Вы не зарегистрированы

Авторизация



"ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ"

Фото пользователя Алексей Михайлович Гринёв
Submitted by Алексей Михайлович Гринёв on Wed, 07/07/2010 - 10:52

 

 
              Современные условия быстро меняющегося мира, лавинообразный поток информации, господство массовой культуры создают серьезные затруднения для формирования полноценной личности. «Важным условием выживания и работы человека в информационном мире будет овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления». Автор предлагает вашему вниманию анализ  опыта деятельности Россошанского районного археологического объединения «Возвращение к истокам» по развитию исследовательского типа мышления детей через создание благоприятной развивающей образовательной среды.              
              В Россошанском районе практика взаимодействия научных учреждений и детских объединений имеет достаточно длительную историю и существует в различных формах. Районный лагерь юных археологов проводится на протяжении многих лет и свои истоки ведет из областного слета юных археологов, в которых команда Россошанского района принимает участие уже на протяжении четырнадцати лет. Активным началом  изучения археологических памятников Россошанского района стали проводимые в районе археологические слёты юных археологов под руководством Гринёва Алексея Михайловича, директора МОУ Подгоренская сош, учителя истории.  Научное руководство проводимых исследований осуществлял Березуцкий Валерий Дмитриевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории Воронежского государственного педагогического университета.
                   В последние годы систематически действует детский археологический лагерь «Возвращение к истокам», который проводится во второй половине июня каждого года. Районный археологический лагерь  — это содружество детских археологических объединений г. Россошь и Россошанского района, построенное на их совместной образовательной деятельности. Лагерь является социально-образовательной средой, которая эффективно формирует исследователя. Как образовательная среда лагерь выполняет функции обучения, воспитания, развития учащихся на основе археологии. Одновременно учащиеся  включаются в реальный процесс научных исследований, то есть их деятельность приобретает социальную значимость и имеет более широкий социальный контекст. Лагерь «Возвращение к истокам», существующий уже одиннадцать лет, является одним из вариантов образовательной проектно-исследовательской и учебно-исследовательской школы. В рамках объединения осуществляется проектирование и реализация исследовательской деятельности учащихся как образовательной технологии. В объединении «Возвращение к истокам» есть стабильное ядро — руководители детских объединений, имеющие единую парадигму совместных действий, есть лидеры, разрабатывающие программные документы
.         
                  Педагогический коллектив, составляющий ядро объединения, нацелен на постоянное  проектирование собственной деятельности. Социально-образовательная среда, возникшая на базе социума учёных археологов Воронежского государственного педагогического университета, прежде всего, является культурным пространством, включающим в себя образ жизни, стиль мышления, систему ценностей, традиций, норм поведения, свою мифологию, специфику языка.  Погружение детей в социально-образовательную среду (субкультуру археологов), где главное — это поиск истины, позволяет школьникам успешно овладевать технологией исследовательской деятельности.
            Объединение «Возвращение к истокам» представляет собой уникальную саморазвивающуюся систему,скреплённую, прежде всего, личными, неформальными связями ее участников. В объединении сложилась определенная структура, принципы и формы организации взаимодействия элементов структуры, ценностно-смысловые установки.
             «Первичные» археологические отряды,входящие в археологическое сообщество, существуют на базе различных образовательных учреждений города и района. Каждый из них имеет свое лицо, свой характер, отражающие интересы и «пристрастия» руководителя и особенности учреждения. Археологические кружки в сельской школе становятся центрами краеведческой работы в районе. Безусловно, все программы по археологии для учащихся содержат основополагающий материал, который раскрывает сущность археологии как науки, но каждый автор индивидуально отбирает материал, определяет принципы и логику построения программы с учетом своих научных интересов, индивидуальных особенностей учеников, образовательного учреждения.
               При Доме детей и юношества Россошанского района создан клуб археологов «Возвращение к истокам». Клуб как сообществовключает  педагогов,  руководителей детских объединений, студентов, школьников. Конечно, перечисленными категориями состав участников не исчерпывается. К работе клуба в той или иной степени подключаются родители, краеведы, выпускники кружков, студенты. Ведущая роль в создании социально-образовательной среды (субкультуры археологов), принадлежит ученым-археологам Воронежского государственного педагогического университета, областному центру детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий, а также руководителям археологических кружков.
 
 
 
 
Прикрепленный файлSize
я в раскопе.JPG68.93 KB
в раскопе кургана.jpg19.01 KB
вожатые.jpg89.97 KB
гимн.jpg31.64 KB
диаграмма лагеря.jpg19.53 KB
конференция.jpg27.25 KB
награждение победителей в лагере.jpg103.75 KB
нашли половчанку.jpg31.16 KB
подъм флага на раскопках.jpg84.2 KB
реконструкция горшков.jpg48.73 KB
руководители.jpg20.66 KB
студенты.jpg24.66 KB
эмблема археологов.jpg24.36 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Викторовна Коваль

На: "ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ"


Здравствуйт, Алексей Михайлович. Получила ваше приглашение. Спасибо. Секции архиологов у нас нет. Но это идея! Надо предложить на заседании научного общества.

С уважением учитель географии, информатики, физики Коваль Е.В. (МБОУ  Наримановского района "СОШ № 11", Астраханская область)




Фото пользователя Елена Викторовна Коваль

На: "ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ"


Здравствуйте, Алексей Михайлович. Я с вами согласна. У нас в школе (МОУ "СОШ с. Старокучергановка, Астраханской области") действует научное общество, в котором есть секция "Истоки". Ребята занимаются изучением своей родословной, историей села. Дети рады новым открытиям. Так же у нас есть комната - музей нашего села. Ребята сами ищут экспонаты.

С уважением учитель географии, информатики, физики Коваль Е.В. (МБОУ  Наримановского района "СОШ № 11", Астраханская область)



Лучше, чем Воронеж, нет города нигде!