Вы не зарегистрированы

Авторизация



конспект урока русского языка в 7 классе

Фото пользователя Татьяна Яковлевна Новосельцева
Submitted by Татьяна Яковлевна Новосельцева on чт, 17/06/2010 - 06:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Новосельцева Т.Я.
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литература МОУ "Таловская сош"
Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
конспект урока русского языка в 6 классе

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid black 1.0pt; mso-border-themecolor:text1; mso-border-alt:solid black .5pt; mso-border-themecolor:text1; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid black; mso-border-insideh-themecolor:text1; mso-border-insidev:.5pt solid black; mso-border-insidev-themecolor:text1; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Урок русского языка в 6 классе

Конспект проблемно-поискового урока

            Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой личности.

            Аудитория: 6 «а» класс. В классе 16 человек (5 мальчиков и 11 девочек).

            Тип мышления: у шести человек – образное, у 4 понятийно-логическое, смешанный тип мышления у 6 человек.

            Ведущими являются визуальный и аудиальный каналы восприятия, но у шести учащихся развит кинестетический канал восприятия. Преобладающий психосоматический тип и темперамент – холерик-сангвиник – 3 человека.

            Уровни развития речевого центра: большинство учащихся имеют второй уровень развития речевого центра, то есть присутствует осознанная потребность в грамотной и красивой речи.

            Мотивы: доминирующим является эмоционально-эстетический мотив; интеллектуально-познавательный имеют 5 человек, морально-дисциплинарный – 2 человека.

            Уровни понимания: у большинства детей третий уровень понимания (о чем? + что? + как?), но есть дети (4 человека), которые выходят на четвертый уровень (о чем? + что? = как? + зачем?).

Исходя из представленного портрета аудитории, можно сделать вывод, что урок целесообразнее построить в форме проблемно-поискового.

            Тема урока: употребление глагола в речи.

            Стратегическая цель: развитие выразительности, правильности речи, чувства прекрасного.

            Задачи:

1.     Познакомить учащихся с выразительными возможностями глагола.

2.     Формировать умение использовать глаголы в речи.

3.     Формировать умение строить текст, в основе которого лежит повтор.

Проблема: бедность и невыразительность речи учащихся.

Проблемный вопрос: какова роль глаголов в речи?

Варианты решения:

1.     Глаголы передают движение.

2.     Глаголы помогают увидеть цвет.

3.     Глаголы помогают услышать звуки речи.

4.     Глаголы помогают привлечь внимание к сказанному.

 

Оптимальный вариант: 1 + 2 + 3 + 4.

Глаголы в речи помогают передать движение, увидеть цвет, услышать звуки мира, привлечь внимание к сказанному или написанному.

Тезис:

«Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – все в действие придет:

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет».

 

Развитие личностных качеств на уроке посредством обучения

 

Комментарий хода урока

Развитие личностных качеств и психических процессов

Способы и приемы ненасильственного воздействия

1.     Учитель зачитывает высказывание А. Югова и предлагает определить, о какой части речи говорит писатель.

«Самая огнедышащая, самая живая часть речи. В ней струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка.  Да ведь и назначение её – выражать само действие!» - писал А. Югов

Аудиальный канал, интуиция

Педагогика сотрудничества.

1 этап.

Заинтересовать.

Психологический прием:

·        проблемный ввод

2.     Актуализация знаний.

Учитель предлагает вспомнить, что известно о глаголе

Точность, правильность, логичность речи

 

3.     Из истории возникновения слова «глагол»

- А знаете ли вы, как появилось название этой части речи?

(буква «Г». Но еще полтора века назад она называлась «глаголь», т.е. говори. Отсюда слово «глагол» означало «слово, речь»)

Эрудиция, интуиция

Педагогика сотрудничества.

1 этап.

Заинтересовать.

Психологический прием:

·        аудиовизуальный

4.     Постановка проблемного вопроса.

- По подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели.

А.Н. Толстой утверждал: «Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

Вот и мы сегодня на уроке будем учиться правильно употреблять глаголы в речи, использовать выразительные возможности глагола.

Тема урока: Употребление глагола в речи.

- На какой вопрос мы должны будем ответить в ходе урока? (Какова роль глаголов в речи?)

Аудиальный канал

Аргументация

·        доводы от фактов, довод от авторитета

5.     Работа по теме урока:

Упражнение 1. Описать свой день с помощью глаголов.

Учитель благодарит детей. Вывод фиксируется на доске.

Вывод: глагол помогает передать движение.

- Но давайте вернемся к изображению буквы «глаголь». Как вы думаете, что зашифровано в нем? (В центре всего – человек, именно ему принадлежит решающая роль в растительном и животном мире.)

- Человек может говорить, ему легко сказать, прокричать, прошептать, сообщить, промолвить. Ведь человеческая речь – это важнейшее достояние цивилизации. А что же могут  сделать животные?

Упражнение 2 – (разноуровневое).

Игра «Как говорят животные и птицы»

Задание. Подберите к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.

Вывод: глаголы помогают услышать звуки мира.

Упражнение 3

- Могут ли глаголы указывать на определенные цвета?

Правильность речи, умение слушать и слышать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образное мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение слушать и слышать, аналитическое мышление, выразительность речи

Педагогика сотрудничества.

2 этап.

Вызвать на размышление.

Логический прием:

·        пунктирно-ассоциативный способ изложения информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогика сотрудничества.

2 этап.

Вызвать на размышление.

Психологический прием:

·        пунктирно-ассоциативный способ изложения информации

 

 

 

Психологический прием:

·        похвала.

Логико-психологический прием:

·        вопросно-ответный ход рассуждения

6.     Работа в группе.

Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов», идет презентация.

Задание. Дописать текст, используя глаголы со значением цвета.

Приснился мне чудный сон. Необыкновенная цветочная поляна.

Смотрю и глазам своим не верю. Вот, горделиво вздымаясь к солнцу, … нарциссы. А рядом с ними покрытые капельками росы розы. Налево ….. очаровательные колокольчики ………, навевая сладкие воспоминания, ромашки. Трепетно …….. маки.

Всматриваюсь в дальний уголок поляны и вижу: словно отблеск зари, …….. клевер. Ярко …….трава, а на ней ……… всеми оттенками красок собранные таинственной силой прекрасные цветы. Жаль, что такое бывает только во сне.

В результате групповой работы появляется несколько вариантов текста. Все варианты обсуждаются.

Учитель благодарит детей.

 

Аудиальный канал, чувство прекрасного, образное мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толерантность, умение слушать и слышать, выразительность речи

Педагогика сотрудничества.

1 этап.

Заинтересовать.

Психологический прием:

·        визуальный (компьютерные презентации)

 

 

 

3 этап.

Соорганизация.

Логико-психологический прием:

·        ситуативная групповая работа

7.     Упражнение 4

Природа всегда покоряет наши сердца. Покоряет красотой. Покоряет совершенством. Покоряет вседоступностью и открытостью. Покоряет незащищенностью и гармонией.

- Случаен ли повтор глагола «покоряет»? Что выражается таким образом?

Задание. Закончить сочинение-миниатюру, основным средством в котором является повтор.

Каждый из нас рано или поздно задумывается о смысле своей жизни. Мне кажется, что ответов на него может быть множество. Живем, чтобы творить добро.

Живем, чтобы ……………..

Живем, чтобы ……………..

Живем, чтобы …………….

Живем, чтобы ……………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Точность речи

 

 

Активная жизненная позиция

Педагогика сотрудничества.

2 этап.

Вызвать на размышление.

Психологический прием:

·        психологическая пауза

8.     Рефлексия

- Выразите свое отношение к уроку, используя глаголы

Рефлексивные умения и навыки

Педагогика сотрудничества

3 этап.

Соорганизация.

Логико-психологический прием:

·        коллективная рефлексия

9.     Разноуровневое домашнее задание:

- Упражнение № 266; найдите в стихотворениях С. Есенина или других поэтов глаголы, обозначающие цвета, звуки; напишите грамматическую сказку о глаголе.

Право выбора, самостоятельность

 

 

 

 

 

 

Развитие личностных качеств на уроке посредством воспитания

 

Развитие личностных качеств

Воспитание

через личный пример учителя

Воспитание через содержание учебной информации

Воспитание через словесные формулы

Воспитание через организацию деятельности учащихся

Пунктуальность, организованность

Своевременное начало урока, аккуратный внешний вид учителя, порядок на учительском столе и на классной доске

 

Есть у нас закон такой:

все, что нужно

под рукой

Проверка готовности к уроку. Организация работы групп

Уважение

Доброжелательный настрой учителя, этикетность речи

 

Мнение каждого человека нужно уважать. Принципы работы в группе: принимать все идеи, даже абсурдные; уважать мнение каждого

Работе в группе. Выступление представителей от групп

Эстетический вкус

Проявление эстетического вкуса учителя в одежде, в оформлении класса, доски. Выбор музыки, текстов. Оформление раздаточного материала. Отношение самого учителя к природе

Тексты о красоте природы. Высказывания известных людей о выразительных возможностях глагола.

Презентации о цветах.

Музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов»

Природа покоряет наши сердца. Покоряет красотой. Покоряет совершенством. Покоряет вседоступностью и открытостью. Покоряет незащищенностью и гармонией

Групповая работа учащихся с деформированными текстами

Самостоятельность

Учитель поощряет самостоятельность учащихся

 

Сначала попробуй сделать сам, а только потом обращайся к книге или за помощью

Самостоятельная работа с деформированными разноуровневыми текстами

Открытость, искренность

Открытость, искренность самого учителя

Размышление над вопросом: «В чем смысл жизни?»

 

Написание сочинения по заданному началу

Умение работать в коллективе

 

Задание для работы в группах (работа с деформированным текстом)

Ум – хорошо, а два – лучше

Работа в группах

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
разработка классного часа60 KB
Пояснительная записк к урокам.docx12.59 KB
урок русского языка в 7 классе.docx22.08 KB

»  Tags for document: