Submitted by Надежда Александровна Шаронова on Wed, 07/07/2010 - 09:20
Пояснительная записка3 класс
Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России» (для начальных классов) (Москва, «Просвещение»,2005г.), в соответствии с учебным планом МОУ - СОШ №20. Программа рассчитана на 35 часов. Изложение материала соответствует содержанию примерной программы, разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.Н. Неменского. Содержаниеобразовательной программы разработано на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработанного в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.
Одна из основных идей программы по «Изобразительному искусству» в 3 классе - «От родного порога - в мир культуры земли» т.е. без приобщения детей к культуре своего народа (даже к культуре своей «малой Родины») нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей нужно подвести к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение. Но и являются носителями духовной культуры, и так было всегда- с далекой древности до наших дней. Нужно помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников - Мастеров Изображения, Украшения, Постройки - в создании среды жизни человека. В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны строиться на вопросах «Что было бы, если братья - Мастера не участвовали в создании окружающего мира - дома, на улице и т.д.?». понимание огромной роли искусства в повседневной жизни большей частью не осознается, поэтому должно стать открытием для детей и их родителей
Содержание образовательной программы
Общая тема: «Искусство вокруг нас»- 35 часов
·Искусство в твоем доме -10 часов
·Искусство на улицах твоего города- 7 часов
·Художник и зрелище- 10 часов
·Художник и музей - 10 часов
Учебно - методический комплект
Учебно - методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва) включает в себя учебники под редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, Неменская Л.А. Искусство вокруг нас. Учебник для 3го класса (2004г)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
·основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
·выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
·наиболее крупные художественные музеи России и мира;
·значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
·применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
·анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
·ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизнидля:
·восприятия и оценки произведений искусства;
·самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Этапы оценивания детского рисунка:
Øкак решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
Øхарактер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
Øкачество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
Øвладение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
Øобщее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»-поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»-поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»-поставленные задачи не выполнены
Практические занятия
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Практических работ- 24
Контрольный срез знаний- 1
Коллективных творческих работ –3
Заочная экскурсия- 1
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 3 КЛАСС
№
№
Тема урока
Методика
Наглядность, ТСО
Задание
Сроки
Прим.
1 ЧЕТВЕРТЬ
ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ
1
1
Осенний вернисаж. Прощаемся с летом
Рисование с натуры и по памяти
Репродукции Левитана, Шишкина, Саврасова
Осенний пейзаж
2
2
Красота букетов из Жостово. Твоя посуда
Декоративное рисование
Таблицы. Последовательность выполнения работы
Повторить последовательность послойного жостовского письма
3
3
Мамин платок
Декоративное рисование
Методические таблицы, платки, образцы детских работ.
Нарисовать цветочную роспись по схеме переноса узора на ткань
4
4
Обои и шторы в твоем доме
Декоративное рисование
Куски ткани с узорами, шаблоны, трафареты, таблицы «Виды узоров и орнаментоа»
Эскиз обоев или штор для определенной комнаты
5-6
5-6
Твои игрушки (озорной товар)
Лепка из пластилина, декоративное рисование
Лепка барышни
Лепка игрушки
7
7
Иллюстрация твоей книжки
Тематическое рисование
Книги сказок, таблицы, книжки - игрушки
Выполнение иллюстрации к народной сказке
8
8
Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки.
Конструирование книжки- раскладушки.
Гуашь, кисть, полоса белой бумаги
Выполнение иллюстрации
9
9
Поздравительная открытка. Декоративная закладка.
Декоративное рисование
Образцы народных художественных промыслов, слайды гравюр.