Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Словарные слова.

Размещено: Елена Леонидовна Шункова - вт, 25/05/2010 - 16:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
МитрофановаТатьянаПетровна.
Место работы, должность: 
Учительначальныхклассов МОУ «Алексеевская общеобразовательная школа №2с углубленным изучением отдельных предметов»
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Подведение итогов проектной творческой деятельности учащихся по составлению энциклопедии словарных слов. Защита проектов. 2. Знакомство с нормативными словарями русского языка. 3. Развитие познавательного интереса к изучению русского языка. 4. Обогащение словарного запаса учащихся. 5. Воспитание любви к родному слову, к культурному наследию наших предков, к народным традициям.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Оборудование урока:

                          1.Компьютер: мультимедийная  презентация,

                            программа Power  Point

                           2.Стенд «Русский народный костюм»

                           3.Книжка- малышка «Энциклопедия словарных слов»

                            4.Игровые опоры для запоминания  словарных слов.

                             5. Словари.

                            

Ход урока.

 

I Учитель. Ребята, как называется единица языка, служащая для наименования  понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков.

Ученик. Слово

Учитель. А сколько же слов в русском языке?

По предположению ученых, наш язык насчитывает сотни тысяч слов – необозримый океан. Писатели, мастера слова  заставляют в своей речи  работать гораздо более слов, чем мы.

Например, А.С. Пушкин  использовал более 21 тысячи слов. А словарный запас шестилетнего ребенка  составляет примерно 3 000 слов.

Что значит узнать лексическое значение слова?

Ученик. Определить его смысловое значение.

Учитель. Но не всегда мы знаем лексическое значение. А что же нам поможет?

Ученик. На помощь нам придут толковые словари, в которых определено значение слов.

2. Выставка толковых словарей  русского языка.

·        В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

·        С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

·        М.С. Лопатухин, Е.В. Скорлуповская, г.С. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка.

 

Учитель. Словари бывают большие и маленькие. Словарь В.И. Даля состоит из 4 томов. Большая часть словарей издается в одном томе, например словарь С.И. Ожегова, в  котором собранно и объяснено 80 тысяч слов. А есть школьные толковые словари. Они легкие и удобные.

                Кроме толковых словарей, есть и другие. К некоторым  из них нам сейчас придется обратиться. Вот у меня в руке зеркальце. Есть ли связь между словами «глаз» и «зеркало»? К какому словарю нам придется обратиться, чтобы узнать откуда пришло это слово?

Ученик. К  этимологическому словарю.

Учитель. (Показывает «Этимологический словарик школьника» О.Д. Ушаковой). Прочитайте в словарике пояснение к слову зеркало.

Ученик. Зеркало – зыркать, зоркий, зрачок.

Учитель. А теперь догадались, как связаны эти слова?

Ученик. Они родственные слова. У них одинаковые исторические   корни.

Учитель. В какой ситуации говорят? Не знал, куда глаза девать.

Ученик. Когда бывает стыдно за плохой поступок.

Учитель. А к какому словарю надо обратиться, чтобы правильно понять этот оборот?

Ученик. К фразеологическому словарю.

Учитель. Показывает «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова.

Учитель. Ребята, в течение двух недель вы исследовали словарные слова, при этом вам  приходилось обращаться к разным  словарям. Сегодня мы подведем итог вашей творческой деятельности. Финальным продуктом ваших групповых мини – проектов стали  энциклопедии трёх словарных слов - капуста, одежда, земляника.

               Жюри будет оценивать ваши проекты по номинациям: «Самый научный проект», «Самый красочный проект», «Самый оригинальный проект».

             Исследуя слова – вы опирались на схему  - план.

 

Схема – план

 

1.     Слово… и его лексическое значение (в толковом словаре).

2.     История происхождения слова ( в этимологическом словаре).

3.     Слово… и слова – родственники.

4.     Слово… и его «друзья - синонимы».

5.     Слово… и его «враги - антонимы».

6.     Слово… во фразеологических оборотах.

7.     Слово… и слова (сочетания) – рифмы.

8.     Слово… в русском фольклоре.

