Авторская программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по информатике "Экономические расчеты в MS Excel"
Submitted by Лидия Вячеславовна Ровнягина on пн, 05/07/2010 - 02:00
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Экономические расчеты в MS Excel» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов.
Данный курс предназначен для работы с детьми, желающими освоить основные приёмы выполнения экономических расчетов в среде электронных таблиц MS Excel.
Цели курса:
• ознакомиться с основами экономических расчетов в среде MS Excel;
• развить и углубить умение работать с программой MS Excel;
• расширить знания учащихся по темам «Форматирование и редактирование данных таблиц», «Абсолютная и относительная адресация», «Мастер функций», «Построение и редактирование графики и диаграмм»;
• освоить новые элементы работы в электронных таблицах «Организация работы со списками», «Сводные таблицы, консолидация»;
• развить интерес школьников к предмету «Информатика и информационные технологии».
Предлагаемый курс «Экономические расчеты в MS Excel» должен обеспечить реализацию следующих задач:
• дополнить знания учащихся по теме «Табличный процессор MS Excel»;
• содействовать формированию у школьников экономической грамотности;
• развить навыки анализа и самоанализа;
• формирование умения планировать свою деятельность.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
• актуальность;
• доступность;
• наглядность;
• целостность;
• системность содержания вопросов и заданий;
• прослеживание внутриклассовых и межпредметных связей;
• практическая направленность;
• реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 17 часов.
Системность содержания обеспечивается логикой развертывания учебного процесса.
Практическая направленность содержания обеспечивает умения анализировать, выделять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Инвариантность содержания – программа применима для разных групп учащихся, что достигается обобщённостью включенных в неё знаний, отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения, модульными принципами построения, большим количеством примеров выполнения расчетов и задач.
Полнота содержания содержит все сведения, необходимые для достижения целей и задач обучения.
Предлагаемый учебный курс для предпрофильной подготовки девятиклассников должен помочь учащимся углубить основные базовые понятия: электронные таблицы, ячейки, форматирование, редактирование, абсолютная и относительная адресация, графики и диаграммы, списки, сводные таблицы, консолидация, а также познакомиться с основополагающими понятиями экономической теории.
Учащиеся должны сформировать умения работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, планировать свою деятельность, анализировать, описывать планы действий.
Курс является ориентационным в системе предпрофильной подготовки:
• способствует расширению кругозора и включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы,
• расширяет кругозор учащихся,
• осуществляет учебно-практическое знакомство с основами экономических расчетов с использованием электронных таблиц.
Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 17 часов в первом или втором полугодии.
Организация учебной работы учащихся направлена на выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащихся. Все задания, вопросы рассчитаны на работу учащихся на уроке. Для усиления эффективности работы деятельность индивидуализируется.
Курс направлен на предпрофильную подготовку учащихся к работе по профессии «экономист».
Содержание программы:
1. Электронная таблица MS Excel. Форматирование и редактирование данных и таблиц. Абсолютная и относительная адресация. Повторение основных сведений об электронных таблицах. Основные операции с рабочими листами. Ввод данных. Различные виды форматирования. Абсолютная адресация.
2. Мастер функций. Способы адресации. Формулы в линейной форме. Мастер функций. Задачи табулирования функций. Обработка данных в формате ДАТА. Логические функции. Выплаты. Отчисления. Округление вычислений, использованием функций даты. Конструкции ветвления при расчетах.
4. Построение и редактирование графиков и диаграмм. Создание графиков и диаграмм. Внесение изменений в параметры диаграмм. Форматирование элементов диаграммы. Построение графиков функций.
5. Организация работы со списками. Организация однотабличных баз данных. Сортировка. Фильтрация. Создание базы данных работников предприятия.
6. Сводные таблицы. Консолидация данных. Создание сводных таблиц с использованием базы данных работников предприятия. Мастер сводных таблиц. Редактирование сводных таблиц. Транспонирование таблиц. Обновление сводных таблиц. Понятие консолидации. Создание таблиц сбыта товаров по различным районам города. Консолидация данных таблиц. Ссылки.
11. Рыночное предложение и рыночное равновесие. Величина предложения, Равновесная цена, Цена предложения. Построение графиков сдвига равновесия.
12. Итоговое занятие. Защита проекта.
Оборудование:
• персональный компьютер;
• интерактивная доска;
• сканер;
• принтер.
Формы занятий:
• лекции и практикумы.
Данный курс составлен на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Информатика и ИКТ
2. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-11 кл./ Составитель М.Н. Бородин. – 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448 с.
Учебные пособия для учащихся:
1. Непомнящая Н.Н. Учебное пособие по изучению прикладной программы Microsoft Excel: Для изучающих курс «Компьютерные технологии». - Ижевск: ИД Удмуртский ун-т, 2001 – 96 с.
Методические пособия для учителя:
1. Иванов С.И. Основы экономической теории в 2-х книгах. Кн. 1. Учебник для 10-11-х классов. – М.: «ВИТИ_ПРЕСС», 2000.
2. Микро-, макроэкономика. Практикум. / Под общ. Ред. Ю.А. Огибина. – СПб.: «Литера плюс», «Санкт-Петербург оркестр», 1994.
3. Н.С. Левина, С.В. Харджиева, А.Л. Цветкова MS Excel и MS Project в решении экономических задач. – М.: СОЛОН-ПРЕСС,2007. – 112 с.: ил.
4. Д.М. Златопольский. 1700 заданий по Microsoft Excel. – СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2003. – 544 с.
5. Лавренев С.М. Excel: сборник примеров и задач. – Финансы и статистика, 2001. – 336 с.
Гарнаев А.Ю. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. – СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. – 332 с.
6. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики / под редакцией Л.И. Белоусовой. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 253, [3] с. (серия «Учебно-методический комплект»)
Система оценивания учебных достижений учащихся по результатам выполнения практических и самостоятельных работ производится в следующих формах:
1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
2. взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
3. текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
4. итоговая оценка индивидуальной деятельности учащегося учителем, выполняемая в форме зачета или незачета.
Лидия Вячеславовна, мне очень понравилась разработка элективного курса "Экономические расчёты в Excel". Курс закрепляет и углубляет знания учащихся по информатике и учит применять их на практике. У учащихся появляется повышенный интерес к программе Excel. Этот электив можно проводить совместно с учителем экономики. Я сохранила Ваш материал и буду использовать в своей работе. Большое спасибо!
На: Авторская программа элективного курса для предпрофильной под
Лидия Вячеславовна, мне очень понравилась разработка элективного курса "Экономические расчёты в Excel". Курс закрепляет и углубляет знания учащихся по информатике и учит применять их на практике. У учащихся появляется повышенный интерес к программе Excel. Этот электив можно проводить совместно с учителем экономики. Я сохранила Ваш материал и буду использовать в своей работе. Большое спасибо!