Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Фото пользователя Марина Викторовна Зачиняева
Submitted by Марина Викторовна Зачиняева on чт, 17/06/2010 - 11:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зачиняева Марина Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ лицей "МОК №2"
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Подотовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

О.В.Загоровская, О.В.Григоренко "Русский язык. Пособие-практикум для подготовки к ЕГЭ.ЧастьIII" 2006 г. Воронеж "Научная книга"

Используемая методическая литература: 

О.В.Загоровская, О.В.Григоренко "Русский язык. Пособие-практикум для подготовки к ЕГЭ.ЧастьIII" 2006 г. Воронеж "Научная книга"

Д.С.Лихачев "Письма о добром и прекрасном"

Используемое оборудование: 

Мультимедийная установка, мобильный компьютерный класс

Используемые ЦОР: 

Программа "Фраза"

Краткое описание: 
Обучение написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)по тексту Д.С.Лихачева "Про зависть"

Цель урока: 

-подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.С.Лихачёва «Про зависть»;

-побудить учеников к размышлению о том, что такое зависть. 

Задачи урока: научить учащихся формулировать основную проблему текста и комментировать её;      определять позицию автора и отражать её в сочинении; излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких 2 аргументов.
 
Структура урока:
         Проверка домашнего задания. (Мобильный класс)
- дома вы должны были повторить пунктуацию в сложном предложении, давайте проверим ваши знания.( «Фраза» 9 класс , СПП Вариант №    ) 5 минут
- Проверка.
 
I этап – Вызов интереса.
- А теперь я предлагаю вам видеосюжет, просмотрев который вы определите ключевое слово темы нашего сегодняшнего урока.
(Просмотр видеосюжета – высказывание 3 учителей на тему « Что такое зависть?»
- Какое ключевое слово положено в основу каждого высказывания ваших учителей?
- Как бы вы сформулировали тему нашего урока?
 
- Записываем в своих тетрадях: 19 февраля. Что такое зависть?
- Работать мы будем с текстом Д.С.Лихачёва «Про зависть», потому что цель нашего урока — подготовиться к сочинению-рассуждению по тексту Д.С.Лихачёва.
 
Задачи, которые стоят перед нами: научиться                                экран
 
-    формулировать основную проблему текста и комментировать её;
-     определять позицию автора и отражать её в сочинении;
-     излагать собственное мнение по проблеме с привлечением 2 аргументов.
 
- Вспомним план написания сочинения-рассуждения.                         экран
 
1. Проблематика текста (Основные вопросы, поставленные в тексте, требующие изучения, разрешения)
2.Комментарий проблемы (Толкование, разъяснение основного вопроса исходного текста)
3. Позиция автора (Отношение автора к поднятой теме, проблемам, героям)
4. Собственная позиция
5-6 Аргументы.
7. Вывод.
 
-Итак, возвращаемся к теме урока. Прочитайте высказывания выдающихся людей:   экран
 
 « Из всех страстей зависть — самая отвратительная. Под именем зависти шествует ненависть, предательство, интриги». (К.Гельвеций)
 
« Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику». (Б.Грассиан)
 
« Зависть — сожаление о чужом благе». (Плутарх)
 
«Зависть есть скорбь о благополучии ближнего». (Св. Григорий Богослов)
 
- Запишите понравившееся высказывание.
- Далее сформулируйте одним словом или сочетанием слов, что такое зависть? 
 
 
 
ужасное чувство                                                       страсть
 
ненависть к другому                                                болезнь
 
скорбь                                       зависть                   страдание
 
сожаление                                                                 мука
 
зло                                                                              гнев
 
- Чему завидуем?
Объектом зависти может стать все, что угодно. Для мужчин важны карьера, благосостояние, поэтому они чаще завидуют продвижению по службе, более высокой зарплате, новому автомобилю сослуживца. Женщины скорее позавидуют красивой коже, безупречной фигуре, талантливым и послушным детям, внимательному мужу. Школьники завидуют тем, кому задают меньше уроков, кого выделяют учителя. Малыши – красивым и ярким игрушкам, которые есть у друзей по садику. В подростковом возрасте объектом зависти может стать влюбленность подружки, внимание одноклассников. Так или иначе, предметом зависти становится то, чего нам больше всего не хватает для счастья.
 
Заглянем в словарь В.И.Даля:               (справка учащегося)
 
зависть – 1) досада по чужому добру или благу;
 
                 2) нежелание добра другому, а одному лишь себе.
 
завидовать – 1) досадовать на чужую удачу;
 
                       2) болеть чужим здоровьем
 
-А в «Толковом словаре русского языка» Ожегова дается такое определение зависти: «Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого» (справка учащегося)
 
Вывод (делают учащиеся): Зависть — одно из самых сильных человеческих чувств. Зависть — это ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
 
II этап – Знакомство с текстом Д.С.Лихачёва.
 
- А как формулирует понятие зависти академик Д.С.Лихачёв, один из самых образованных людей нашей страны? Всю свою долгую жизнь учёный занимался изучением культуры и русской литературы, а в последние годы — вопросами этики, духовности народа, особенностями его менталитета.
 
В его книге «Письма о добром и прекрасном» есть Письмо № 15, которое называется «Про зависть». Прочитаем его.
 
(Чтение текста учителем).
 
Про зависть
 
(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!
(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.
(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
(13) Завидуете — значит не нашли себя.                                                                                                                                 Д.С.Лихачёв
 
III этап – Формулирование проблемы текста.
- Что волнует автора? Какова основная проблема текста?
Прежде чем вы приступите к формулировке проблемы, небольшая справка ( экран):
 
Основная проблема — это та,
         которая стала объектом раздумий автора,
         над которой он в основном размышляет,
         к которой он неоднократно возвращается.                                          
 
- Постарайтесь сформулировать и записать проблему.
- Но прежде чем непосредственно формулировать проблему текста, лучше сделать небольшое вступление. Оно должно быть эмоциональным, экспрессивным и небольшим по объему(2-4 предложения)
Возможные варианты вступления:                                                    экран
1.      Анализ разных точек зрения на проблему.
2.      Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения о ее актуальности.
3.      Перечисления проблем исходного текста.
4.      Спор с мнимым оппонентом, рассуждения от «противного»
5.      Краткие сведения об авторе исходного текста, о проблемах, нашедших отражение в его произведениях.
6.      Лирическое вступление.
(      Зависть…Что это такое? Почему существует опасная близость зависти для любого человека? Над этими вопросами размышляет Д.С.Лихачёв в своём тексте.
      В своём тексте Д.С.Лихачёв рассматривает проблему зависти как самого ужасного человеческого чувства.
     Может ли человек жить, работать, заниматься любимым делом и никому не завидовать? Об этим вопросом рассуждает Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном».
      В Письме пятнадцатом «Про зависть» Лихачёв поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека.
 
- Найдите формулировку проблемы без грамматических ошибок                   (экран)
 
1. Автор рассматривает проблему того, что зависть неистребима.
 
2. В тексте излагается проблема зависти.
 
3. Д.Лихачев анализирует проблему о живучести зависти.
 
4. В тексте поднимается проблема зависти.
 
5. Проблема о том, что зависть неискоренима, волнует Лихачева.
 
__________________________________________________________________
 
 
 
IV этап – Комментарий проблемы текста.
 
- Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.
- Какие вопросы можно осветить в комментарии?                                               экран
·        Почему автор предпочёл именно эту проблему?
·        Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни?
·        К какой категории относится избранная автором проблема?
·        Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?
·        Как характеризует автора выбор данной проблемы?
 
- Давайте вернёмся к тексту Д.С.Лихачёва.
 
1.      К какой категории можно отнести проблему?
( нравственная)
 
2. Дадим определение проблемы ( важная, острая, злободневная, актуальная, серьёзная, сложная, опасная).
 
2.      Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения?
(В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьёзная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.)
 
3.      К чему может привести зависть? Чем опасны завистливые люди?
 ( Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие; завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче).
 
- Я добавлю к вашим высказываниям слова Св .Киприана Карфагенского: «Далеко простирается многообразное и плодовитое зло, происходящее от зависти… От неё происходит ненависть, от неё распри. Зависть ослепляет наши чувства, пленит наши мысли… внушает вероломство, воспламеняет гневом; и тот, кто отдаётся в её власть, не может уже обуздать себя и править собою. От сего-то нарушается братская любовь, искажается истина, расторгается единство».
 
 - Всё! Мы проблему прокомментировали. Теперь формулировку проблемы соедините с комментарием, напишите свои варианты.
Не забудьте о том, что в комментарии не должно быть:
 
- пересказа исходного текста или любой его части;
- рассуждений по поводу нескольких проблем;
 
(Учащиеся зачитывают образцы).
 
 V этап – Изложение авторской позиции.
 
-Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?
                                   
Авторская позиция может быть выражена:                                ЭКРАН        
 
Чётко, прямо, непосредственно        
В названии текста.       
Риторические вопросы.
В отдельных предложениях.               
Риторические восклицания.
Через ряд аргументов.            
Порядок слов.               
Лексические повторы.             
Оценочная лексика.   
Модальные слова и частицы, вводные конструкции.
 
 
- Определите стиль текста. Какова его композиция?              
(Публицистический стиль воздействует на читателя, помогает понять отношение автора к проблеме.
 
Вступление – тезис – автор указывает на проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса; далее приводит аргументы и примеры; в заключение делает вывод: Завидуете — значит не нашли себя.)
 
-Проанализируем лексику     
( Лексика служит выражению авторской позиции: оценочные эпитеты «ужасное чувство», «болезненное чувство» выражают авторскую обеспокоенность, взволнованность.
Лексические повторы и однокоренные слова позволяют увидеть авторское отношение к проблеме.
Метафора «обжигающая опасность зависти» призвана остановить человека, пробудить в нём чувство осторожности, говорит о желании автора, чтобы человек был самим собой.)
 
