Официальный сайт openw 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Весенние голоса в музыке и поэзии

Данные об авторе
Автор(ы): 
Дмитренко Е.И. Атаева В.А.
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ им. В.Г. Шухова", учитель русского языка и литературы учитель музыки
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
• Познакомить учащихся с особенностями стихотворений русских поэтов XIX века и музыки о Родине, родной природе. • Создать условия для формирования умений анализировать музыкальные и поэтические произведения; навыков выразительного и внимательного чтения наизусть, устного словесного рисования. • Содействовать духовному и эстетическому развитию учащихся, развитию любви к поэзии и музыке. • Способствовать формированию у школьников познавательных интересов, создать благоприятные условия на уроке для совершенствования эмоциональной сферы учащихся.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

Выставка "Певцы родной природы" (портреты, био­графические справки). Сборники стихотворений,  музыкальные инструменты, музыкальный центр. Музыкальные произведения: П. И. Чайковский «Времена года», «Песня жаворонка», С. В. Рахманинов «Весенние воды», звуки природы.

Краткое описание: 
Мы решили попробовать объединить музыку с литературой. На уроке будем стремиться находить внутреннюю, творческую и жизненную связь между музыкой и поэзией.

 

Учитель музыки Дорогие ребята! Сегодня мы ставим перед собой новую, необычную задачу. Мы решили попробовать объединить музыку с литературой. На уроке будем стремиться находить внутреннюю, творческую и жизненную связь между музыкой и поэзией. Тема нашего урока «Весенние голоса в музыке и поэзии». Совсем недавно мы приходили сюда: слушали на уроках музыку о зиме, смотрели зимние пейзажи, сами рисовали снежные кар­тины. Скоро весна! Весна – праздник рождения природы:                 
  Аромат лугов и леса,
Серебристый цвет садов,
Ах, весна, моя принцесса,
Для тебя я петь готов.
Давайте, исполним песню о весне.
 
Учитель литературы   Тема при­роды в творчестве поэтов и музыкантов   - вечная.   Еще древний чело­век ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием ци­вилизации эта связь разрушилась, но человек начал мучительно размыш­лять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в стихах поэтов и музыкальных произведениях разных периодов, направлений.   
Учитель литературы.  Весна вдохновляла и вдохновляет многих поэтов и композиторов на создание чудесных произведений. Одним из поэтов, влюбленных в весну, был Ф.Тютчев. Рассказ об этом поэте подготовил один из наших биографов. (Слушаем выступление биографа).  
Чтение стихотворения Ф. Тютчева  "Зима недаром злится" наизусть.
Учитель литературы.  В поэзии и музыке издавна весна означала нечто большее, чем обычное время года, она обрела устойчивый образ, связанный с пробуждением жизненных сил, настроением радости и печали. Для А.А. Фета, поэта, писавшего о весеннем времени года, природа была не просто фоном, а частью человеческой души.  Рассказ об этом поэте подготовил следующий наш биограф.
Чтение наизусть стихотворения   А. Фета "Весенний дождь".  
 Вопросы для беседы:
- Какие чувства и ощущения вызывают у вас эти стихотворения? (Помощь – репродукции на доске, слова-помощники на столе).
- Почему так много жизни в стихотворениях о весне?
 Учитель музыки. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, - цикл П. Чайковского «Времена года». Словарная работа - «Цикл». Композитор   написал музыку к каждому времени года, к каждому месяцу. Марту он посвятил «Песню жаворонка». Звуки ее мелодии передают щебет этой весенней птички. Мы с вами будем слушать фрагмент этого произведения, и вы услышите, как мелодия меняется, становится то выше, то ниже, словно звонкий жаворонок то поднимается ввысь, то вновь спускается к земле.
    А сейчас творческая  группа «Юные исполнители» попробует вместе с оркестром исполнить  «Песню жаворонка» П. Чайковского (ребята берут разложенные на столе музыкаль­ные инструменты - колокольчики, треу­гольники). Дети играют вместе с оркестром «Песню жаворонка». Самостоятель­но находят подходящие места для звучания того или иного инструмен­та.
Вторая творческая группа «Юные писатели» должны продолжить фразу, записанную на доске «Весна – это…».
Музыкальная минута отдыха.
Ребята, хотите отправиться на прогулку по весеннему лесу? Для этого необходимо сесть в удобной позе, расслабиться, закрыть глаза и сосредоточиться на звуках природы. Слушают звуки природы «Весенние голоса».
Учитель литературы. Как много прекрасных чувств передает нам музыка и поэзия! Оба эти искусства сливаются воедино для передачи чувств их создателей. Композитор
С. Рахманинов на стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды» написал музыкальную композицию. Для того, чтобы понять, как могут эти искусства сливаться воедино, дополнять друг друга, мы сейчас с вами проделаем такую работу: во время слу­шания  музыкальной композиции заранее подготовленный ученик будет читать сти­хотворение  Ф. Тютчева; вы можете проследить это, тоже обращаясь к тексту стихотворения в учебнике.   Интересно, что каждый из вас увидит благодаря музыке.  
    Учитель музыки. Вы убедились,что в музыке С. Рахманинова верно и точно передается настроение стиха. Рахманинов передает звуками шелест свежей весенней листвы и силу неудержимо расцветающей природы.
Учитель литературы. Для того чтобы вы прочувствовали весну, увидели созданную поэтом картину, Тютчев использует художественный прием «Звукопись – один из способов звуковой организации речи, заключающийся в повторении однородных согласных звуков». – Какие согласные звуки повторяются в данном стихотворении?
 Учитель предлагает при устном рисовании передать образ, возникший в вообра­жении.  Домашнее задание – нарисовать картину «Какой я вижу весну».
Учитель музыки.  Наш урок подо­шел к концу. Но еще не раз мы будем слушать произведения великих компо­зиторов, читать стихотворения великих поэтов, стараясь понять, почувство­вать то, о чем они рассказывают. А сейчас давайте вместе споем песню «Живёт повсюду красота».
 Учитель литературы. Прием рефлексии (красный круг – понравился урок, желтый – чувствовал себя не очень уверенно, фиолетовый – не понравился.)
Итоги урока: выставляются оценки, отмечаются наиболее активные ученики.
  

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн