2. Актуализация знаний.
Вот вам и первое задание: сформировать состав, на котором мы отправимся в путешествие.
Определите, делится ли:
(22-19):2 (нет) (111·4):10 (нет)
(32 + 56):2 (да) (15 · 9) :5 (да)
(35 +72): 5 (нет)
Вычислите:
452 : 2 =226
565:5=113
100050:10=10005
1050:5=210
6412:2=3206
-Ребята, а что общего у этих примеров вы заметили? ( все примеры на деление) - Вы верно заметили! Примеры деление чисел на 10, 5, на 2.
И это не случайно. И тема нашего урока «Признаки делимости на 10, 5 и на 2.
(Запись даты урока и темы урока в тетради)
Ну что ж наш поезд готов и мы можем отправляться в путь!.
3. Ознакомление с новым материалом.
-Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир чисел и сложных задач.
Не беда, что идти далеко
Не боимся, что путь будет труден
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Первая остановка на станции «Открытий»
В процессе учебы вам приходилось встречаться с понятием «Признак»?
(В начальной школе рассматривались признаки времен года, сезонных изменений)
Что же означает слово «признак»?
• Признак – та сторона в предмете или явлении, по которой можно его узнать , определить или описать, которая служит приметой, знаком
Какой корень у этого слова?
Знак.
Верно! Это значит, число должно подавать нам знак, рассказывая, на что оно делится.
1.На экране несколько чисел.
20, 15, 23, 47, 50, 68, 70, 85, 90.
Назовите те, которые кратны 10.
А как вы определили? Какой знак подает нам число, которое кратно 10?
-Сформулируйте признак делимости на 10.
Запишите одно трехзначное, а другое четырехзначное число, которые кратны 10.
У вас на столе памятка : «Признаки делимости по последней цифре числа»:
Заполним первую строчку памятки.
2.Докажите, используя свойства делимости, что число
320 кратно 5
320, т.к. 320:10, а 10:5, то и 320:5 по 2свойству.
745 делится на 5
745 = (740+5).
Приведите еще примеры чисел, которые делятся на 5.
Приведите примеры чисел, которые на 5 не делятся.
Какой знак подает нам число, которое делится на 5?
(формулируют признак делимости на 5.)
Заполняют вторую строчку памятки.
3. Приведите пример чисел, которые вы знаете ,точно, делятся на 2 используя таблицу умножения.
Записываю на доске некоторые из них.
10, 12, 14, 16, 18.
Какими цифрами они заканчиваются?
Понятие четного числа.
Приведите пример трехзначного четного числа, четырехзначного.
Понятие нечетного числа. Приведите пример нечетных чисел.
1. 324, 759, 1298, 346, 100, 60, 113, 5432, 5698. 345, 7993
Какие числа подчеркнуты? Какие из них будут кратны 2?
(формулировка признака делимости на 2)
Заполняют третью и четвертую строчки.
На экране записаны числа: 70, 515, 710, 324.
Назовите числа, которые делятся на 2, на 5, на 10
На 2: 70, 710, 324.
На 5: 70, 515, 710;
На 10: 70, 710.
Какие числа повторяются в первом, втором и третьем ряду?(70 и 710)
Какой можно сделать вывод?
(Числа оканчивающие цифрой 0 делится на 2, 5 и 10 одновременно).
Какие числа повторяются в первом и втором ряду?
Какой можно сделать вывод?
(Числа оканчивающие цифрой 0 делится на 2, 5 одновременно).
Итак, какое открытие вы для себя сделали?
4. Формирование умений и навыков учащихся.
Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка на поляне «Вычислительная».
Устная работа с сигнальными карточками.
18, 325, 1050, 35778, 925605.
· Работа с учебником.
№ 598 у доски. А) а) 1 ученик с объяснением, б) и в) два ученика самостоятельно.
а)128, 500, 506, 830, 962,750, 1000, 1262, 2440
б) 325,500, 725, 905,830, 750,1000, 2440
в)500, 830, 750, 1000, 2440.
№ 599 ( у доски 4 ученика) самостоятельно с проверкой класса.
№ 601(а)
а) 3572, 3752, 5372, 5732, 7352, 7532.
.Станция «Поиграйка»
Если число делится на 2- руки вверх , на 5- в стороны, на 10 -опустить
Следующая станция «Проверяйка»
Самостоятельная работа.
У вас на парте карточки с заданиями.
1 карточка.
Заполните столбики таблицы, предлагаемыми числами:
155, 192, 304, 766, 845, 900, 975, 5555, 6000.
Делятся на 2
|
Делятся на 5
|
Делятся на 10
|
192
304
766
900
6000
|
155
845
900
975
5555
6000
|
900
6000
|
2 карточка
Заполните столбики таблицы, предлагаемыми числами:
155, 192, 304, 766, 845, 900, 975, 5555, 6000.
Делятся на 2
|
Делятся на 5
|
Делятся на 10
|
Делятся на 2 и на 5 одновременно
|
Делятся на 2, но не делятся на 5
|
Делятся на 5, но не делятся на 2
|
192
304
766
900
6000
|
155
845
900
975
5555
6000
|
900
6000
|
900
6000
|
192
304
766
|
155
845
975
5555
|
Критерии оценки:
Карточка №1
На «4» - без ошибок,
На «3» -ошибка в одном столбике
«1» и «2»- ошибки в двух или трех столбиках
Карточка №2
На «5» - без ошибок»
На «4» - ошибки в одном столбике,
На «3» -ошибки в двух столбиках,
«1» и «2» - ошибки в трех и более столбиках.
Самоконтроль.
Следующая станция «Логическая»
Задача
Купили 5 одинаковых коробок цветных карандашей. Может ли в них оказаться всего 92 карандаша? 90 карандашей?
Задача
В магазин привезли несколько коробок с
Грушами, по 10 груш в каждой коробке. Может ли быть, чтобы в магазин привезли 32 груши? 43 груши? 50 груш?
Вывести признак делимости на «4».
6. Итог урока
Оценки.
Д/з П. 3.2 № 600.
7. Рефлексия.
Из предложенных рисунков выберите те, которые соответствуют вашему отношению к сегодняшнему урока и уровню усвоения знаний.
|