Вы не зарегистрированы

Авторизация



презентация "Метод проектов. Работа в группах"

Фото пользователя Наталия  Андреева
Submitted by Наталия Андреева on пн, 07/06/2010 - 18:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Андреева Н.А.
Место работы, должность: 

учитель начальных классов МОУ "СОШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Энгельса Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>В презентации рассказывается о методике групповой работы над проектами в начальных классах. &quot;Групповая работа над проектами дает качественно новый результат, приобретаемый учащимися, - высокий уровень познавательной самостоятельности, владение системой умений осуществлять поисковую деятельность, готовность к самостоятельной работе в режиме технологий развивающего обучения.&quot;</p>

Метод проектов: работа в группах.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем  - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на  воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и  применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и  чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в  разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной деятельности, этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему).

Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;

-это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;

-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи;

-результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

 

Метод проектов является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество определяется как идея совместной развивающей деятельности детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

В общеметодологическом плане сотрудничать - действовать вместе,
принимать участие в общем деле (С.И. Ожегов).

В философии сотрудничество (синергия) означает, что целое больше суммы его частей (Стивен Р. Кови).

Сотрудничество в психологии определяется следующим образом: «успех одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей остальных» (М.И. Дьяченко).

Н.В. Гришина выделяет сотрудничество как способ регулирования конфликтов. Она подчеркивает такие формы поведения, характерные в конфликтных ситуациях людей, как соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Сотрудничество как учет интересов и желаний своих собственных и другого, поддержка и уступка, немедленное преодоление разногласий, успех всех участников спора, отмечается как самая эффективная и продуктивная форма поведения при управлении конфликтами. Уважительное сотрудничество, безусловно, является одним из высших типов взаимоотношений между детьми.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся.

Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование конструктивного критического мышления. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Групповая работа над проектами дает качественно новый результат, приобретаемый учащимися, - высокий уровень познавательной самостоятельности, владение системой умений осуществлять поисковую деятельность, готовность к самостоятельной работе в режиме технологий развивающего обучения.

Она обеспечивает взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, одних из важнейших факторов психологического и социального развития ребенка.

В процессе взаимодействия формируется полноценное общение, которое становится возможным, так как люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер.

В процессе общения формируется ценностно-ориентированное единство группы, в которой применяется гибкая смена социальных ролей в зависимости от ситуации. Обязательно выполняются нравственные нормы и правила совместной деятельности. На заключительном этапе каждого проекта идет развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Взаимодействие в группе развивает личность и прежде всего, идет развитие интеллектуальных способностей, личностной рефлексии. Каждый ученик занимает активную субъективную позицию в учебной (и иной) деятельности. У учащихся повышается познавательная активность и осуществляется распределение ролей внутри группы.

Общение обеспечивает взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущих к активности, коммуникацию, взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность и рефлексию, через которую устанавливаются отношения. Все это способствует формированию социально успешной личности.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

                                           I.                       мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

                                        II.                       планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, формируются группы, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных его проблем. Группа — это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретные цели.

При их формировании я учитываю не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта учащихся с различными интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе.

Основные особенности формирования групп:

1.          разные учебные интересы, знания, навыки и умения учащихся;

2.          психологическая совместимость членов группы;

3.          разнообразие социально–психологических характеристик;

4.          в состав каждой группы должны входить ученики обоего пола;

5.          взаимозависимость членов группы между собой;

6.          личная ответственность каждого ученика не только за свои успехи, но и успехи товарищей и всей группы в целом;

7.          особое  внимание способам общения между членами группы (социальные аспекты обучения), которым специально обучают; Необходимо научить детей правильно взаимодействовать с другими учениками, выдвигая свои предложения. Надо объяснять им важность решения конфликтов и разногласий, правильно общаться. Учитель должен служить примером оптимального поведения и продуктивного конструктивного разрешения конфликтов.

8.          включение коллективных работ в системы контроля.

В педагогической литературе существуют разные подходы к определению оптимального количества человек в группе. Большинство авторов считают целесообразным разбить класс на группы в 2-3 человека. В составе такой группы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Мои  наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей работоспособностью и продуктивностью. Такая группа наиболее удобна для внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно предложить следующий состав такой группы: один сильный ученик, два средних, один слабый (два мальчика и две девочки).

Практика показала, что работа в разноуровневых группах наиболее эффективна для развития “слабых” учащихся и не всегда приносит пользу “сильным”.  Иногда эффективнее объединять детей в группы с учет их коэффициента IQ.

Я также заметила, что особенно важна организация учебных микрогрупп для застенчивых школьников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Благотворно влияет на самоощущения и самооценку таких детей работа в учебной тройке, паре.

 

Можно выделить 3 режима работы в командах:
1) коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или
всеми заданиями или проектами;
2) работа в подгруппах;
3) индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые сравнение и обсуждение результатов.

 

                                     III.                       информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;

учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

                                    IV.                       рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

 

Наблюдение за детьми показало, что дети охотнее занимаются проектной деятельностью в группах, так как создаются возможности для диалога и полилога всех участников. А это развивает умение не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы. Индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Именно процесс общения, взаимных действий становится индикатором успешной социализации личности.

 

Прикрепленный файлSize
Метод проектов работа в группах.ppt7.21 MB