Учитель музыкиДорогие ребята! Сегодня мы ставим перед собой новую, необычную задачу. Мы решили попробовать объединить музыку с литературой. На уроке будем стремиться находить внутреннюю, творческую и жизненную связь между музыкой и поэзией. Тема нашего урока «Весенние голоса в музыке и поэзии». Совсем недавно мы приходили сюда: слушали на уроках музыку о зиме, смотрели зимние пейзажи, сами рисовали снежные картины. Скоро весна! Весна – праздник рождения природы:
Аромат лугов и леса,
Серебристый цвет садов,
Ах, весна, моя принцесса,
Для тебя я петь готов.
Давайте, исполним песню о весне.
Учитель литературы Тема природы в творчестве поэтов и музыкантов - вечная. Еще древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал мучительно размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в стихах поэтов и музыкальных произведениях разных периодов, направлений.
Учитель литературы. Весна вдохновляла и вдохновляет многих поэтов и композиторов на создание чудесных произведений. Одним из поэтов, влюбленных в весну, был Ф.Тютчев. Рассказ об этом поэте подготовил один из наших биографов. (Слушаем выступление биографа).
Чтение стихотворения Ф. Тютчева "Зима недаром злится" наизусть.
Учитель литературы. В поэзии и музыке издавна весна означала нечто большее, чем обычное время года, она обрела устойчивый образ, связанный с пробуждением жизненных сил, настроением радости и печали. Для А.А. Фета, поэта, писавшего о весеннем времени года, природа была не просто фоном, а частью человеческой души. Рассказ об этом поэте подготовил следующий наш биограф.
Чтение наизусть стихотворения А. Фета "Весенний дождь".
Вопросы для беседы:
- Какие чувства и ощущения вызывают у вас эти стихотворения? (Помощь – репродукции на доске, слова-помощники на столе).
- Почему так много жизни в стихотворениях о весне?
Учитель музыки. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, - циклП. Чайковского «Времена года». Словарная работа - «Цикл». Композитор написал музыку к каждому времени года, к каждому месяцу. Марту он посвятил «Песню жаворонка». Звуки ее мелодии передают щебет этой весенней птички. Мы с вами будем слушать фрагмент этого произведения, и вы услышите, как мелодия меняется, становится то выше, то ниже, словно звонкий жаворонок то поднимается ввысь, то вновь спускается к земле.
А сейчас творческая группа «Юные исполнители» попробует вместе с оркестром исполнить «Песню жаворонка» П. Чайковского (ребята берут разложенные на столе музыкальные инструменты - колокольчики, треугольники). Дети играют вместе с оркестром «Песню жаворонка». Самостоятельно находят подходящие места для звучания того или иного инструмента.
Вторая творческая группа «Юные писатели» должны продолжить фразу, записанную на доске «Весна – это…».
Музыкальная минута отдыха.
Ребята, хотите отправиться на прогулку по весеннему лесу? Для этого необходимо сесть в удобной позе, расслабиться, закрыть глаза и сосредоточиться на звуках природы. Слушают звуки природы «Весенние голоса».
Учитель литературы.Как много прекрасных чувств передает нам музыка и поэзия! Оба эти искусства сливаются воедино для передачи чувств их создателей. Композитор
С. Рахманинов на стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды» написал музыкальную композицию. Для того, чтобы понять, как могут эти искусства сливаться воедино, дополнять друг друга, мы сейчас с вами проделаем такую работу: во время слушания музыкальной композиции заранее подготовленный ученик будет читать стихотворение Ф. Тютчева; вы можете проследить это, тоже обращаясь к тексту стихотворения в учебнике. Интересно, что каждый из вас увидит благодаря музыке.
Учитель музыки. Вы убедились,что в музыке С. Рахманинова верно и точно передается настроение стиха. Рахманинов передает звуками шелест свежей весенней листвы и силу неудержимо расцветающей природы.
Учитель литературы.Для того чтобы вы прочувствовали весну, увидели созданную поэтом картину, Тютчев использует художественный прием «Звукопись – один из способов звуковой организации речи, заключающийся в повторении однородных согласных звуков». – Какие согласные звуки повторяются в данном стихотворении?
Учитель предлагает при устном рисовании передать образ, возникший в воображении. Домашнее задание – нарисовать картину «Какой я вижу весну».
Учитель музыки. Наш урок подошел к концу. Но еще не раз мы будем слушать произведения великих композиторов, читать стихотворения великих поэтов, стараясь понять, почувствовать то, о чем они рассказывают. А сейчас давайте вместе споем песню «Живёт повсюду красота».
Учитель литературы.Прием рефлексии (красный круг – понравился урок, желтый – чувствовал себя не очень уверенно, фиолетовый – не понравился.)
Итоги урока: выставляются оценки, отмечаются наиболее активные ученики.