Submitted by Анатолий Георгиевич Шлюнько on Fri, 04/06/2010 - 11:03
Сценарий урока с использованием компьютера
Преподаватель – Шлюнько Анатолий Георгиевич
Предмет – физика Тема – Физические величины и их единицы измерения Продолжительность занятия – 40 минут
Класс – седьмой Образовательное учреждение – Томская область, Зырянский район, село Зырянское, Муниципальная образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа №2» Авторский медиапродукт – среда (Flash, Paint)
Приборы и материалы: карандаш, фрагмент листа бумаги в клетку, монета 1 рубль, ластик, пустой спичечный коробок, термометр, карта к уроку, компьютер, проектор, динамики.
Целеполагание (на экране фрагмент мультфильма 38 попугаев).
- (Слоненок) А что вы тут делаете?
- (Удав) Меня меряем.
- (Мартышка) Только мы не знаем как.
- (Слоненок) А когда не знаешь, как, надо у кого-нибудь спросить!
- Ребята, какая проблема возникла у героев мультфильма?
- Как можно данную проблему решить?
- Как вы думаете, над, чем мы сегодня будем работать на уроке? (на экране появляется тема и цель урока)
Тема урока: «Физические величины и их единицы измерения».
Цель урока: научиться измерять физические величины нестандартными методами.
Повторение изученного материала (на экране тестовое задание по физическим величинам, единицам измерения, приборам измерения) провести в форме фронтального опроса (3).
- Что называют физической величиной в физике?
- Что значит измерить физическую величину?
- Необходимо правильно классифицировать представленные вам физические величины, единицы измерения, приборы. После классификации видим в столбце «Единицы измерения» видим: метры, килограммы…
- Назовите какую-нибудь единицу измерения, которой здесь нет.
1) Нестандартные возможности измерения физических величин.
- Ребята, в жизни можно встретить достаточно много ситуаций, когда необходимо будет измерить какую-либо физическую величину, а под рукой не окажется приборов для измерения.
- В этом случае мы можем применить для измерения нестандартные единицы.
- Герои известного мультфильма нашли решение проблемы следующим образом…(фрагмент мультфильма 38 попугаев). (Измерение удава попугаем)
- Какую единицу измерения использовали герои мультфильма в данном фрагменте?
- Какова все же длина удава?
- Что нам надо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (сопоставить длину попугая с привычной для нас величиной, например метром)
На столах у вас находится карта к уроку, в которой есть таблицы и нам с вами по мере выполнения заданий придется их заполнять.
а) Оцените длину карандаша используя материалы, находящиеся на вашем рабочем месте (на столах: тетрадный лист в клетку, пустой спичечный коробок, монета, ластик) и результаты занесите в таблицу №1 (допустим 5 монет, 2 коробка ит.д.)
б) Теперь с помощью линейки определите длину карандаша. - Результаты своих измерений занести в таблицу (таблица будет включена в карту урока)
- Проведем анализ полученных результатов, каким способом определяли длину (выслушать несколько вариантов)
- Что может служить средством измерения? (любой предмет, соблюдать однородность)
- Может ли одно и тоже физическое тело быть разных размеров?
- А теперь оцените с помощью линейки расстояние между расставленными большим и указательным пальцами («пядь»). Запомните это значение, в жизни может пригодиться, когда надо будет быстро оценить размер тела, а под рукой не окажется инструментов.
в) на экране фрагмент «Гроза» (разряд молнии, через некоторое время слышны раскаты грома).
- Что мы с вами сейчас наблюдали?
- А гроза это что, с точки зрения физики?
- Оценить временной промежуток между молнией и раскатом грома, не используя часов, секундомеров. - Результаты своих измерений занести в таблицу. Определить истинное значение времени между разрядом и громом, запустив таймер.
- Проведем анализ полученных результатов.
- Каким способом определяли время (выслушать несколько вариантов). Парашютисты во время прыжка проговаривают числа 221, 222, 223 – что соответствует временному промежутку в 3 секунды.
- Значит, физические величины можно измерять как стандартными величинами, так и нестандартными. Стандартные величины сведены в Международную систему величин (СИ) с которой вы уже знакомы, но и сейчас можно встретить ситуации практического применения нестандартных единиц измерения. - например, вы оценивали время интервалами проговора числа, длину клетками и коробками. - на самом деле нестандартные величины широко используют в технике, например размер экрана телевизора, монитора измеряют, как правило, в дюймах.
2) – Есть ли среди вас ребята, неравнодушные к футболу? Сами играете или может быть, являетесь болельщиками?
- Оцените расстояние, с которого был выполнен штрафной удар? Как вы определили это расстояние?
3) Объективность и субъективность измерений.
- Есть ли среди вас занимающиеся рыбной ловлей?
- Самая большая рыба, пойманная вами, была каких размеров? Покажи размер! В свободное время я увлекаюсь рыбалкой. Мне удалось поймать чудо-рыбу длиной около 5 метров.
- Согласны ли вы с моим утверждением, что рыбина была действительно уникальных размеров?
- Почему вы так думаете? Затем появляется фотография, где эту рыбину я держу в руках.
- Что может послужить причиной искажения действительных данных?
- Как по фотографии можно оценить истинный размер рыбины? (Истинный размер 123 см, масса 8200 г)
4) Повторение: Многие физические приборы имеют шкалу и для точности определения показаний необходимо знать цену деления.
- Как определить цену деления шкалы (5)?
5) Определение цены деления шкал различных физических приборов. Необходимо правильно определить цену деления шкалы каждого из физических приборов, показанных на рисунке. Полученные результаты занести в таблицу.
6) - На столах у вас находится эскиз виртуального физического прибора «Эмоциометра», нанесите штриховку на шкале данного прибора таким образом, чтобы цена деления оказалась равной 1 эмоции. (Расстояние от 0 до 5 равно 10 см, линейки у детей тоже уже находятся на столах).
После окончания работы, на экране показаны эталонные варианты шкалы для каждого ряда. В фольклоре некоторые несистемные единицы измерения использовались для образной характеристики героя, события, явления.
7) На экране появляется слайд «Неметрические единицы измерения в фольклоре». Как вы понимаете высказывание «Косая сажень в плечах» ≈ 2 м 48 см Что несет в себе выражение: «Семь футов под килем» ≈ 2 м 13 см - Известны ли вам другие поговорки, выражения, пословицы? Что-нибудь, о золотнике, фунте, пуде, пяди?
- Предлагаю вам идею: подобрать материал поговорок, пословиц, крылатых выражений, в которых встречаются названия несистемных единиц измерения. Выясните историческое происхождение единицы, дайте трактовку тому выражению, где она встречается.
- Пусть это будет вашим домашним заданием.
- Итак, урок подошел к своему финалу.
- Так о чем мы сегодня вспомнили на уроке?
- Что нового узнали?
- Мы сегодня научились измерять физические величины, используя различные единицы измерения, но более привычным и удобным для нас являются единицы измерения, широко использующиеся во всем мире, система СИ.
- Провожая корабли в плавание, вслед говорили: «Семь футов под килем!»
- Семь футов под килем вам ребята в океане физики!
- На получившейся шкале «Эмоциометра» стрелкой укажите своё текущее эмоциональное состояние.