9.     Слово… в произведениях литературы.

10. Слово… в детском речевом творчестве.                                                                       

Учитель.  Свою презентацию показывает группа исследователей слова-   ЗЕМЛЯНИКА.

 

Дети:

ВОПРОС ИССЛЕДОВАНИЯ: «Откуда пришло к нам это слово?»

Мы представляем компьютерную презентацию нашего проекта с помощью программы Power Point.

 

Учит ель. Вторая группа   свою энциклопедию оформила в виде книжки – раскладушки.

Дети.

Вопрос нашего исследования: «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОРЕНЬ У СЛОВА КАПУСТА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО МОЖНО ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ «А»?»

Гипотеза:

Возможно, и существует

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЛОВА:

          КАПУСТА.

1.КАПУСТА-огородное растение семейства крестоцветных, растущее обычно кочаном.

2.ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА. Кочан капусты похож на голову, а по- латыни голова «капут», отсюда и произошло слово капуста.

3.СЛОВО И СЛОВА РОДСТВЕННИКИ. КАПУСТА-капустный, капустница, капустник, капустинская ( вечёрка).

4.Слово и его друзья –синонимы. Капуста-кочан, вилок.

5.СЛОВО И ЕГО ВРАГИ-АНТОНИМЫ.----

6.СЛОВО И СЛОВА(СОЧЕТАНИЯ)- РИФМЫ.Капуста-пусто. В огороде пусто- выросла капуста. Капуста-густо. Посажена густо- не растёт капуста.

7.СЛОВО В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ( В ПОСЛОВИЦАХ, ЗАГАДКАХ, СКОРОГОВОРКАХ, В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ),

Загадки.

Стоит матрёшка на одной ножке, запутана, закутана.

            Был ребёнок- не знал пелёнок.

            Стал стариком- сто пелёнок на нём.

Не книжка, а с листочками.

              Как надела сто рубах- захрустела на зубах.

  Уродилась я на славу,

Голова моя кудрява.

Кто любит щи,

Меня ищи.

                    Нарядилася Алёна

                     В сарафанчик свой зелёный.

                      Завила оборки густо,

                        Узнаёшь её? КАПУСТА.

Расселась барыня на грядке,

Оделась в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Пословицы и поговорки.

Без капусты щи не густы.

Заяц трус, а и то на капусту охотится.

Хлеб да капуста лихого не допустят.

8.СЛОВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ.

            ВЕСЁЛЫЙ ОГОРОД.

Подрастает ряд за рядом огуречная рассада.

И редиска и морковка в глубине ныряют ловко.

Вот весёлый огород. Что здесь только не растёт?

Где недавно было пусто, подбоченилась капуста.

И на ножках – кочерыжках к нам домой пришла вприпрыжку.

                                                 С.Иванов.

                   КАПУСТА.

Как на грядке сто одёжек появились без застёжек.

Вот такие кочаны, вот такой величины!

Было пусто, стало густо, поднялась моя капуста.

Что ж вы, дети, что ж вы, тёти, есть капусту не идёте?

                                                И. Мазнин.

                          ОСЕНЬЮ.

Поле убирают, в огороде пусто.

Только за сараем ёжится капуста.

С грядки не увозят вот уж две недели.

Даже от мороза жилки покраснели.

Смотрит за ограду хрупкая капуста.

Никого нет рядом, потому и грустно.

                                              В Суслов.

.          9.СЛОВО В ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ.

.          Оделась, как капуста.

.          10.СЛОВО В ДЕТСКОМ РЕЧЕВОМ ТВОРЧЕСТВЕ.

.                          КАПУСТА.

.          Весной мама посадила капусту. Я рядом стояла, смотрела.

.          Мы с сестрой поливали капусту всё лето, ухаживали за ней.

.          Осенью капуста выросла. Мы её срезали, занесли домой. Самую хорошую капусту мама повесила за кочерыжку в погребе. А остальную мы нарубили и посолили. Получилась квашенная капуста. Мама кладёт её в щи. Я знаю, что капуста богата витаминами и очень полезна. Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложили про неё поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят».  Марина Каракова.

               ЧТОБЫ ОШИБОК НЕ ДЕЛАТЬ В СЛОВАХ,

               ЗАПОМНИМ СЛОВА ЭТИ, ДЕТИ, В СТИХАХ.

Созрели на даче картофель, капуста,

Фасоль, что весной посадили так густо.

Главная мысль в стихах такова:

С буковкой «а» пишем эти слова.

.          ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ:

 

Мы ещё раз убедились, что,  зная исторические связи слов и исторический корень, можно проверить написание непроверяемой безударной  гласной – а.

КАПУСТА_ «КАП» -голова (по-латыни)

 

Учитель. Третья группа создала энциклопедию слова ОДЕЖДА.

Дети. ВОПРОС ИССЛЕДОВАНИЯ:

«Что связывает слова « одежда» и «хлам»?

            ГИПОТЕЗА:

«ОНИ СЛОВА СИНОНИМЫ».

 

Энциклопедия слова-ОДЕЖДА.

 

.          1 Лексическое значение слова.

.          Одежда- совокупность предметов, которые надевают на тело. Например: тёплая одежда, детская одежда, верхняя одежда.

.          2.Краткий этимологический словарь русского языка.Одежда(заимствовано из старо- славянского языка, исконно русское-одёжа)

.          3.Слово и слова родственники(однокоренные слова)Одежда, одёжка, одёжа, одёжная, одеваюсь, одеяние.

.          4.Слово и его друзья- синонимы. Одежда- костюм, наряд, убранство, туалет, хламида (разговорное), одёжа, хлам (простонародное), одеяние, облачение(устаревшие)

.          5.Слово и его враги- антонимы. Одежда-нагота. Одеваться- раздеваться.

.          6.Слово и слова(сочетания)-рифмы. Одежда-надежда. Одёжка-застёжка. Одёжная- дорожная.

.          7.Слово в русском фольклоре

.          .ЗАГАДКИ

.          . Семь одёжек и все без застёжек.( Капуста) Теплом богата, что твоя хата.(Одежда.)

.                    Лето целое старалась-

.          Одевалась, одевалась-

.           А как осень подошла,

.          Нам одёжки отдала.

.           Сотню одежонок

.           Сложили мы в бочонок. (Капуста.)

.           

.                ПОСЛОВИЦЫ:

.           

                                     Встречают по одёжке

                                      Провожают по уму.

                     Не одежда красит человека,

                      А его добрые дела.

                                          Береги одежду снову

                                          А честь и здоровье смолоду.

                       По одёжке протягивай ножки.

8/Сказка «Конёк-Горбунок» П.П.Ершов.

     Тут Иван одежду снял,

       Ничего не отвечая,

       А царица молодая,

       Чтоб НЕ ВИДЕТЬ НАГОТУ

       Завернулася в фату.         

ТЕКСТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Русский народный костюм отражает историю и традиции наших предков, их культуру и нравы. Верхняя мужская одежда была разнообразной: рубаха, кафтан, поддёвка, зипун. Повседневная мужская рубаха шилась из грубого полотна, а праздничная – из отбелённого полотна. Рубахи украшались – вышивкой.

Слово рубаха, рубеж, рубль, происходят от одного слова – РУБИТЬ,

                   Дуйся не дуйся,

                   Через голову суйся.

                    Попляши день- деньской.

                     И пойдёшь на покой. (Рубашка.)

8.Слово в произведениях литературы.

Братья Гримм. «Храбрый портной.»     

В одном немецком городе жил портной, звали его Ганс. Целый день сидел он у окошка, поджав ноги, и шил одежду. Куртки шил, штаны, жилетки шил.

9.СЛОВО В НАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ,

         Одежда.

.У каждого есть дома

Огромный шифоньер.

Его мы открываем

Почти что каждый день.

Для школы ищем форму,

На улицу-пальто.

Ведь всем нужна одежда.

Куда мы без неё? На улицу не выйдешь,

Не впустят и в кино.

ОДЕЖДА-это важно

Для взрослых и детей.

Зимою нас согреет

Укроет потеплей.   (Урмитова Лиана).

               

            МИНИ-СОЧИНЕНИЕ.

Однажды в школе я осталась группе продлённого дня. Мы пошли гулять . Не увидев лужи, я встала в неё и забрызгала одежду. Моя куртка была грязная.

Я пошла домой и сменила грязную одежду. Теперь я хожу всегда осторожно, чтобы не забрызгаться.   (Казанцева Таня.)

 

Чтобы ошибок не делать в словах,

Запомним слова эти, дети, в стихах.

          Вновь повторяем мы снова и снова.

          Слово « одежда», нужное слово.

           Мы это слово не держим в секрете.

           С буковкой «о» оно пишется, дети.

 

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ:

Исследуя слово, мы узнали, что одежду люди изобрели в глубокой древности. В старину существовало слово «хламида» -«прообраз» слова одежда. Теперь нам понятно выражение, которое до сих пор существует в нашей речи: «Убери этот хлам»…. «Как много хлама в твоём гардеробе»

 

 

Учитель. Опираясь на результаты ваших исследований, проведем  экспертизу некоторых выполненных вами   заданий:

2.     Слово земляника и слова «родственники».

(Каждая группа получает на листке слова: земля, земляк, поземка, подземный, земляника).

Учитель. Докажите, что это слова родственники. Нет ли среди них

                 лишних слов?

Ученики. Доказывают, выделяют корень, находят общее значение всех 

                 этих слов.

 

3.     Учитель. А как объединить все эти три словарных слова: капуста, одежда, земляника?

Ученик. Все эти слова с безударной  гласной в корне слова.

               Все оканчиваются на гласный звук (а).

Учитель. А какое из этих слов лишнее?

Ученик. Одежда – это не растение.

               Земляника – четырехсложное слово,  а остальные трехсложные.

               Капуста – в этом слове все согласные – твердые.

4.     Учитель. 1 и 2 группы получают текст.

Задание 1 группе. Докажите, что это текст. Выпишите слова с непроизносимыми согласными.

Задание 2 группе. Выписать «семейку» - родственных слов.

 

Текст

Много на Руси было праздников. Самые радостные, щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников отмечался  8 октября – Сергей – капустник.

 В этот день хозяйки приглашали девчат на «капустные вечерки» - помочь нарубить капусты на зиму. Капустницы, приходя в дом, поздравляли хозяйку с капустой, как с праздником. В этот день они щеголяли друг перед другом своими нарядами.

 

Задание 3 группе. Озаглавьте текст. Выпишите слова, обозначающие одежду, значение которых вам неизвестно.

 

Текст (у каждого ученика на столе)

 

Русский народный костюм отражает историю и традиции наших предков, их культуру и нравы. Верхняя мужская одежда была разнообразной: рубаха, кафтан, поддевка, зипун. Повседневная мужская рубаха шилась из грубого полотна, а праздничная – из отбеленного полотна. Рубахи  украшались вышивкой.

 

Учитель. Проверим, как группы справились с заданиями.

 

Учитель. Исследователи слова ОДЕЖДА оформили стенд  «Русский народный костюм». Посмотрите,  в каких нарядах «щеголяли» наши предки.

 

Задание группам: Собери пословицу, объясни ее смысл.

 

1 группа. Не, человека, одежда, а, красит, его, дела, добрые.

(Не одежда красит человека, а его добрые дела)

 

2 группа. Одежда, снову, береги, честь, а, смолоду.

(Береги одежду снову, а честь смолоду)

 

3 группа. Лучшие, новая, одежда, а, старые, друзья.

(Одежда лучше новая, а друзья – старые)

 

III  Учитель. Я считаю, что выбранные для экспертизы задания, вы с честью выдержали.  Сейчас я передаю слово жюри, которое оценивало ваш групповой проект.

Жюри. Вручают группам медали «Самый оригинальный проект»,

            «Cамый  научный проект», «Самый дружный проект».

IV  Заключительная часть. (рефлексия)

- Чему научились, выполняя  проект?

- Что было самым интересным?

- Что вы узнали о традициях наших предков?

 

 

Краткое описание: 
Интегрированный урок русского языка и риторики.Презентация групповой проектной деятельности учащихся.

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн