Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Элективный курс по истории России

Submitted by Наталья Владимировна Чермошенцева on Wed, 30/06/2010 - 00:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чермошенцева Наталья Владимировна
Место работы, должность: 
Волковская школа
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
Цель курса: * представить учащимся иной взгляд («взгляд с другой сторо¬ны») на проблемы Великой Отечественной войны, многие из которых продолжают сохраняться в российско-германских отношениях более шести десятилетий спустя после ее окончания; * отразить приоритет общечеловеческих ценностей; * обучить основам работы с историческими документами, при¬меняя ранее полученные знания.
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Краткое описание: 
Элективный курс «Война Германии против Советского Сою¬за. 1941-1945 годы» разработан в соответствии с основными положе¬ниями концепции модернизации образования и концепции профиль¬ного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

                                                 Элективный курс

«Война Германии против Советского Сою­за. 1941-1945 годы»   9 КЛАСС

 

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ    ЧЕРМОШЕНЦЕВА Н.В. 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Пояснительная записка

Элективный курс «Война Германии против Советского Сою­за. 1941-1945 годы» разработан в соответствии с основными положе­ниями концепции модернизации образования и концепции профиль­ного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

Программа курса рассчитана на 28 часов. В ее основу положены следующие принципы: проблемность, научность, доступность, преем­ственность и наглядность. Объектом изучения являются трудные и неоднозначные вопросы, связанные с историей войны Германии про­тив Советского Союза 1941-1945 гг., традиционно слабо (или совсем) не освещенные в школьной программе и учебниках.

Цель курса:

*  представить учащимся иной взгляд («взгляд с другой сторо­ны») на проблемы Великой Отечественной войны, многие из которых продолжают сохраняться в российско-германских отношениях более шести десятилетий спустя после ее окончания;

*  отразить приоритет общечеловеческих ценностей;

*  обучить основам работы с историческими документами, при­меняя ранее полученные знания.

Задачи курса:

*  формировать у старшеклассников представления об истории вообще (и об истории вышеназванной войны в частности) не как об ис­ком неизменном наборе фактов и их традиционных оценок, а действи­тельно как о науке, находящейся в постоянном поиске и развитии, не­мыслимой без широкого спектра самых разнообразных оценок, мне­ний, трактовок, суждений;

*  развивать у молодежи способности уважать иную точку зре­ния, вести цивилизованный диалог с оппонентами, находить убеди­тельные аргументы в научном споре, ставить новые, неожиданные на вопросы и стараться давать на них убедительные ответы;

помогать учащимся реализовывать свои творческие возможности, выйдя за рамки обычных уроков; * создавать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования. В ходе реализации данной программы среди прочих видов учебных занятий преимущество отдается анализу первоисточников. При работе с историческими документами старшеклассники должны самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, срав­нивать данные разных источников, выделять общее и различное и на этой основе формировать и отстаивать свою точку зрения по обсуж­даемым проблемам.

К каждой теме курса учащимся предлагается «папка» с первоис­точниками, подобранная автором-составителем, в которой содержатся тексты подлинных исторических документов, исторические карты, ог­ромный иллюстративный материал, документальная кинохроника, во­просы, задания, тесты, список литературы и др.

Содержание указанного элективного курса дает старшеклассни­кам возможности для выбора;

- тем и вопросов для самостоятельного изучения; -форм и видов текущих и итоговой работ; -темы и формы представления итоговой работы. В качестве форм контроля автор-составитель предлагает использовать тестирование, защиту учащимися индивидуальных текущих (рефератов, эссе, таблиц, диаграмм...) и итоговых работ (научных |докладов, проектов*..), анкетирование, игры, моделирующие различ­ные ситуации и др.

 В основу оценивания знаний, умений, навыков, степени самостоятельности учащихся положен принцип накопительной рейтинго­вой системы, т.' е. поэтапный учет полученных баллов, что, на взгляд автора-составителя программы, поможет учащимся в создании собст­венных «портфелей» учебных достижений.

 

 

 

Введение (1 час)

Почему был создан этот курс. Знакомство с его содержанием. Изучение памятки для работы с историческим документом.

ТЕМА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА ВРАГА (2 часа)

Занятие 1. От «русской угрозы» к антибольшевизму.

Традиционные, восходящие к прошлым векам, представления о России как об «азиатской» стране, отсталой и неполноценной, населенной примитивными народами, не способными к восприятию культуры. Страх немцев перед размерами России и ее мощью. Захватнические планы Германии в эпоху империализма. Ужас перед «большеви­стской мировой революцией». Советский Союз - враг № 1.

Занятие 2. «Еврейский большевизм» в национал-социалистической пропаганде

Антирусский и антисоветский образ врага в национал-социалистическом движении. Складывание стереотипа «еврейского большевизма». Программа захвата «жизненного пространства» -главная тема национал-социалистической пропаганды. Пропагандист­ская антисоветская шумиха.

ТЕМА П. ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ (1 часа)

Занятие 3. Пакт Гитлера-Сталина. Уничтожение Польского государства. Секретные германо-советские протоколы

      Противоречия германской внешней политики и антисоветской пропаганды. Заключение германо-советского пакта о ненападении.

Оккупация Польши, уничтожение почти всего еврейского и по­рабощение остального населения страны. Секретные дополнительные протоколы между Германией и Советским Союзом. Готовность Гит­лера к войне против Советского Союза.

ТЕМА III. ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ ВОЙНА (4 часа)

Занятие 4. Немецкий план нападения

Изменение немецкой стратегической концепции и конечной це­ли войны. «План Барбаросса». Подготовка «войны мировоззрений».

Занятие 5. Ход военных действий (июнь 1941 - ноябрь 1942 гг.).

Нападение на Советский Союз. Успехи вермахта и реакция на них в Германии и Советском Союзе. Потери Германии. Крушение концепции молниеносной войны.

Занятие 6. Война против крупных городов.

Планы германского руководства в отношении крупных городов СССР. Блокада Ленинграда.

Занятие 7. Союзники и соединения добровольцев

Сателлиты Германии в системе немецкого планирования. Не­мецкая пропаганда и «Движение европейских добровольцев».

ТЕМА IV. НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЬЙ РЕЖИМ (2 часа)

Занятия 8. Обеспечение господства Германии на Востоке

Складывание системы управления на захваченной советской территории. Основные направления экономической немецкой оккупа­ционной политики.

СС и полиция. Отношение к населению на оккупированной со­ветской территории.

Занятия 9. Политика истребления.

Положение советских военнопленных до весны 1942 г. Уничто­жение советских евреев - составная часть идеологического «мирового крестового похода» против «еврейско-большевистской системы». Ос­новные исполнители политики уничтожения. «Борьба с бандитизмом».

ТЕМА V. КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (2 часа)

Занятие 10. Коллаборационизм

Отношение местного населения к немецкой оккупации: решаю­щие факторы поведения. Немецкая классификация «местных вспомога­тельных вооруженных сил». Основные направления их деятельности.

Русская Освободительная Армия и националистические организации на Украине. Немецкие данные о численности коллаборационистов.

Занятие 11. Партизанское движение

Усилия советской стороны по организации партизанских отрядов и централизованному управлению ими. Цели и задачи партизанского дви­жения. Советские партизаны глазами солдат и офицеров вермахта.

ТЕМА VI. НЕМЕЦКИЙ «ФРОНТ НА РОДИНЕ» (2 часа)

Занятие 12. Пропаганда, террор и сопротивление

Пропагандистские мероприятия и усиление репрессий в Герма­нии. Основы для массового террора внутри страны. Сопротивление противников национал-социалистического государства.

Занятие 13. Советские военнопленные в Германии. Советские граждане на принудительных работах

Использование советских военнопленных во всех сферах экономики Германии. Условия жизни советских военнопленных. Отношение к бывшим советским военнопленным после возвращения их на родину. Официальная статистика принудительных трудовых лагерей и иностранных рабочих в «третьем рейхе». Принудительное привлечение советских граждан для удовлетворения все возрастающей потребности в рабочей силе. Условия работы и жизни «остарбайтеров». Отношение к бывшим после их возвращения на родину.

ТемаVII. КОНТРУДАР СОВЕТСКОГО СОЮЗА (2 часа)

   Занятие 14. Ход боевых действий (ноябрь 1942 - декабрь 1гг.)

Катастрофа под Сталинградом. Провал наступления под Курском. Новая концепция войны. «Выжженная земля». Поражения вермахта в 1944 г. Перенесение военных действий за пределы советской территории.

Занятие15. Советская победа: освобождение и завоевание. Крах союзников  Германии.  Создание  победителями правительстве, дружественных сталинскому режиму. Немецкое сопротивление на Западном и Восточном фронтах. Падение Берлина. Капитуляция Германии.

ТЕМА VIII. ПОРАЖЕНИЕ (1 час)

Занятие 16. Немецкие военнопленные в Советском Союзе Немецкое население и Советская Армия

Общая численность немецких солдат и офицеров, оказавшихся в советском плену. Использование немецких военнопленных и условия их жизни. Советский плен - тяжелый психологический удар для немецких солдат.

Паническое бегство миллионов людей из восточных районов Германии. «Тотальная мобилизация» населения Германии на борьбу с «азиатскими ордами». Акты мести немцам со стороны солдат Совет­ской Армии и отношение к этому советского руководства. Действия советских оккупационных властей.

ТЕМА IX. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ (1 час)

Занятие 17. Первые послевоенные годы. Новая конфронтация и старые образы врага. Необходимость помнить

Оккупационный режим держав-победительниц. Демилитариза­ция и денацификация - предпосылки для строительства в Германии мирного демократического общества. Военное поражение Германии: освобождение или катастрофа? Критика войны с Советским Союзом в средствах массовой информации и отношение к ней немцев. Нюрн­бергский процесс и реакция на него немецкого общества.

Образование двух немецких государств и вступление их в раз­ные политические блоки. Оживление старых образов врага. Вопрос о немецких военнопленных на территории СССР. Невозможность кри­тического переосмысления войны в сложившемся политическом и культурном климате противостояния Востока и Запада.

Конец 1950-х гг.: «осмысление прошлого» только начинается. Без­наказанность нацистских преступников. ГДР: ритуальные действия вме­сто конкретных воспоминаний. «Новая восточная политика» ФРГ и по­степенный демонтаж образа врага. Требование «безоговорочного при­знания вины» перед Советским Союзом. Германия и Россия: XXI век.

Обобщающее занятие (1 час)

 

 

 

                                              Введение

I Задачи: познакомить учащихся со структурой курса; выбрать тему исследования; изучить памятку по работе с историческими до­кументами.

Основное понятие: исторический документ,

ТЕМА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА ВРАГА

Задачи: на основе анализа предложенных документов показать, что большая часть немецкого населения считала Россию (Российскую империю, РСФСР, СССР) противником, представляющим особую уг­розу для Германии; что нацисты, модернизировав традиционный об­раз врага, использовали его для осуществления своих захватнических планов на Востоке.

Основные понятия: панславизм, антикоммунизм, антисеми­тизм, национал-социализм, НСДАП, «азиатское варварство», «арий­ская раса», «большевистская угроза», «еврейский большевизм», «жизненное пространство».

ТЕМА I I . ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ

        Задачи: на основе анализа предложенных документов выяснить действительные причины германо-советского сближения в 1939 г. и показать послед­ствия этого; прийти к пониманию, что заключение пакта «Гитлер-Сталин» и последующих договоров не исключало в дальнейшем воз­можность войны Германии против Советского Союза. з Основные понятия: Вторая мировая война, пакт, ратификация, Денонсация, аннексия, оккупация, экспансия, геноцид, гетто, протекторат, аншлюс.

ТЕМА III. ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ ВОЙНА

      Задачи: на основе анализа предложенных документов сделать вывод, что с самого начала планируемая против Советского Союза Война была объявлена «борьбой на уничтожение», которая должна Вестись с «неслыханной жестокостью»; что зверства фашистов по от­ношению к населению Советского Союза были спланированы их ру­ководителями задолго до начала войны; что участие сателлитов Гер­мании в войне против Советского Союза было обусловлено прежде всего желанием получить «свою долю» в процессе территориального Передела европейского континента.

Основные понятия: план «Барбаросса», «молниеносная вой­на», блокада, сателлиты, «фольксдойче», «Движение европейских доб­ровольцев».

ТЕМА IV. НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ

          Задачи: на основе анализа предложенных документов прийти к пониманию, что режим, созданный нацистами на захваченных терри­ториях Советского Союза, был направлен на эксплуатацию и уничто­жение населения, что его главной целью являлось установление на Востоке долговременного господства Германии; что политическое И военное руководство «третьего рейха» рассматривало советских воен­нопленных не только как представителей «неполноценной расы», но и как потенциальных врагов национал-социалистической Германии на оккупированной ею территории, и делало все, чтобы свести к мини­муму возможность советских солдат выжить в плену; что уничтоже­ние евреев являлось частью идеологии нацистов и заранее планирова­лось ими.

Основные понятия: экономический штаб «Ост», рейхскомиссары, СС, СД, оперкоманды, зондеркоманды, «ла-фюреры», «деинду­стриализация», приватизация, «укрепление германской народности; расизм, антисемитизм, депортация, «душегубка», холокост.

ТЕМА V; КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Задачи: на основе анализа предложенных документов показать, что вступление немецких войск на территорию Советского Союза вы­звало у местного населения различную реакцию, выявить решающие мотивы поведения местного населения; выделить основные направле­ния деятельности: а) добровольных помощников оккупантов; б) пар­тизан и подпольных групп; представить позиции руководителей РОА и ОУН и показать отношение к ним нацистских правителей.

Основные понятия: коллаборационизм, партизанское движе­ние, национализм, РОА, ОУН, «хиви».

 

Задачи: на основе анализа предложенных документов показать, как нацистское правительство стремилось поддерживать стабильность немецкого общества путем активной пропагандистской работы и массового террора, основы для которого были созданы еще до войны;  объяснить, чем была вызвана перемена настроений в немецком обществе, и привести примеры сопротивления нацистскому режиму внутри страны; выяснить положение советских военнопленных и граждан, |угнанных на принудительные работы.

             Основные понятия: пропаганда, террор, репрессии, «остарбайтеры», немецкий «фронт на родине».

ТЕМА VII. КОНТРУДАР СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Задачи: на основе анализа предложенных документов показать реакцию немецких солдат и офицеров, гражданского населения и на­цистского руководства на поражение вермахта на Восточном фронте.

Основные понятия: коренной перелом в войне, антигитлеров­ская коалиция, «восточный вал», «выжженная земля», сепаратный мир, капитуляция.

ТЕМА VIII. ПОРАЖЕНИЕ

Задачи: на основе анализа предложенных документов показать положение немецких солдат и офицеров в советском плену; отношение советских солдат и советской военной администрации к немецкому населению.

Основные понятия: концентрационный лагерь, «тотальная мобио­низация», «фольксштурм», «гитлерюгенд».

ТЕМА 9. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ

    Задачи: на основе анализа предложенных документов показать сущность   оккупационного   режима,   установленного   державами- по5едительницами; реакцию немецкого общества на военное поражение Германии; невозможность критического переосмысления войны в

условиях новой конфронтации; выяснить причины, заставившие немецкое общество безоговорочно признать преступления, совершенные Германией против Советского Союза; обсудить перспективы российсо-германских отношений.

Основные понятия: репарации, демилитаризация, денацификация, «холодная война», военные преступники, неофашизм, ГДР, ФРГ, Западный Берлин, объединение Германии.

Обобщающее занятие

Итоговое тестирование; отчет о проделанной исследовательской работе; подведение итогов изучения курса.

 


 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн