Шаварина Наталья Георгиевна 8а класс,
муниципальное общеобразовательное учреждение «Сольвычегодская средняя общеобразовательная школа, г. Сольвычегодск Котласского района Архангельской области
Научный руководитель:
Милькова Елена Юрьевна
учитель истории МОУ «Сольвычегодская
средняя общеобразовательная школа»
|
Оглавление
1.Введение..................................................................................................................................... 3
2. Уходили на фронт мальчишки............................................................................................. 4
2.1. Все для фронта, все для победы......................................................................................... 4
2.2. «До свидания мальчики…» ............................................................................................... 5
2.3. «Взгляд из безвременья»..................................................................................................... 6
3. Заключение............................................................................................................................... 8
Литература.................................................................................................................................... 9
Приложения
1. Введение.
65 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. Но эта тема постоянно волнует наше поколение. В семейных архивах хранятся фотографии военных лет, награды наших дедушек, бабушек, письма, похоронки. Время безжалостно уничтожает страницы их жизни из человеческой памяти. В канун Дня Победы, к нам в школу приходят ветераны войны и труда (с каждым годом, которых, к сожалению, становиться все меньше и меньше). Они рассказывают нам сегодняшним ученикам о военных действиях, о своей фронтовой судьбе, о тяготах военной жизни в тылу, о работе - лозунгом, которой в военное лихолетье стал девиз «Все для фронта! Все для победы!». Слушая рассказы ветеранов, понимаешь, что тяжело в эти годы было всем и взрослым и детям. Их рассказы трогают душу, заставляют задуматься. В твоей голове появляются вопросы, на которые ты понимаешь, что не всегда можешь ответить. Например, как жили наши сверстники в годы войны? Как и чему учились, чем занимались в свободное время? И было ли у них это свободное время?На долю этих учеников выпали суровые испытания Великой Отечественной войны.
В нашей школе есть краеведческий музей. В нем собраны учениками разных лет материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, о работе предприятий и организаций города Сольвычегодска в годы войны. Мы отправились туда, познакомились с экспозициями и материалами музея, но, к сожалению, тема военного детства в них отражена слабо. Нашли несколько писем выпускников школы военных лет. Отсутствие этих материалов в экспозициях музеев, посвященных войне, нас окончательно убедило в актуальности темы. Из письма Дины Юрачевой, выпускницы школы военного1944 года выпуска, мы узнали, что в 1943 году 9 классе учились только девочки и Володя Углов, остальные мальчишки ушли на фронт. Сколько их, безусых мальчишек ушли со школьной скамьи на фронт? Сколько вернулось обратно? Что известно о дальнейшей судьбе этих мальчишек? Внимательно изучив материалы школьного музея - увидели, что в экспозиции нет информации о выпускниках 1943-44 года. Так и определилась тема нашего исследования. В нашей работе мы попытались восстановить историю, события, имена, факты одного школьного военного выпуска – выпуска 1943 - 1944 года.
Объект исследования: судьба учеников Сольвычегодской СОШ, ушедших на фронт в 1943 году.
Цели исследования: изучение и восстановление истории школьного военного выпуска 1943-1944гг., в частности учеников ушедших на фронт из стен Сольвычегодской школы.
Для выполнения поставленной цели нам нужно было решить следующие задачи:
1. Собрать материалы: воспоминания, документальные свидетельства об учащихся 9 класса и учениках ушедших на фронт;
2. Проанализировать собранный материал, почувствовать дух того времени для того, чтобы понять мотивы, которыми руководствовались ребята, уходя на фронт;
3. Пополнить экспозиции школьного музея новыми материалами.
Осуществляя исследование, мы использовали следующие методы:
1. Изучение и анализ документов 1943-44 года из архива школы, райвоенкомата, личных архивов;
2. Анализ Книги Памяти;
3. Интервьюирование (Масленникова С.С., Теребихиной А.М., Абакумовой Г.С.).
2. Уходили на фронт мальчишки
2.1. Все для фронта! Все для победы!
Война - вещь страшная и противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь, приносящая ему только боль и страдания. Война стучится в каждый дом, приносит беду и несчастье: матери теряют своих сыновей, жены – мужей, дети - отцов. Никто не остается в стороне. Она заставляет жить человека по другой шкале ценностей, становится испытанием – испытанием силы его духа, мужества, патриотизма.
В центре внимания нашего исследования судьба учащихся родившихся в 1925-26 году. В июне 1941 года они перешли в 8 класс, а в 1943 году в возрасте 17 лет ребята были призваны в ряды Советской Армии и Военно-Морского флота. Найти список учеников 9 класса не удалось, т.к. школьной документации военного времени не сохранилось.
Сначала решили обратиться в военкомат. Из архивных данных «Список участников Великой Отечественной войны г. Сольвычегодска» [4] выписали сведения о солдатах, ушедших на фронт из Сольвычегодска в 1943 году 1925-26 года рождения. Было выбрано 25 человек. Но оказалось, что эти солдаты уходили на фронт после окончания училищ, техникумов или с места работы. Нам стало казаться, что поиски зашли в тупик. Пришли на помощь письма выпускников военных лет, воспоминания очевидцев и родственников. Постепенно перед нами вставала картина того военного времени, участниками которой были ребята и девчонки 9 класса.
Осень 1941 года начало нового учебного года. Ребята садятся за школьные парты только в октябре, т.к. нужна была помощь колхозу в уборке урожая. В город приезжают первые эвакуированные, готовится к открытию военный госпиталь за № 2513. И ученики школы живут с девизом того времени: «Все для фронта, все для победы!». Вот что пишет в своем письме выпускница1943-1944гг. Сольвычегодской школы Дина Юрачева: « Мы собирали деньги на танковую колонну, посылали посылки на фронт бойцам, устраивали концерты для раненых военных, работали на сенокосе, помогали тушить горящие в округе леса»[5]. Одноклассница Д. Юрачевой Александра Михайловна Теребихина вспоминает, что времени свободного у ребят не было. Одноклассницы (Тамара Бакшеева, Юрачева Дина, Галя Голубкова, Ядрихинская Инна, Тамара Срастова, Большарова, Рудакова Надя, кроме этого класс к тому времени пополнился еще эвакуированными девочками) помогали перевязывать раненых в госпитале, расположенном в усадьбе купцов Пьянковых, там девочки проходили практику по военно-санитарному делу, а для поднятия духа бойцов пели им песни. Дома вязали носки и кисеты для раненых и солдат. При этом успевали петь в хоре, танцевать и играть в театральных пьесах, в кружках самодеятельности. Юноши показывали на концертах гимнастические номера. Во время летних каникул ездили на лесозавод в Архангельск и помогали мастерам деревообрабатывающего цеха. Много времени уделяли изучению военного дела на уроках военной подготовки. « В школе нас тоже готовили воевать» - вспоминает А.М.Теребихина, - «…мы сдавали экзамены, знали винтовку, противогаз, ребята были хорошо подготовлены …» [6]. Мальчишки рвались на фронт, вслед за отцами, старшими братьями и друзьями. В подтверждении наших слов читаем строчки из письма Вилли Токмакова, сидевшего в школе за одной партой с Машей Теребихиной «Ускоренный курс – и передовая! Вот и сбылась моя мечта защищать Родину»[3]. Их осталось немного, пожелтевших от времени и бережно хранимых солдатских писем. Написаны они в редкие минуты привалов, перерывов между боями или уже в госпитале. Солдатские треугольники - почтовая карточка с изображением плаката «За Родину, за Сталина!». На каждом из них штемпель полевой почты и отметка военной цензуры. Солдатские письма — это бесценный источник, который позволяет заглянуть в душу человека-солдата, понять его мысли, чувства, заботы, переживания.
2.3. «До свидания мальчики…»
Шел 1943 год - второй год войны. За плечами солдат были горечи поражений, потерь, но и победы под Москвой и Сталинградом, Курской Дуге. Враг был сломлен, но еще не разбит. До весны 1945 года, до полной Победы над врагом было еще далеко.
Мы уже выяснили, что в этот год из девятого класса Сольвычегодской школы были призваны почти все мальчики и 10 класс окончил только 1 юноша – Володя Углов, который был оставлен в тылу по состоянию здоровья. Всего в 1944 году 9 класс закончило около 30 человек [5].
Из письма Александра Семеновича Масленникова узнаем, что в 1943 году из 11 семнадцатилетних ребят 10 было отправлены сначала в военные училища, Соловецкую школу юнг, а затем на фронт [5]. В письме Виктора Засолоцкого, ушедшего на фронт из школы только на год раньше, в 1942 году, перечислены его школьные друзья - участники войны. Сравнивая письма и воспоминания бывших учеников, нам удалось восстановить имена 6 учащихся 9 класса, ушедших на фронт в 1943 году. Вот их имена:
1.Клочихин Виктор, 2. Паншин Александр, 3. Масленников Александр, 4. Такмаков Вилли, 5. Строганов Геннадий, 6. Воробьёв Николай.
Только четверо из шести ребят вернулось домой…
2.3. «Взляд из безвременья»
Перед нами на столе фотография военных лет (Приложение1) . На обороте карточки – подпись: «Зима ноябрь 41. Токмаков В.» Виля, Вилька, Вилли. И чуть ниже - неразборчивая роспись второго паренька: Клоч… - В. Это Витя, Виталий Клочихин - ветеран Великой Отечественной войны. Два приятеля, почти ровесники, 1925 и 1926 годов рождения [ 3].
Что нам известно о судьбе этих двух друзей-одноклассников?
Виталий Михайлович Клочихин родился 4 августа 1926 года в городе Сольвычегодск. Из 9 класса он уехал в военное училище. Служил в десантных войсках, и за годы службы совершил более 40 прыжков. Участвовал в защите Венгрии. Награждён орденами и медалями. После войны жил в Коряжме и работал на Котласком ЦБК. Умер 27 июля 1992 года.
Вильям Токмаков родился в 1925 году. Учился в Сольвычегодской школе. В семье было 2 ребёнка – Вилли и его младший брат – Володя. Мать – Евдокия Яковлевна Токмакова. Отец – Анатолий Токмаков. С самого начала войны Вилли рвался на фронт. Но судьба сложилась так, что он смог попасть в Пуховское военное училище только в 1943 году. Оно располагалось в Великом Устюге. После окончания училища младший лейтенант попал на фронт и увидел и другую сторону войны: сырые окопы, продуваемые ветрами, обстрелы, голод и ужас! До немецких позиций несколько сотен метров, даже вражьи голоса слышны отчетливо. Каждый день может стать последним. Но думать об этом не хотелось [3]. В свободное время Вилли писал письма маме, младшему брату Володьке, племяннице Зине. И на правах старшего брата давал «молодежи» советы: чтобы младший вел себя как следует. Просил за ним приглядывать: «Растёт мой заместитель, будущий воин!» Он обещал матери при первой же возможности выслать фотокарточки, но через несколько дней Токмаков погиб. Где- то под Псковом. Ему было всего 19 лет.
Эта история имеет грустный конец. Но есть и биографии достойные стать романами. С фотографии послевоенного времени смотрит на нас внимательно средних лет мужчина – это А.С. Масленников (Приложение 1).