 
- Посмотрим на текст с точки зрения морфологии.  
(Лихачёв в основном использует глаголы в форме 2-го л. изъявительного и повелительного наклонений. Это говорит о том, что автор старается убедить читателя в своей правоте, желает помочь, дать совет.)
 
Синтаксис.        
(Риторические вопросы и неполные предложения придают тексту интонации живого разговора. В диалоге с воображаемым читателем автор призывает нас отличаться от других, быть самим собой.)
- Дома вы повторяли пунктуацию в сложном предложении. Объясните, почему в 4 предложении перед союзом И запятая не ставится ( однородные придаточные)
- Сколько придаточных предложений в 9 предложении?(2)
-Какие виды связи встретились в 10 предложении? (все)
 
 -Изложите авторскую позицию.
 
 (Цель Д.С.Лихачёва — заставить читателя обратить внимание на проблему зависти в нашей жизни. Уже в самом начале текста учёный использует ряд риторических вопросов, которые нацеливают читателя на обсуждение важной для всех проблемы. Далее автор чётко ставит задачу убедить воображаемого собеседника в том, что зависть подстерегает того, кто не защищён, у кого нет собственного «я», чёткой жизненной позиции. Академик Лихачёв призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей.)
 
 - Физкультминутка.
 
VI этап – Аргументация собственного мнения по проблеме.
 
 Действительно, зависть — вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество
                                                                                                                                     экран
Я помню, как…
Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается…
Также можно привести пример…
Сложно не согласиться с Лихачёвым, но можно привести достаточно много доказательств, что не все люди завистливы. Например,…
Типы аргументации в изложении собственной позиции
- Зависть всегда приводила к захвату чужих земель, под каким бы предлогом ни велись завоевательные войны (из истории)
 
- Давайте проследим, когда же появилась зависть? Возьмем греческую мифологию.
Сообщение учащегося
Зависть · дочь океаниды Стикс и Палланта - сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Зависть, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру - крылатую и ясноокую Победу.
Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд.
Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположенна в долине, куда на проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.
 
Зависть улыбается только когда видит чужие несчастья и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто-то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя.
 
Учитель
-Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия (Каин и Авель).
Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не была оценено по достоинству.
 На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов дают нам понять, что на протяжении веков это человеческое чувство наполняло сердца и души людей.
В христианстве зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Она противопоставляется христианским добродетелям — великодушию, благожелательству и состраданию. Смертные грехи в христианстве
 
Обжорство | Похоть | Алчность | Зависть | Уныние | Гнев | Гордыня
 
 
 Тема эта очень трудная и неоднозначная.  
   Зависть - завидовать, все же от корня видеть. Т.е. видеть за пределы своих возможностей и ресурсов, влезая взором (иногда мысленным) во владения другого человека, как ненавидеть - не видеть ничего хорошего в другом, кроме его отрицательных качеств.
      Зависть - страшное, всепоглощающее, всепожирающее, испепеляющее чувство, которое в первую очередь уничтожает личность самого завистника, который, переходя от зависти к ненависти, теряет контроль над своими поступками и, в конце концов, самоуважение.      
 
 
- В каких же произведениях мы можем найти примеры зависти?
( А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» ( Зависть Печорина Грушницкому, когда Мери подает ему кружку с водой), Л.Н.Толстой «Война и мир» ( Зависть безродного Долохова Пьеру Безухову)
 
- А знаете ли вы что-нибудь о людях, которым зависть помогла достичь успеха?
(А.С.Пушкин «Зависть – сестра соревнования, следственно, из хорошего роду»
Бертран Рассел «Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим»)
 
- Вы помните, что свое мнение нужно формулировать этически корректно. Что это значит?
 
- А вам я хочу выразить свои пожелания словами Омара Хайяма:
 
Не завидуй тому, кто силён и богат,                                            экран
За рассветом всегда наступает закат,
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.
 
VII этап – вывод.
Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. Это может быть:
 
1.      Общий вывод                                                                                              экран
2.      Ответ на вопрос, поставленный во вступлении
3.      Рассуждение о том, какое значение будет иметь для автора сочинения прочитанный текст.
4.      Расширение проблемы. Новый вопрос.
 
VIII этап – Рефлексия.
 
О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями)
Мне понравилось на уроке, что я …
Я ощущал себя на уроке …
После урока я задумаюсь о …
Учащиесяозвучивают свои варианты предложений.
 IX этап – домашнее задание

- Допишите сочинение, проверьте и исправьте ошибки



Фото пользователя Марина Викторовна Агеева

На: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения


Интересно, кто же был первым?!   http://dok.opredelim.com/docs/index-58936.html, http://festival.1september.ru/articles/595544/... И наверняка ещё не одна такая разработка "гуляет" по интеренету... Разные только фамилии "авторов" урока...

М.В.Агеева



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн