Submitted by Наталья Владимировна Чермошенцева on Wed, 30/06/2010 - 00:04
Элективный курс
«Война Германии против Советского Союза. 1941-1945 годы» 9 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИЧЕРМОШЕНЦЕВА Н.В.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Пояснительная записка
Элективный курс «Война Германии против Советского Союза. 1941-1945 годы»разработан в соответствии с основными положениями концепции модернизации образования и концепции профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Программа курса рассчитана на 28 часов. В ее основу положеныследующие принципы: проблемность, научность, доступность, преемственность и наглядность. Объектом изучения являются трудные инеоднозначные вопросы, связанные с историей войны Германии против Советского Союза 1941-1945 гг., традиционно слабо (или совсем)не освещенные в школьной программе и учебниках.
Цель курса:
*представитьучащимся иной взгляд («взгляд с другой стороны») на проблемы Великой Отечественной войны, многие из которыхпродолжают сохраняться в российско-германских отношениях более шести десятилетий спустя после ее окончания;
*отразитьприоритет общечеловеческих ценностей;
*обучитьосновам работы с историческими документами, применяя ранее полученные знания.
Задачи курса:
*формироватьу старшеклассников представления об историивообще (и об истории вышеназванной войны в частности) не как об иском неизменном наборе фактов и их традиционных оценок, а действительно как о науке, находящейся в постоянном поиске и развитии, немыслимой без широкого спектра самых разнообразных оценок, мнений, трактовок, суждений;
*развивать умолодежи способности уважать иную точку зрения, вести цивилизованный диалог с оппонентами, находить убедительные аргументы в научном споре, ставить новые, неожиданные на вопросы и стараться давать на них убедительные ответы;
помогатьучащимся реализовывать свои творческие возможности, выйдя за рамки обычных уроков; * создавать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования. В ходе реализации данной программы среди прочих видов учебных занятий преимущество отдается анализу первоисточников.При работе с историческими документами старшеклассники должнысамостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать данные разных источников, выделять общее и различное и на этой основе формировать и отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам.
К каждой теме курса учащимся предлагается «папка» с первоисточниками, подобранная автором-составителем, в которой содержатсятексты подлинных исторических документов, исторические карты, огромный иллюстративный материал, документальная кинохроника, вопросы, задания, тесты, список литературы и др.
Содержание указанного элективного курса дает старшеклассникам возможности для выбора;
- тем и вопросов для самостоятельного изучения; -форм и видов текущих и итоговой работ; -темы и формы представления итоговой работы. В качестве форм контроля автор-составитель предлагает использовать тестирование, защиту учащимися индивидуальных текущих (рефератов, эссе, таблиц, диаграмм...) и итоговых работ (научных|докладов, проектов*..), анкетирование, игры, моделирующие различные ситуации и др.
В основу оценивания знаний, умений, навыков, степени самостоятельности учащихся положен принцип накопительной рейтинговой системы, т.' е. поэтапный учет полученных баллов, что, на взглядавтора-составителя программы, поможет учащимся в создании собственных «портфелей» учебных достижений.
Введение (1 час)
Почему был создан этот курс. Знакомство с его содержанием.Изучение памятки для работы с историческим документом.
ТЕМАI. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА ВРАГА (2 часа)
Занятие 1. От «русскойугрозы» к антибольшевизму.
Традиционные, восходящие к прошлым векам, представления о России как об «азиатской» стране, отсталой и неполноценной, населенной примитивными народами, не способными к восприятию культуры. Страх немцев перед размерами России и ее мощью. Захватнические планы Германии в эпоху империализма. Ужас перед «большевистской мировой революцией». Советский Союз - враг № 1.
Занятие 2. «Еврейскийбольшевизм» в национал-социалистической пропаганде
Антирусский и антисоветский образ врага в национал-социалистическом движении. Складывание стереотипа «еврейскогобольшевизма». Программа захвата «жизненного пространства» -главная тема национал-социалистической пропаганды. Пропагандистская антисоветская шумиха.
ТЕМА П. ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ (1 часа)
Занятие 3. Пакт Гитлера-Сталина. Уничтожение Польского государства. Секретныегермано-советские протоколы
Противоречия германской внешней политики и антисоветской пропаганды. Заключение германо-советского пакта о ненападении.
Оккупация Польши, уничтожение почти всего еврейского и порабощение остального населения страны. Секретные дополнительные протоколы между Германией и Советским Союзом. Готовность Гитлера к войне против Советского Союза.
ТЕМАIII. ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ ВОЙНА (4 часа)
Занятие 4. Немецкий план нападения
Изменение немецкой стратегической концепции и конечной цели войны. «План Барбаросса». Подготовка «войны мировоззрений».
Занятие 5. Ход военных действий (июнь 1941 - ноябрь 1942гг.).
Нападение на Советский Союз. Успехи вермахта и реакция наних в Германии и Советском Союзе. Потери Германии. Крушение концепции молниеносной войны.
Занятие 6. Война против крупных городов.
Планы германского руководства в отношении крупных городов СССР. Блокада Ленинграда.
Занятие 7. Союзники и соединения добровольцев
Сателлиты Германии в системе немецкого планирования. Немецкая пропаганда и «Движение европейских добровольцев».
ТЕМАIV. НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЬЙ РЕЖИМ (2 часа)
Занятия 8. Обеспечение господства Германии на Востоке
Складывание системы управления на захваченной советскойтерритории. Основные направления экономической немецкой оккупационной политики.
СС и полиция. Отношение к населению на оккупированной советской территории.
Занятия 9. Политика истребления.
Положение советских военнопленных до весны1942 г. Уничтожение советских евреев - составная часть идеологического «мирового крестового похода» против «еврейско-большевистской системы». Основные исполнители политики уничтожения. «Борьба с бандитизмом».
ТЕМАV. КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПАРТИЗАНСКОЕДВИЖЕНИЕ (2 часа)
Занятие 10. Коллаборационизм
Отношение местного населения к немецкой оккупации: решающие факторы поведения. Немецкая классификация «местных вспомогательных вооруженных сил». Основные направления их деятельности.
Русская Освободительная Армия и националистические организации на Украине. Немецкие данные о численности коллаборационистов.
Занятие 11. Партизанское движение
Усилия советской стороны по организации партизанских отрядов ицентрализованному управлению ими. Цели и задачи партизанского движения. Советские партизаны глазами солдат и офицеров вермахта.
ТЕМАVI. НЕМЕЦКИЙ «ФРОНТ НА РОДИНЕ» (2 часа)
Занятие 12. Пропаганда, террор и сопротивление
Пропагандистские мероприятия и усиление репрессий в Германии. Основы для массового террора внутри страны. Сопротивлениепротивников национал-социалистического государства.
Занятие 13. Советские военнопленные в Германии.Советские граждане на принудительных работах
Использование советских военнопленных во всех сферах экономикиГермании. Условия жизни советских военнопленных. Отношение кбывшим советским военнопленным после возвращения их на родину.Официальная статистика принудительных трудовых лагерей и иностранных рабочих в «третьем рейхе». Принудительное привлечение советских граждан для удовлетворения все возрастающей потребности в рабочей силе. Условия работы и жизни «остарбайтеров». Отношение к бывшим после их возвращенияна родину.
ТемаVII. КОНТРУДАР СОВЕТСКОГО СОЮЗА (2 часа)
Занятие 14. Ход боевых действий (ноябрь 1942 - декабрь1гг.)
Катастрофа под Сталинградом. Провал наступления под Курском. Новая концепция войны. «Выжженная земля». Поражения вермахта в1944 г.Перенесение военных действий за пределы советской территории.
Занятие15. Советская победа: освобождение и завоевание. Крах союзников Германии. Создание победителями правительстве, дружественных сталинскому режиму. Немецкое сопротивление на Западноми Восточном фронтах. Падение Берлина. Капитуляция Германии.
ТЕМАVIII. ПОРАЖЕНИЕ (1 час)
Занятие 16. Немецкие военнопленные в Советском Союзе Немецкое население и Советская Армия
Общая численность немецких солдат и офицеров, оказавшихся в советском плену. Использование немецких военнопленных и условияих жизни. Советский плен - тяжелый психологический удар для немецких солдат.
Паническое бегство миллионов людей из восточных районовГермании. «Тотальная мобилизация» населения Германии на борьбу с«азиатскими ордами». Акты мести немцам со стороны солдат Советской Армии и отношение к этому советского руководства. Действия советских оккупационных властей.
ТЕМАIX. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ (1 час)
Занятие 17. Первые послевоенные годы. Новая конфронтация и старые образы врага. Необходимость помнить
Оккупационный режим держав-победительниц. Демилитаризация и денацификация - предпосылки для строительства в Германии мирного демократического общества. Военное поражение Германии:освобождение или катастрофа? Критика войны с Советским Союзом всредствах массовой информации и отношение к ней немцев. Нюрнбергский процесс и реакция на него немецкого общества.
Образование двух немецких государств и вступление их в разные политические блоки. Оживление старых образов врага. Вопрос о немецких военнопленных на территории СССР. Невозможность критического переосмысления войны в сложившемся политическом и культурном климате противостояния Востока и Запада.
Конец 1950-х гг.: «осмысление прошлого» только начинается. Безнаказанность нацистских преступников. ГДР: ритуальные действия вместо конкретных воспоминаний. «Новая восточная политика» ФРГ и постепенный демонтаж образа врага. Требование «безоговорочного признания вины» перед Советским Союзом. Германия и Россия:XXIвек.
Обобщающее занятие (1 час)
Введение
I Задачи: познакомить учащихся со структурой курса; выбрать тему исследования; изучить памятку по работе с историческими документами.
Основное понятие: исторический документ,
ТЕМА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА ВРАГА
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать,что большая часть немецкого населения считала Россию (Российскуюимперию, РСФСР, СССР) противником, представляющим особую угрозу для Германии; что нацисты, модернизировав традиционный образ врага, использовали его для осуществления своих захватнических планов на Востоке.
Задачи: на основе анализа предложенных документов выяснитьдействительные причины германо-советского сближения в 1939 г. и показать последствия этого; прийти к пониманию, что заключение пакта «Гитлер-Сталин» и последующих договоров не исключало в дальнейшем возможность войны Германии против Советского Союза.з Основные понятия: Вторая мировая война, пакт, ратификация,Денонсация, аннексия, оккупация, экспансия, геноцид, гетто, протекторат, аншлюс.
ТЕМА III. ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ ВОЙНА
Задачи: на основе анализа предложенных документов сделать вывод, что с самого начала планируемая против Советского СоюзаВойна была объявлена «борьбой на уничтожение», которая должнаВестись с «неслыханной жестокостью»; что зверства фашистов по отношению к населению Советского Союза были спланированы их руководителями задолго до начала войны; что участие сателлитов Германии в войне против Советского Союза было обусловлено преждевсего желанием получить «свою долю» в процессе территориального Передела европейского континента.
Основные понятия: план «Барбаросса», «молниеносная война», блокада, сателлиты, «фольксдойче», «Движение европейских добровольцев».
ТЕМА IV. НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ
Задачи: на основе анализа предложенных документов прийти кпониманию, что режим, созданный нацистами на захваченных территориях Советского Союза, был направлен на эксплуатацию и уничтожение населения, что его главной целью являлось установление наВостоке долговременного господства Германии; что политическое И военное руководство «третьего рейха» рассматривало советских военнопленных не только как представителей «неполноценной расы», но икак потенциальных врагов национал-социалистической Германии наоккупированной ею территории, и делало все, чтобы свести к минимуму возможность советских солдат выжить в плену; что уничтожение евреев являлось частью идеологии нацистов и заранее планировалось ими.
Основные понятия: экономический штаб «Ост», рейхскомиссары, СС, СД, оперкоманды, зондеркоманды, «ла-фюреры», «деиндустриализация», приватизация, «укрепление германской народности;расизм, антисемитизм, депортация, «душегубка», холокост.
ТЕМА V; КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать,что вступление немецких войск на территорию Советского Союза вызвало у местного населения различную реакцию, выявить решающиемотивы поведения местного населения; выделить основные направления деятельности: а) добровольных помощников оккупантов; б) партизан и подпольных групп; представить позиции руководителей РОАи ОУН и показать отношение к ним нацистских правителей.
Основные понятия: коллаборационизм, партизанское движение, национализм, РОА, ОУН, «хиви».
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать,как нацистское правительство стремилось поддерживать стабильность немецкого общества путем активной пропагандистской работы и массового террора, основы для которого были созданы еще до войны; объяснить, чем была вызвана перемена настроений в немецком обществе, и привести примеры сопротивления нацистскому режиму внутри страны; выяснить положение советских военнопленных и граждан, |угнанных на принудительные работы.
Основные понятия: пропаганда, террор, репрессии, «остарбайтеры», немецкий «фронт на родине».
ТЕМА VII. КОНТРУДАР СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Задачи: на основе анализа предложенных документов показатьреакцию немецких солдат и офицеров, гражданского населения и нацистского руководства на поражение вермахта на Восточном фронте.
Основные понятия: коренной перелом в войне, антигитлеровская коалиция, «восточный вал», «выжженная земля», сепаратный мир, капитуляция.
ТЕМА VIII. ПОРАЖЕНИЕ
Задачи: на основе анализа предложенных документов показатьположение немецких солдат и офицеров в советском плену; отношение советских солдат и советской военной администрации к немецкому населению.
Основные понятия: концентрационный лагерь, «тотальная мобионизация», «фольксштурм», «гитлерюгенд».
ТЕМА 9. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать сущность оккупационного режима, установленного державами- по5едительницами; реакцию немецкого общества на военное поражение Германии; невозможность критического переосмысления войны в
условиях новой конфронтации; выяснить причины, заставившие немецкое общество безоговорочно признать преступления, совершенные Германией против Советского Союза; обсудить перспективы российсо-германских отношений.
Основные понятия: репарации, демилитаризация, денацификация, «холодная война», военные преступники, неофашизм, ГДР, ФРГ, Западный Берлин, объединение Германии.
Обобщающее занятие
Итоговое тестирование; отчет о проделанной исследовательской работе; подведение итогов изучения курса.