Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Закаливание организма

Submitted by Алексей Дмитриевич Никитин on Tue, 25/05/2010 - 08:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Никитин Алексей Дмитриевич
Место работы, должность: 
МОУ "Емелькинская средняя школа"
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Цель урока: 
1. Ознакомить учащихся закаливающими факторами природной среды и способами закаливания организма. 2. Развивать в учащихся уверенность в том, что при правильном образе жизни и умелом закаливании человек может прожить долго и без болезней. 3. Воспитывать заботливое и бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Учебник  ОБЖ. 9 кл. стр. 112-119 (Фролов, Смирнов ..)

   Учебник  ОБЖ. 10 кл. стр. 189-194 (Латчук, Марков …)

 

 

Используемая методическая литература: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1.      Гигиена и здоровье: Пособие для учащихся, Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. - М: Просвещение, 1983.

2.      Девять ступеней к здоровью (серия «Помоги себе сам»), Лищук В.А., Мосткова Е.В. – М.: Восточная  Книжная  Компания,  1997.

3.      Закаляйся, как сталь!,  А.Смирнов, ОБЖ  № 9, 2000.

4.      Ключи  к здоровью: Пер. с англ., Ладингтонт Э., Дейль Г., Гамлешко И. - Заокский: «Источник жизни», 2002.

5.       Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобр.учр.9 кл./ Фролов М.П. и  др. - М.: «Фирма» Издательство АСТ», 1999.    

 

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Учебно-тренировочные карты (УТК), тестовые задания, лазерная указка, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Закаливание», презентация урока на CD.

 

Краткое описание: 
Закаливание организма солнцем,воздухом,водой.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Ход  урока

I.  Организационный  момент.

Построение. Приветствие.

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

  1. Что такое здоровье?

Здоровье это  не  просто  отсутствие  болезней,  а  состояние  полного  физического,  психического  и социального   благополучия.

  1. Что такое здоровый образ жизни?

Образ жизни человека, его поведение и мышление, которое обеспечивает охрану и укрепление  здоровья,  называется  здоровым  образом  жизни.

  1. Назовите составляющих здорового образа жизни.

Составляющие  здорового  образа  жизни:

v     Умеренное и сбалансированное питание.

v     Режим дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов.

v     Достаточная двигательная активность.

v     Личная гигиена.

v     Грамотное экологическое поведение.

v     Психогигиена и умение управлять своими эмоциями.

v     Сексуальное воспитание.

v     Отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

v     Безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма  и  отравлений.

v     Закаливание.

 

 

III. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности    [Слайд 1]

Что такое закаливание?

Закаливание - это комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма  к  неблагоприятным  факторам  окружающей  среды,  особенно  к  холоду.            

    ( Записать  в  тетрадях  из   п. 1  УТК )

Если  развитие  задерживается  или  подросток  перенес  болезнь,  перетренировался, а может быть, просто не хочет пока расстаться с ленью, но предпочитает движению мышечный покой.  Но не стоит забывать: коварство малоподвижности в том, что у подростка вырабатывается привычка к этому противоестественному для него состоянию.  Иногда такое аномальное поведение делается даже приятным.   Ведь проще пролежать, придя из школы домой, перед телевизором, чем куда-то бежать, да еще в ненастную погоду.  А в это время неизрасходованные калории остаются в организме в виде жира и … болезней.  Такие настроения подросток должен в себе решительно искоренять.

Чтобы повысить тонус, стать жизнерадостным, преградить простуде все пути к своему организму, нужно обязательно использовать самое универсальное природное средство - закаливание.  Закаленный человек мало подвержен любым заболеваниям.  Поэтому закаливание организма можно с уверенностью отнести к привычкам здорового образа жизни.  Воздействие солнца,  воздуха  и  воды  на организм человека (в разумных пределах, без передозировки)  очень  полезно. 

Люди еще в древности понимали необходимость использования человеком природно-климатических закаливающих факторов.  На Руси еще в IX веке строили  бани,  купались  зимой  в  проруби.       [Просмотр видеофрагмента]

 

Вот  основные  принципы  закаливания:        [Слайд 2] 

  1. Психологический  настрой,  заинтересованность.
  2. Систематичность.
  3. Комплексность.
  4. Индивидуальность.
  5. Постепенность.
  6. Закаливание  должно  проходить  на  грани  удовольствия.

                         ( Записать  в  тетрадях  из  п. 2  УТК)

 

 IV.  Изучение  нового  материала

1. Способы  закаливания  организма.    

Из просмотренного видеофильма, вы поняли, что  закаливание - это тренировка процессов терморегуляции организма, и вообще сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса (высокие и низкие температуры, чрезмерно повышенная или пониженная влажность, резкие изменения атмосферного давления, недостаток кислорода  и  т.д.).  Универсального метода закаливания ко всем неблагоприятным факторам внешней среды нет.  Закаливание приспосабливает организм только к тому фактору, в отношении которого его долгое время систематически  закаливали.

Вспомним,  как  вы  говорили: «Солнце,  воздух,  и  вода - …»,  [Слайд 3] 

 дети продолжают:  «… наши  лучшие  друзья!»

 

Как мы уже отмечали, средствами закаливания служат природные факторы: солнце, воздух, вода.  Наилучшие результаты получаются, когда одновременно применять комплекс приемов закаливания, состоящий из конвекционного (воздушные и солнечные ванны) и кондуционного охлаждения (обтирание и обливание, ножные ванны, купание, чередующиеся водные процедуры).  Для всех  видов  закаливания  нужно  соблюдать  некоторые  правила.

 

Закаливание  солнцем:

  1. Должно  проводиться  не  позже,  чем  за  час  до  еды  и  не  раньше  чем через  1,5 часа  после  еды.
  2. Надо  защищать  голову  от  прямых  солнечных  лучей,  по  окончании  выполнить  водные  процедуры.
  3. Должно  проводиться  в  движении.
  4. Без  резкого  ветра.
  5. Должны  учитываться  индивидуальные  особенности.
  6. Лучшее  время  для  закаливания  в  средней  полосе  с  8 до 13 часов  и  с 16 до 18,  на  юге  -  с 8 до 12  и  с 17 до 19 часов.

 

Начинать солнечные ванны с 10-12 минут, увеличивая продолжительность   до   1  часа.

Старинная  пословица  гласит:  «Куда не  приходит  солнце,  туда  приходит  врач»

 

 

Закаливание  воздухом:        [Слайд 4] 

 

Вы  можете  принимать  несколько  видов  воздушных  ванн:  теплые (25-30о), прохладные (16-20о), холодные (4-15о), очень холодные (<4о).  Начинать закаливание надо с тёплых или индифферентных в безветренную погоду по    5-10 минут, продлевая их до 2 часов в зависимости от самочувствия, затем переходить на прохладные и холодные ванны.  Холодные воздушные ванны принимать 1-2 минуты, постепенно доводя время до 10 минут.  Можно совмещать их с физическими  упражнениями, а летом - солнечными  ваннами.

      Надо приручить себя гулять в любую погоду, одеваясь легче, максимальное время бывать на свежем воздухе без шапки и обуви, там, где это возможно (дома, во время утренней зарядки, на отдыхе),  спать с открытым окном, постепенно  доводя  температуру  в  комнате  до  8-10о.

 

Закаливание  водой:       [Слайд 5] 

 

Вода  обладает ценнейшими свойствами. Доказано, что рациональное применение  водных  процедур  способно  творить  чудеса.

Что же достигается при использовании водных процедур?  Во-первых, даже кратковременное воздействий холодных обтираний снимает чувство усталости, утомление, возвращает бодрость и хорошее настроение.  Воздействие холодной воды рефлекторно приводит к тому, что сосуды кожи сужаются и часть периферической крови (в сосудах кожи содержится  30% крови) «выдавливается» во внутренние органы, включая мозг.  Поэтому четырех-пяти разовое обливание рук и лица холодной водой и наступающее вслед за этим  сужение  сосудов  -  своеобразная  и  полезная  гимнастика,  которая тренирует кожу, улучшает питание и деятельность клеток, что в свою очередь приводит  к  улучшению  обмена  веществ  в  организме.

 

Можно  использовать  несколько  видов  закаливания  водой:        [Слайд 6] 

 

-         Горячее  обтирание.

-         Обтирание.

-         Обливание.

-         Закаливание  душем.

-         Комплексное  закаливание.

-         Контрастный  душ.

-         Хождение  босиком - местное  закаливание.

-         Обливание  стоп.

-         Полоскание  горла.

-         Купание.

             ( Записать  в  тетрадях  из  п. 3  УТК)

 

 

 

Ø      Обтирание – мягкая закаливающая процедура, особенно рекомендуется, если вы часто простужаетесь.           [Слайд 7] 

Губкой или полотенцем, смоченной водой комнатной температуры протереть сначала верхнюю часть тела.  Вытереть и растереть насухо.  Потом - нижнюю.  Туловище обтирать круговыми движениями.  Продолжительность процедуры  4-5 минут.  Постепенно начинайте уменьшать температуру на 1о каждые 2 дня в течение 2-3 недель доведите до температуры водопроводной воды.

 

Ø      Обливания.     После курса обтирания можно перейти к обливанию, а если вы  чувствуете  себя  совершенно  здоровым,  вы  можете  начинать  обливания.    [Слайд 8] 

Обливайте  сначала  голову,  шею,  плечи,  а  потом  -  остальное.

Если  вы  прошли  курс  обтирания,  начинайте  с  воды  комнатной  температуры, если - нет, начинайте с воды  30о, снижая ежедневно на 1о. Доведите до температуры водопроводной воды.  Попробуйте увеличить пребывания под холодным душем с 30 секунд до 2-3 минут. 

 

Ø      Местное  закаливание.      Наиболее эффективно  одновременное местное закаливание  стоп  и  носоглотки.        

 

Ø      Ножные  ванны      надо делать ежедневно в конце утреннего туалета и уже после нескольких  сеансов  процедура  станет  вашей  потребностью.      [Слайд 9] 

Налейте в ванну немного воды комнатной температуры.  Переступайте с ноги на ногу примерно 2-3 минуты.  Через каждые 2 дня снижайте температуры воды  на 1о.

Еще эффективнее попеременное закаливание ног холодной и горячей водой. Поставьте 2 таза.  В одной налейте холодную воду  5-10о, в другой - комнатной температуры (20о).  10-20 секунд постойте в холодной воде, 1-2 минуты - в теплой.  Так повторите 3-8 раз.  Постепенно увеличивайте  перепад температуры, доведя его до 45о.  Через 3-4 недели уже проявится положительный эффект закаливания.

 

Ø      Полезным средством закаливания считается баня.        [Слайд 10] 

У нее уникальный широкий спектр физиологического воздействия, построенный на разумном сочетании могучих раздражителей - жары и холода.  Банный жар открывает и прочищает поры, снимает омертвевшие клетки, стимулируется деятельность сальных желез, ускоряются различные процессы в организме, особенно активизируется кровообращение, происходит энергичное выделение шлаков и излишков  молочной  кислоты  с  потом.

 

При выборе закаливающих процедур надо учитывать особенности организма.  Для легковозбудимых лучше воздушные ванны и обтирания, для тех, у кого превалируют процессы торможения - контрастные (холодная и теплая вода, баня).   Вялым людям лучше выбирать время для закаливания сразу после пробуждения,  спокойным и уравновешенным - после утренней зарядки.        [Слайд 11] 

Всегда  помните,  что  ваше  здоровье  в  ваших  руках       [Слайд 12]     

 

V.  Закрепление  изученного  материала

1. Вопросы  для  повторения:

Что  называется  закаливанием?

Какие  способы  закаливания  вы  знаете?

Назовите  основные  виды  закаливания.

 

2. Самостоятельная работа в парах. 

Выполнение тестового задания.    [Приложение 2] 

Оценка  действий  и  знаний  учащихся.

 

VI.  Домашнее задание: Учебник  ОБЖ. 9 кл. стр. 112-119 (Фролов, Смирнов ..)

                                                      Учебник  ОБЖ. 10 кл. стр. 189-194 (Латчук, Марков …)

Переписать в тетрадь задания:  №№ 2 и 3 из УТК. Ответить на вопросы.

 

VII.  Завершение  теоретической  части  урока

 

Практическая  демонстрация  обливания  водой  на  улице      [Приложение 3] 

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн