Данные об авторе
Автор(ы):
Саулина Вера Васильевна
Место работы, должность:
МОУ «СОШ с.Маянга», Учитель биологии
Регион:
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Цель урока:
Ознакомить учащихся с процессами переноса веществ в растении, с их биологическим значением, особенностями перемещения воды, минеральных солей и органических веществ в растении, роли стебля и листьев в их передвижении; Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, умений распознавать органы растений на рисунках, таблицах; Воспитывать чувство любви к родной природе и ответственность за ее сохранность.
Тип урока:
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Учебник VI класс ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ Автор Н. И.Сонин
Используемая методическая литература:
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Методика эксперимента по физиологии растений. В.А.Тютюрев
Используемое оборудование:
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
побеги тополя в воде, подкрашенной чернилами, побег герани, побег бегонии., микроскопы, лупы, микропрепараты, р-р йода, клубни картофеля; Эксперимент по корневому давлению закладывается заранее на кружке. Таблицы: «Корень и его зоны», «Передвижение веществ по растению», «Проводящая ткань растения»(ксилема), «Проводящая ткань растения»(Флоэма)
Краткое описание:
Объект исследования – растения. Проводя лабораторные исследования в группах, учащиеся знакомятся со строением стебля, совершенствуют навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами. Сравнивая исследуемые объекты между собой , анализируя факты, учащиеся отвечают на основополагающий вопрос: Как происходит перенос веществ в растении? Формулируют вывод.
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Ход урока
1. Организационная часть
2. Актуализация знаний о строении корневых систем, влияние минеральных веществ на растение.
1.Какие зоны корня вы знаете?
2.Какие типы корневых систем вам известны?
3.Игра « Третий лишний»
Даны гербарии: картофель, горох, пшеница (нужно убрать растение с мочковатой корневой системой)
Даны гербарии: овес, ячмень, томат ( нужно убрать растение со стержневой корневой системой)
4.Какие минеральные вещества необходимы для роста растения?
(азот влияет на рост растений)
3. Изучение нового материала
Представьте себе, что мы находимся в стенах научно исследовательского института растениеводства.
Мы познакомимся с работой трех исследовательских лабораторий:
Лаборатория 1
Тема исследования: Корневое давление стр 82 учебника
Цель: Влияние корневого давления на передвижение воды в растении.
Ход работы.
1.Значение корневых волосков во всасывании воды из почвы
2.В какую зону корня поступает вода?
3.Работа с микроскопом. Рассмотрите и зарисуйте проводящий пучок корня. Стр 78
Вывод: Вода поднимается по сосудам под действием корневого давления и испарения листьев.
Лаборатория 2
Тема исследования: Передвижение воды по стеблю.
Цель: По какой части стебля передвигается вода. Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня растения в другие органы.
Ход работы:
1.Рассмотрите поперечный срез растения. Установите какой слой окрасился.
2.Рассмотрите продольный разрез стебля. Укажите какой слой окрасился.
3. Зарисуйте срезы.
Вывод: Опыт доказывает, что вода поднимается по сосудам древесины
Лаборатория 3
Тема исследования: Передвижение органических веществ.
Цель: Выяснить по какой части стебля передвигаются органические вещества. Где откладываются в запас питательные вещества.
1. Рассмотрите побег растения. Найдите где произошло утолщение и образовались молодые корни стр 164
2. Рассмотрите под микроскопом поперечный срез стебля
3. Зарисуйте срез
4. С помощью йода учащиеся определяют наличие крахмала в растении.
Вывод: Опыт показывает, что передвижение органических веществ происходит по ситовидным сосудам луба. Определить наличие органического вещества можно с помощью йода.
Закрепление полученных знаний:
Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева. У одного мыши повредили кору частично, а у другого обгрызли ствол кольцом. Какое дерево может погибнуть? Что нужно сделать , чтобы его спасти?
Выберите правильный ответ:
1.Движение веществ у растений осуществляется:
А) по клеткам и сосудам
Б) по сосудам и ситовидным трубкам
В) по клеткам , сосудам и ситовидным трубкам
2. Движение воды и минеральных солей в растений осуществляется: А) по клеткам Б) по клеткам и сосудам
В) по клеткам и ситовидным трубкам.
3. у дождевого червя кровеносная система
А) незамкнутая
Б)замкнутая
4.У земноводных сердце:
А)двухкамерное Б) трехкамерное В)четырехкамерное
Ответы;1в, 2б, 3б ,4б
3.Выставление оценок
4. Домашнее задание: стр 78-83 Заложить опыт по прорастанию семян.