Используемые учебники и учебные пособия:
Оборудование урока:
1.Компьютер: мультимедийная презентация,
программа Power Point
2.Стенд «Русский народный костюм»
3.Книжка- малышка «Энциклопедия словарных слов»
4.Игровые опоры для запоминания словарных слов.
5. Словари.
Ход урока.
I Учитель. Ребята, как называется единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков.
Ученик. Слово
Учитель. А сколько же слов в русском языке?
По предположению ученых, наш язык насчитывает сотни тысяч слов – необозримый океан. Писатели, мастера слова заставляют в своей речи работать гораздо более слов, чем мы.
Например, А.С. Пушкин использовал более 21 тысячи слов. А словарный запас шестилетнего ребенка составляет примерно 3 000 слов.
Что значит узнать лексическое значение слова?
Ученик. Определить его смысловое значение.
Учитель. Но не всегда мы знаем лексическое значение. А что же нам поможет?
Ученик. На помощь нам придут толковые словари, в которых определено значение слов.
2. Выставка толковых словарей русского языка.
· В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
· С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
· М.С. Лопатухин, Е.В. Скорлуповская, г.С. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка.
Учитель. Словари бывают большие и маленькие. Словарь В.И. Даля состоит из 4 томов. Большая часть словарей издается в одном томе, например словарь С.И. Ожегова, в котором собранно и объяснено 80 тысяч слов. А есть школьные толковые словари. Они легкие и удобные.
Кроме толковых словарей, есть и другие. К некоторым из них нам сейчас придется обратиться. Вот у меня в руке зеркальце. Есть ли связь между словами «глаз» и «зеркало»? К какому словарю нам придется обратиться, чтобы узнать откуда пришло это слово?
Ученик. К этимологическому словарю.
Учитель. (Показывает «Этимологический словарик школьника» О.Д. Ушаковой). Прочитайте в словарике пояснение к слову зеркало.
Ученик. Зеркало – зыркать, зоркий, зрачок.
Учитель. А теперь догадались, как связаны эти слова?
Ученик. Они родственные слова. У них одинаковые исторические корни.
Учитель. В какой ситуации говорят? Не знал, куда глаза девать.
Ученик. Когда бывает стыдно за плохой поступок.
Учитель. А к какому словарю надо обратиться, чтобы правильно понять этот оборот?
Ученик. К фразеологическому словарю.
Учитель. Показывает «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова.
Учитель. Ребята, в течение двух недель вы исследовали словарные слова, при этом вам приходилось обращаться к разным словарям. Сегодня мы подведем итог вашей творческой деятельности. Финальным продуктом ваших групповых мини – проектов стали энциклопедии трёх словарных слов - капуста, одежда, земляника.
Жюри будет оценивать ваши проекты по номинациям: «Самый научный проект», «Самый красочный проект», «Самый оригинальный проект».
Исследуя слова – вы опирались на схему - план.
Схема – план
1. Слово… и его лексическое значение (в толковом словаре).
2. История происхождения слова ( в этимологическом словаре).
3. Слово… и слова – родственники.
4. Слово… и его «друзья - синонимы».
5. Слово… и его «враги - антонимы».
6. Слово… во фразеологических оборотах.
7. Слово… и слова (сочетания) – рифмы.
8. Слово… в русском фольклоре.
9. Слово… в произведениях литературы.
10. Слово… в детском речевом творчестве.
Учитель. Свою презентацию показывает группа исследователей слова- ЗЕМЛЯНИКА.
Дети:
ВОПРОС ИССЛЕДОВАНИЯ: «Откуда пришло к нам это слово?»
Мы представляем компьютерную презентацию нашего проекта с помощью программы Power Point.
Учит ель. Вторая группа свою энциклопедию оформила в виде книжки – раскладушки.
Дети.
Вопрос нашего исследования: «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОРЕНЬ У СЛОВА КАПУСТА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО МОЖНО ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ «А»?»
Гипотеза:
Возможно, и существует
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЛОВА:
КАПУСТА.
1.КАПУСТА-огородное растение семейства крестоцветных, растущее обычно кочаном.
2.ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА. Кочан капусты похож на голову, а по- латыни голова «капут», отсюда и произошло слово капуста.
3.СЛОВО И СЛОВА РОДСТВЕННИКИ. КАПУСТА-капустный, капустница, капустник, капустинская ( вечёрка).
4.Слово и его друзья –синонимы. Капуста-кочан, вилок.
5.СЛОВО И ЕГО ВРАГИ-АНТОНИМЫ.----
6.СЛОВО И СЛОВА(СОЧЕТАНИЯ)- РИФМЫ.Капуста-пусто. В огороде пусто- выросла капуста. Капуста-густо. Посажена густо- не растёт капуста.
7.СЛОВО В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ( В ПОСЛОВИЦАХ, ЗАГАДКАХ, СКОРОГОВОРКАХ, В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ),
Загадки.
Стоит матрёшка на одной ножке, запутана, закутана.
Был ребёнок- не знал пелёнок.
Стал стариком- сто пелёнок на нём.
Не книжка, а с листочками.
Как надела сто рубах- захрустела на зубах.
Уродилась я на славу,
Голова моя кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи.
Нарядилася Алёна
В сарафанчик свой зелёный.
Завила оборки густо,
Узнаёшь её? КАПУСТА.
Расселась барыня на грядке,
Оделась в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Пословицы и поговорки.
Без капусты щи не густы.
Заяц трус, а и то на капусту охотится.
Хлеб да капуста лихого не допустят.
8.СЛОВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВЕСЁЛЫЙ ОГОРОД.
Подрастает ряд за рядом огуречная рассада.
И редиска и морковка в глубине ныряют ловко.
Вот весёлый огород. Что здесь только не растёт?
Где недавно было пусто, подбоченилась капуста.
И на ножках – кочерыжках к нам домой пришла вприпрыжку.
С.Иванов.
КАПУСТА.
Как на грядке сто одёжек появились без застёжек.
Вот такие кочаны, вот такой величины!
Было пусто, стало густо, поднялась моя капуста.
Что ж вы, дети, что ж вы, тёти, есть капусту не идёте?
И. Мазнин.
ОСЕНЬЮ.
Поле убирают, в огороде пусто.
Только за сараем ёжится капуста.
С грядки не увозят вот уж две недели.
Даже от мороза жилки покраснели.
Смотрит за ограду хрупкая капуста.
Никого нет рядом, потому и грустно.
В Суслов.
. 9.СЛОВО В ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ.
. Оделась, как капуста.
. 10.СЛОВО В ДЕТСКОМ РЕЧЕВОМ ТВОРЧЕСТВЕ.
. КАПУСТА.
. Весной мама посадила капусту. Я рядом стояла, смотрела.
. Мы с сестрой поливали капусту всё лето, ухаживали за ней.
. Осенью капуста выросла. Мы её срезали, занесли домой. Самую хорошую капусту мама повесила за кочерыжку в погребе. А остальную мы нарубили и посолили. Получилась квашенная капуста. Мама кладёт её в щи. Я знаю, что капуста богата витаминами и очень полезна. Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложили про неё поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят». Марина Каракова.
ЧТОБЫ ОШИБОК НЕ ДЕЛАТЬ В СЛОВАХ,
ЗАПОМНИМ СЛОВА ЭТИ, ДЕТИ, В СТИХАХ.
Созрели на даче картофель, капуста,
Фасоль, что весной посадили так густо.
Главная мысль в стихах такова:
С буковкой «а» пишем эти слова.
. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ:
Мы ещё раз убедились, что, зная исторические связи слов и исторический корень, можно проверить написание непроверяемой безударной гласной – а.
КАПУСТА_ «КАП» -голова (по-латыни)
Учитель. Третья группа создала энциклопедию слова ОДЕЖДА.
Дети. ВОПРОС ИССЛЕДОВАНИЯ:
«Что связывает слова « одежда» и «хлам»?
ГИПОТЕЗА:
«ОНИ СЛОВА СИНОНИМЫ».
Энциклопедия слова-ОДЕЖДА.
. 1 Лексическое значение слова.
. Одежда- совокупность предметов, которые надевают на тело. Например: тёплая одежда, детская одежда, верхняя одежда.
. 2.Краткий этимологический словарь русского языка.Одежда(заимствовано из старо- славянского языка, исконно русское-одёжа)
. 3.Слово и слова родственники(однокоренные слова)Одежда, одёжка, одёжа, одёжная, одеваюсь, одеяние.
. 4.Слово и его друзья- синонимы. Одежда- костюм, наряд, убранство, туалет, хламида (разговорное), одёжа, хлам (простонародное), одеяние, облачение(устаревшие)
. 5.Слово и его враги- антонимы. Одежда-нагота. Одеваться- раздеваться.
. 6.Слово и слова(сочетания)-рифмы. Одежда-надежда. Одёжка-застёжка. Одёжная- дорожная.
. 7.Слово в русском фольклоре
. .ЗАГАДКИ
. . Семь одёжек и все без застёжек.( Капуста) Теплом богата, что твоя хата.(Одежда.)
. Лето целое старалась-
. Одевалась, одевалась-
. А как осень подошла,
. Нам одёжки отдала.
. Сотню одежонок
. Сложили мы в бочонок. (Капуста.)
.
. ПОСЛОВИЦЫ:
.
Встречают по одёжке
Провожают по уму.
Не одежда красит человека,
А его добрые дела.
Береги одежду снову
А честь и здоровье смолоду.
По одёжке протягивай ножки.
8/Сказка «Конёк-Горбунок» П.П.Ершов.
Тут Иван одежду снял,
Ничего не отвечая,
А царица молодая,
Чтоб НЕ ВИДЕТЬ НАГОТУ
Завернулася в фату.
ТЕКСТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Русский народный костюм отражает историю и традиции наших предков, их культуру и нравы. Верхняя мужская одежда была разнообразной: рубаха, кафтан, поддёвка, зипун. Повседневная мужская рубаха шилась из грубого полотна, а праздничная – из отбелённого полотна. Рубахи украшались – вышивкой.
Слово рубаха, рубеж, рубль, происходят от одного слова – РУБИТЬ,
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся.
Попляши день- деньской.
И пойдёшь на покой. (Рубашка.)
8.Слово в произведениях литературы.
Братья Гримм. «Храбрый портной.»
В одном немецком городе жил портной, звали его Ганс. Целый день сидел он у окошка, поджав ноги, и шил одежду. Куртки шил, штаны, жилетки шил.
9.СЛОВО В НАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ,
Одежда.
.У каждого есть дома
Огромный шифоньер.
Его мы открываем
Почти что каждый день.
Для школы ищем форму,
На улицу-пальто.
Ведь всем нужна одежда.
Куда мы без неё? На улицу не выйдешь,
Не впустят и в кино.
ОДЕЖДА-это важно
Для взрослых и детей.
Зимою нас согреет
Укроет потеплей. (Урмитова Лиана).
МИНИ-СОЧИНЕНИЕ.
Однажды в школе я осталась группе продлённого дня. Мы пошли гулять . Не увидев лужи, я встала в неё и забрызгала одежду. Моя куртка была грязная.
Я пошла домой и сменила грязную одежду. Теперь я хожу всегда осторожно, чтобы не забрызгаться. (Казанцева Таня.)
Чтобы ошибок не делать в словах,
Запомним слова эти, дети, в стихах.
Вновь повторяем мы снова и снова.
Слово « одежда», нужное слово.
Мы это слово не держим в секрете.
С буковкой «о» оно пишется, дети.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ:
Исследуя слово, мы узнали, что одежду люди изобрели в глубокой древности. В старину существовало слово «хламида» -«прообраз» слова одежда. Теперь нам понятно выражение, которое до сих пор существует в нашей речи: «Убери этот хлам»…. «Как много хлама в твоём гардеробе»
Учитель. Опираясь на результаты ваших исследований, проведем экспертизу некоторых выполненных вами заданий:
2. Слово земляника и слова «родственники».
(Каждая группа получает на листке слова: земля, земляк, поземка, подземный, земляника).
Учитель. Докажите, что это слова родственники. Нет ли среди них
лишних слов?
Ученики. Доказывают, выделяют корень, находят общее значение всех
этих слов.
3. Учитель. А как объединить все эти три словарных слова: капуста, одежда, земляника?
Ученик. Все эти слова с безударной гласной в корне слова.
Все оканчиваются на гласный звук (а).
Учитель. А какое из этих слов лишнее?
Ученик. Одежда – это не растение.
Земляника – четырехсложное слово, а остальные трехсложные.
Капуста – в этом слове все согласные – твердые.
4. Учитель. 1 и 2 группы получают текст.
Задание 1 группе. Докажите, что это текст. Выпишите слова с непроизносимыми согласными.
Задание 2 группе. Выписать «семейку» - родственных слов.
Текст
Много на Руси было праздников. Самые радостные, щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников отмечался 8 октября – Сергей – капустник.
В этот день хозяйки приглашали девчат на «капустные вечерки» - помочь нарубить капусты на зиму. Капустницы, приходя в дом, поздравляли хозяйку с капустой, как с праздником. В этот день они щеголяли друг перед другом своими нарядами.
Задание 3 группе. Озаглавьте текст. Выпишите слова, обозначающие одежду, значение которых вам неизвестно.
Текст (у каждого ученика на столе)
Русский народный костюм отражает историю и традиции наших предков, их культуру и нравы. Верхняя мужская одежда была разнообразной: рубаха, кафтан, поддевка, зипун. Повседневная мужская рубаха шилась из грубого полотна, а праздничная – из отбеленного полотна. Рубахи украшались вышивкой.
Учитель. Проверим, как группы справились с заданиями.
Учитель. Исследователи слова ОДЕЖДА оформили стенд «Русский народный костюм». Посмотрите, в каких нарядах «щеголяли» наши предки.
Задание группам: Собери пословицу, объясни ее смысл.
1 группа. Не, человека, одежда, а, красит, его, дела, добрые.
(Не одежда красит человека, а его добрые дела)
2 группа. Одежда, снову, береги, честь, а, смолоду.
(Береги одежду снову, а честь смолоду)
3 группа. Лучшие, новая, одежда, а, старые, друзья.
(Одежда лучше новая, а друзья – старые)
III Учитель. Я считаю, что выбранные для экспертизы задания, вы с честью выдержали. Сейчас я передаю слово жюри, которое оценивало ваш групповой проект.
Жюри. Вручают группам медали «Самый оригинальный проект»,
«Cамый научный проект», «Самый дружный проект».
IV Заключительная часть. (рефлексия)
- Чему научились, выполняя проект?
- Что было самым интересным?
- Что вы узнали о традициях наших предков?