифлеем,
Назарет, Иерусалим, где родился, жил,
пострадал и воскрес Иисус Христос.
По древним библейским представлениям
рай расположен на востоке, а ад – на
западе.
Храм Христа Спасителя.
Памятник всем погибшим в
Отечественной войне 1812 года.
Архитектор Константин Тон.
Высота храма от фундамента до креста
на куполе составляла 102 метра,
превышая высоту колокольни Ивана
Великого. Фасады украшали 48
горельефов на темы библейской и
русской истории. Строительство храма
длилось с 1839 по 1883 г.
Разрушен большевиками в 1931
году,
Восстановлен в 2000 году.
Храм Покрова в Филях.
ХУ11 век принес в Россию новый стиль –
барокко, дворцовый стиль с помпезной
декорацией, пенообразной лепниной и
скульптурой. В этом стиле построено
немало великолепных дворцов, но духу
православного храма он не соответствовал.
Однако общая европейская мода увлекла и
церковных архитекторов,и тем более из
заказчиков. И повсюду в России появились
храмы, имеющие мало общего с
первоначальной строгостью и целомудрием
Древнерусского зодчества. Особенно любили
этот стиль в Петербурге – новой российской
столице, ориентировавшейся на Европу.
Псково- Печёрский Успенский монастырь.
Рубеж Х!Х-ХХ веков – серебряный век
русской культуры, ознаменован новым
расцветом архитектуры. В это время
господствовал стиль модерн (то есть
«новый стиль»), характеризующийся
активным поиском новых форм и
всевозможными смелыми стилизациями.
Этот стиль тоже пришел к нам из Европы.
В большинстве своем это небольшие
сооружения, изящные, самобытные, в
которых сочетаются традиции и
современность.
К лучшим образцам модерна также
можно отнести Покровский храм Марфо-
Мариинской обители в Москве, комплекса
Куликовом поле, церковь в усадьбе
Абрамцево под Москвой.
Православные храмы.
Собор Святой Софии в Константинополе.
Айя-София – здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда,,душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет;
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
О.Мандельштам
Православные храмы.
«Христос на Руси».
Сегодня, когда двухвековой литературный процесс завершен, перед началом нового времени есть возможность увидеть пройденное с единственно достоверной высоты: присутствие Иисуса Христа. Невидимое или явное, в произведениях искусства.
Александр Блок.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол.
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Марина Цветаева.
В раю
Воспоминанье слишком давит плечи
Я о зеленом заплачу и в раю,
Я старых слов при нашей новой встрече
Не утаю.
Где сонмы ангелов летают стройно,
Где арфы, лилии и детский хор,
Где все спокойно, я буду беспокойно
Ловить твой взор.
Виденья райские с усмешкой провожая,
Одна в кругу невинно-стройных дев,
Я буду петь, земная, и чужая,
Земной напев!
Воспоминанье слишком давит плечи,
Настанет миг – я слез не утаю…
Ни здесь, ни там, - нигде не надо встречи,
И не для встреч проснемся мы в раю!
М О Л И Т В А.
О чем бы ни молился человек – он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два не было четыре!» Только такая молитва и есть настоящая молитва от лица к лицу. Молиться всемирному духу, высшему существу, кантовскому, гегелевскому, очищенному, безобразному богу – немыслимо и невозможно.
Но может ли даже личный, живой образный Бог сделать, чтобы дважды два не было четыре? Всякий верующий обязан ответить : может – и обязан убедить самого себя в этом.
Тут Шекспир придет ему на помощь: «Есть многое на свете, друг Горацио».
А если ему станут возражать во имя истины,- ему стоит повторить знаменитый вопрос: «Что есть истина?»
И потому: станем пить и веселиться – и молится.
Иван Тургенев.
Анна Ахматова.
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес.
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных весенних небес,-
И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.
Владимир Набоков.
Люблю я гору в шубе черной
Лесов еловых потому
Что в темноте чужбины горной
Я ближе к дому моему.
Как не узнать той хвои плотной
И как с ума не сойти
Хотя б от ягоды болотной,
Заголубевшей на пути?
Чем выше темные, сырые
Тропинки вьются, тем ясней
Приметы с детства дорогие
Равнины северной моей
Не так ли мы по склонам рая
Взбираться будем в смертный час,
Все то любимое встречая,
Что в жизни возвышало нас?
«Слышащий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную»
Ин.5,24
Слова пастыря.
Своим пришествием в мир Христос Спаситель не просто приблизился к человеку, но Сам воспринял плоть человеческую. Боговоплощение- это великая тайна, это откровение. Божие нам, людям; Господь ожидает от нас, что и мы устремимся к Нему всем своим существом. Но быть со Христом и во Христе – это значить любить его и исполнять Его заповеди. Со Христом Спасителем, дорогие мои, мы преодолеем любые трудности.
Созидая мир в своей души, мы тем самым содействуем утроению мира и любви в семье, в наших отношениях с ближними, а построенное на таком основании общество будет человечным и справедливым.
Рождество Спасителя коренным образом изменило мир. Постепенно, век от века, как простые люди, так и сильные мира сего, стали все более прислушиваться в заповедям Христовым и исполнять их. Лучшие представления о милосердии, справедливости, о неотъемлемо присущим человеку праве на жизнь, свободу, достоинство – все это своим основанием имеет осознание того факта, что каждый человек есть образ и подобие Божие.
И этот Образ был зримо явлен людям воплощением Господа Иисуса Христа, почему и начавшаяся два тысячелетия назад эра бытия человечества носит название христианской эры, а наше летоисчесление ведется от этого события.
Возблагодарим Господа за все Его щедроты, ниспосланные нам. Смиренно припадем к Нему с глубокой, сердечной молитвой, чтобы наступивший год стал временем благословенным, благоприятным для каждого из нас для всех людей Земли; чтобы и мы с вами, и грядущие поколения жили в мире и благоденствии, пребывая «во всяком благочестии и чистоте,» а это значит – со Христом и во Христе.
Христос Спаситель, два тысячелетия назад родившийся в Вифлееме, да хранит нас во все дни нашей земной жизни!
Мир и благословение Господа нашего Иисуса Христа да пребывает со всеми вами! Аминь.
Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II
|