Александр Семенович Масленников родился 28 июля 1926г. в деревне Кузнецово Красноборского района. Школьные годы он провёл в городе Сольвычегодске. Его Отец – Семён Дмитриевич, работал секретарём Сольвычегодского райкома партии. В 1941г. он ушел на фронт и погиб под Ленинградом. Мать – Серафима Ивановна, осталась одна с 4 детьми: Зинаидой, Сергеем, Юрием и Александром. Александр был старшим. [7]
Большая часть жизни Александра Семёновича связана с морем. В 1943г он был призван на флот: «Когда началась война всем нам было по 15-16 лет и все мы мечтали о фронте. В марте 1943 по мобилизации комсомола 10 человек было направлено на флот в Северное морское пароходство» [5]. Масленников также вспоминает своих одноклассников: «Мои друзья: Строганов Гена, Паншин Саша, Клочихин Витя и Углов Володя. Хорошие отношения мы поддерживали с нашими девочками: Голубковой Галей, Юрачевой Диной, Бакшеевой Томарой, Ерастовой Томарой, Большаровой Шурой, Ядрихинской Инной и др.» [5]. Как отмечает Александр Семёнович: «Вообще класс был очень дружный, но к сожалению нас разбросала война и связи между собой мы не поддерживали». До конца войны он плавал на торговых судах, обеспечивал морские коммуникации на Севере. «Были бомбежки и были атаки подводных лодок. Много моих товарищи погибло во время этих боёв…»[2]. После войны Александр продолжил плавать на судах Северного пароходства, и заочно учился в Архангельском Мореходном училище. Он был матросом, боцманом, штурманом, а в 1952 году стал капитаном дальнего плаванья. Он был во всех странах Европы, в Америке. До 1964 года он бороздил просторы морей и океанов. Мало кто знает, но у него всегда было плохое зрение. Чтобы без проблем проходить медицинскую комиссию, он наизусть выучил таблицу, что висит в кабинете окулиста. В 1964 году Масленников стал руководителем Беломорской базы гослова. Умер Александр Семёнович 2 октября 1990 года 64-х лет от роду. В его честь был назван новейший в мире промысловый морозильный траулер-фабрика[2]. (Приложение 2). Его жизнь и достижения остались в нашей памяти навеки.
В своём письме Масленников А. С. упоминал Строганова Геннадия. (Приложение 1). Нам удалось собрать лишь незначительные сведения об этом солдате. Что мы о нём знаем? Окончил школу Соловецких юнг, воевал на Северном флоте, вернулся с войны домой [8].
Из письма Виктора Засолоцкого мы узнали о встрече двух одноклассников в 1944 году в Австрии. Это были Виктор Клочихин и Николай Воробьев. Встреча была недолгой, а через несколько дней Николай погиб. О солдате мы нашли лишь скорбные строчки из Книги Памяти Котласского района. «Воробьев Николай Изосимович 1925г.р., гв. мл. сержант. Погиб 21.04.1945, д. Триека, Австрия [1].
3. Заключение
Проводя данное исследование, мы попыталась восстановить историю школьного военного выпуска 1943-1944гг., в частности учеников ушедших на фронт из стен Сольвычегодской школы.
Мы опросили ветеранов войны, просмотрели архивы школы и райвоенкомата, нашли письма, документы, газетные вырезки, в которых имелась информация об этом выпуске. Проанализировали собранные материалы, попытались почувствовать дух того времени, понять мотивы, которыми руководствовались ребята, уходя на фронт. В результате проделанной работы нам удалось установить имена 15 учеников 9 класса. Узнать о жизни этих ребят в годы войны.
Собранные нами данные о 6 учениках, участниках войны, пополнят списки Сольвычегодского военкомата («Списки лиц, ушедших на ВОВ г. Сольвычегодска»). А имя Вильгельма Токмакова не будет забыто потомками и будет внесено в Книгу Памяти Котласского района. Надеемся, что еще одним белым пятном в Книге памяти станет меньше.
В результате проделанной работы, мы знаем теперь уже больше и достовернее о той цене, которую заплатил наш народ в этой великой войне.
Книга Памяти еще не завершена и впереди у нас еще много работы.
Список литературы:
1. Архивные данные Сольвычегодского военкомата «Списки лиц ушедших на ВОВ»
2. Воспоминания бывшей ученицы 9 класса Сольвычегодской школы Теребихиной А.М., записанные Шавариной Наташей, октябрь-ноябрь 2009 г.
3. Воспоминания Сергея Семеновича Масленникова, записанные Шавариной Наташей, декабрь 2009 г.
4. Воспоминания Ганны Сергеевны Абакумовой, записанные Шавариной Наташей, ноябрь – декабрь 2009 г.
5. Газета «Двинская правда» Май, 2002г., Д. Горынцев «Имя земляка на борту корабля».
6. Газета «Коряжемский вестник» Октябрь,2009г., В. Ноговицин «Взгляд из безвременья».
7. Книга Памяти, 1995, Архангельск, Северо - Западное издательство
8. Папка из основных фондов школьного краеведческого музея, «Письма выпускников военных лет», 2009 г.