Submitted by Марина Михайловна Максимова on Tue, 22/06/2010 - 21:58
I. Вступительное слово учителя.
Представление жюри.
В игре участвуют две команды «Огонек» и «Уголек». За каждый правильный ответ убирается язычок пламени напротив названия команды. Победительница - команда с наименьшим количеством язычков пламени.
II. Литературная композиция.
Вбегают Никита и Саша.
Никита: Вот скукотища-то и заняться нечем.
Саша: Что бы такого сделать плохого?
Никита: Ой, я, кажется, придумал! (Достает спички и чиркает спичкой.) Давай мы с тобой костерчик разведем. (Слайд 2.)
Саша: Вот здорово! Давай!
Входит Оля. Оля: Ой, что вы делаете? ( Никита роняет спички.)
Вбегает Аида: Что это вы кричите? Пожар, что ли?
Оля: Не появись я вовремя – пожара не миновать! Никита: Да ладно! Из-за какой-то маленькой спички?
Оля: Ростом спичка – невеличка, не смотрите, что мала.
Может сделать много зла.
Конечно, помните, друзья, что с огнем дружить нельзя!
Саша: Ух ты, а мы и не знали, что из-за маленькой спички может быть большой пожар.
Оля: Для забавы, для игры спичек в руки не бери.
Не шути, дружок с огнем, чтоб не пожалеть потом.
Аида: Сам костра не разжигай и другим не позволяй.
Даже крошка - огонек от пожара недалек.
Оля: Не бери из спички жар, ведь и он таит пожар.
Уголек, хоть невеличка, но опасен, как и спичка.
Аида: Если близко телефон, и тебе доступен он,
Нужно «01» набрать и пожарников позвать.
Входят Спички (две девочки в белых костюмах и красных беретах), исполняют песню на мотив песни «Круто ты попал на Т\/»
Спички детям не игрушка
- Знает каждый с юных лет.
Потому, что мы подружки
Огонькам - без нас их нет.
Зажигаем мы конфорки,
Чтоб готовили обед,
И костер запалим ловко,
И свечу, даря ей свет.
Служим людям мы столетья,
И виновны только в том,
Что попав случайно к детям,
Против воли все кругом
Поджигая, не жалея -
И квартиру, и леса.
И детей тогда спасают
Лишь пожарных чудеса.
Припев: Людям служим мы много лет,
Но беда, но беда, когда нам удержу нет.
Людям служим мы много лет,
Не играй с огнем! Даем мы совет.
Спичка 1: О чем же речь пойдет сегодня? Разгадайте ребус. (Слайд 3.) (Пожар в лесу.)
Спичка 2: Лесные пожары в большинстве своем начинаются из-за небрежности человека. ( Слайд 4.)
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель людей.
III. Инсценировка «Рождение огня».
Выходит профессор истории: Я – профессор истории. Хочу вам поведать о рождении огня. Люди всегда считали огонь священным. Они думали, что он послан великим богом, поэтому люди буквально молились на огонь. (Слайд 5.)
Выход первобытных людей.
Женщина: Однажды в небе творилось что-то страшное. Все грохотало, гремело, вспыхивало дрожащее сияние. В лесу за рекой раздался сильный удар. Оттуда повалил едкий туман, и новый непонятный свет разлился вокруг.
Мужчина 1: Это красный зверь напал на деревья и стал бороться с ними. Он упал с неба и победил в борьбе. Нас защитила река. Красный зверь не смог ее перепрыгнуть.
Мужчина 2: Из-за грозы мы долго не охотились. Всем хотелось есть. И мы отправились в лес, туда, где лежали мертвые деревья. Я нашел птицу. Она не успела улететь и упала вместе с деревом, на котором сидела. Перья исчезли, тушка почернела, она стала такая некрасивая.
Мужчина 1: Зато так здорово пахла. Я выхватил птицу и вонзился зубами в тушку. Какое вкусное и мягкое было мясо.
Женщина: Как хорошо иметь маленького зверя у себя в пещере! Я попыталась принести его на ветке, но он умер по дороге. Его надо было все время кормить сухой травой или хворостом.
Мальчик: Люди! Я донес красного зверя. Всю дорогу я кормил его сухими ветками, и он выжил. Я спас ему жизнь, а он мне. Навстречу мне выскочил огромный тигр. Он приготовился к прыжку. От страха я замахал веткой, на которой сидел красный зверь. Тигр испугался и ушел.
Мужчина 2: Теперь я знал, как защитить пещеру от диких зверей. Мы поселили красного друга у входа, кормили его и днем, и ночью. Он давал нам тепло и свет. Мы назвали его Огонь.
Профессор: Спасибо за ваш удивительный рассказ. Садитесь с ребятами. Все таинства, связанные с колдовством или магией, всегда совершаются при свечах или при разожженном костре. С древних времен люди слагали про огонь легенды и сказки. Праздники на Руси сопровождались присутствием костра – Ивана Купала, Масленица. С древних времен Олимпиада начинается с того, что на стадионе зажигают факел. У Могилы Неизвестного Солдата горит вечный огонь. Огонь человека согревает, дает возможность приготовить пищу. Много значит огонь для человека.
Оля: Знают все: человек без огня не живет ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг – нам огонь повседневный друг!
Аида: Человеку друг – огонь, только зря его не тронь!
Если будешь баловаться, то беды не миновать – от огня не сдобровать.
Оля: Ребята, но огонь может быть не только другом, но и врагом. Врагом, которого не победишь, если он разбушуется и войдет в силу.
Аида: И когда мы небрежны с огнем, он становится нашим врагом.
Вбегает Огонь: (Слайд 6.) Я – Огонь! Я друг ребят,
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом,
И сжигаю все кругом!
Знайте, в гневе я сердит!
Уничтожить могу школу,
Поле хлебное, твой дом,
И у дома все кругом!
А взметнувшись до небес,
Перекинусь я на лес.
Гибнут в пламени пожара,
Даже люди иногда…
Это помните всегда!
Правила пожарные без запинки знайте,
Правила пожарные строго соблюдайте.
Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем!
IV. Конкурс «Причины возникновения лесных пожаров».
Учитель: Ребята, назовите типичные случаи возникновения лесных пожаров.
У команды, которая отвечала верно, будет потушен костер.
Команды по очереди называют:
- брошена горящая спичка;
- охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;
- люди разводили костер в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, в старых горельниках;
- люди выжигали траву на лесных полянах; стерню на поле возле леса;
- осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза;
- хозяйственные работы в лесу велись людьми с нарушение правил ТБ.
V. Введение понятия «пирология».
Учитель: Наука о лесных пожарах называется лесной пирологией. (Слайд 7.)
Какова же статистика катастрофических пожаров за последние годы? Вот только несколько данных. (Слайд 8.)
VI. Выступление корреспондентов.
Информация от наших корреспондентов.
1. 1976 год – в Хабаровском крае огонь уничтожил не только лес, но и 11 поселков полностью, 19 других населенных пунктов – частично. 2. 1987 год – практически выгорели леса Сахалина. Потери леса официально были признаны экологической катастрофой.
3. В Российской Федерации в 1989 году только в лесах Гослесфонда зарегистрировано 20 тыс. пожаров, а 28 тыс. пожаров на его активно охраняемой территории.
4. В 1990 году в Иркутской области выгорело 300 тыс. га леса. Это примерно 450 футбольных полей.
5. В 1994 году в Хабаровском крае за сезон зарегистрировано 1 224 пожара.
6. С 1991 по 1995 годы в России в огне пожаров сгорели 38 387 человек.
7. В начале июля 1997 года на Алтае погибло 11 участников ликвидации лесного пожара.
VII. Игра «01».
Оля: Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один позвоним по «01».
Сообщим по телефону, где горит и что горит,
И кто об этом говорит.
Учитель: Игра.
Перед игроками стоят телефоны. Ваша задача добраться до телефона, сказать скороговорку, сообщить свою фамилию, свой домашний адрес и вернуться назад к команде, передав эстафету следующему игроку. (Команда «Огонек»: Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. Команда «Уголек»: Чуть слышно бесшумно шумят камыши.)
У команды победившей в этом конкурсе убирается костер.
VIII. Правила разведения костра.
Учитель: А сейчас познакомимся с памяткой «Как разводить костер». (Слайд 9.)
Каждому ученику выдается буклет с памяткой.
IX. Сообщения о профессии пожарных.
Учитель: Работа пожарных и опасна, и трудна. (Слайд 10.) От них зависит жизнь людей. Бывают случаи, когда пожарные гибнут в огне, а других людей спасают. Ученик: Охрана лесов от пожаров осуществляется наземными методами и с помощью авиации. Действует более 2 тысяч пожарно-химических станций и около 200 механизированных отрядов. С воздуха леса от пожара охраняет более 930 самолетов и вертолетов. Учитель: Пожарные должны уметь быстро собраться и выехать в заданный район, поскольку важна каждая секунда.
X. Игра «Юные пожарные»
Учитель: Посмотрим, сумеете ли вы быстро собраться. Игра. (Игроки снимают обувь. Перемешивается обувь игроков. По сигналу все обуваются в свою обувь. )
Жюри подводит итог.
XI. Викторина.
- Почему номер пожарной охраны «01»?
- Что нужно сделать, если пожар только-только начинает разгораться при вас ?
- Что нужно сделать, если пожар сильный?
- Что нужно делать при сильном задымлении?
- Какие места самые безопасные?
- Как быть, если пожар приблизился к населенному пункту?
- Как поступают люди, если потушить пожар не удается ?
У команды, которая отвечала верно, потушен костер.
XII. Кроссворд.
Учитель: Последнее испытание – кроссворд для каждой команды.
Каждой команде выдается карточка с кроссвордом. (слайд 11.)
XIII. Итог.
Учитель: Вы хорошо отвечали на вопросы, пожар потушен. Я думаю, что вы не растеряетесь и при настоящем пожаре. Жюри подведет итог всей игры и назовет победителя.