Соколова Наталья Алексеевна–
учитель истории Муниципального
общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школы №27
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Балаково
Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания.
Приоритетным направлением исторического образования я считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Я развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления. Я применяю на уроках различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе:
1. Информационно-коммуникативная.
2. Исследовательская.
3. Игровые технологии.
4. Проектная.
5. Технология проблемного обучения.
6. Здоровьесберегающая.
7. Групповые технологии.
8. Технология продвинутого уровня (углубленное изучение истории России).
9. Дифференцированные.
10. Рефлексивная.
11. Технология сотрудничества.
Я не отказываюсь от комбинированного обучения. В своей практике я руководствуюсь идеями развивающего и дифференцированного подхода в обучении истории. Основная цель моей деятельности – создание оптимальных условий для учащихся к овладению навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений; развитие их умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.
Для развития у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами я использую следующие виды учебной деятельности:
– традиционный урок, сочетающий рассказ учителя с самостоятельной групповой работой учащихся в компьютерном классе;
– «диагональная схема» урока, предполагающая дифференцированное обучение;
– лабораторно-практические занятия с использованием материалов и документов на основе самостоятельной работы учеников;
– использование материалов мультимедийного учебника для творческой работы учащихся над рефератом или групповым проектом;
– проведение различных видов опроса и контроля знаний учащихся;
– коррекционная работа по совершенствованию знаний;
– дидактические ролевые игры;
– олимпиада по предмету.
Свою воспитательную и обучающую деятельность я осуществляю в кабинете истории, который имеет необходимую материальную базу: оснащён компьютером, мультимедийными учебниками. В 2005 году кабинету истории присвоено звание «Образцовый кабинет».
Большое значение приобретает на моих уроках информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации в соответствии с поставленной целью, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной деятельности.
Учащиеся под моим руководством овладевают умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач. Успешно применяется технология исследования. При организации уроков с элементами исследований я, а затем и учащиеся используют мультимедийные учебники, помогающие просмотреть схемы, иллюстрации, видеофрагменты, документы, персоналии, термины и соединить отобранные иллюстрации с текстом. Это позволяет организовать исследовательскую и творческую деятельность учеников при изучении курса истории России.
С помощью материалов мультимедийного учебника я внедряю игровые технологии на основе групповой работы. Это всевозможные игры-соревнования. Их провожу при обобщении и повторении темы или всего курса. В ходе игры класс делится на группы, которые проходят игровые этапы и выполняют определенные задания. На базе мультимедийного учебника по истории России я предлагаю различные конкурсы («Угадайте историческую личность» (для этого используются фотографии, и биографические справки из раздела «Персонажи»), «О каком событии нам поведал документ» (формируется на основе подборки документов), «Узнайте гимн», «Исторический комментарий» (например, фотографии), «Определите эпоху, в которую написана песня» и т.д.).
Компьютер, полученный за победу в конкурсе «Лучший класс» помог мне по-новому организовать учебно-воспитательный процесс. Информационные и телекоммуникативные технологии дают возможность мне и учащимся работать с самыми различными источниками информации на уроках и внеурочной кружковой деятельности. Кабинет пополнился современными материалами: фото, видеоматериалы, статистические данные в виде диаграмм, таблиц, текстовые материалы. Учащихся привлекает исследовательская проектная работа с использованием Интернет-ресурсов. Доступность любых информационных ресурсов способствует формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи. При разработке Web-ресурсов учащиеся выступают как разработчики проекта, они учатся анализировать информацию, работать в группе, участвовать в различных конференциях, создают мультимедийные презентации, получают опыт публичных выступлений. Учащиеся создали базу данных исторических документов, карт, исторических деятелей и др., что облегчает поиск.
Различные исследования по обработке информации учащиеся проводят с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.
По самым разным темам подбирают специальные интерактивные мультимедийные продукты, распространяющиеся на компакт-дисках. Мультимедиа включает в себя разнообразную информацию: текстовую, графическую, звуковую и видео.
Мультимедийные энциклопедии помогают мне организовать проведение интерактивных экскурсий по историческим местам, памятникам.
Для демонстрации материалов она использует программу Power Point, составленные презентации помогают в проведении уроков, во внеклассной работе. Выступления учащихся становится ярким, запоминающимся.
Компьютер прочно завоевывает место в среде обитания современного школьника, поэтому его использование в учебном процессе способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся.
Особое внимание я уделяю использованию ИКТ. С помощью информационно-компьютерных технологий проводит с учащимися поисковую работу, проверочные работы, использует тесты базового и профильного уровней. Через CD-диски общества «Кирилл и Мефодий», «Репетитор» 1C, видеоряда мультимедийного учебника учащиеся получают знания в наглядной интерактивной форме. В кабинете имеются разработки уроков с компьютерной поддержкой, есть мультимедийные презентации для семинаров, педсоветов, внеклассных мероприятий.
Использование ИКТ позволяет формировать культурные, учебные, коммуникативные, исследовательские, проектировочные, рефлексивные, интеллектуальные и другие компетентности учащихся.
Я помогаю учащимся в подготовке докладов, рефератов, составлении проектов. В результате учащиеся включаются в научно-исследовательскую работу, изучают различные источники информации. Я участвовала в подготовке ученицы 9 «В» класса Васильевой Олеси для выступления в конкурсе:
1. Цифровой ветер 2007.
2. Toon Boom Studio.
С переходом к профильному образованию, с учётом сложности изучаемого материала я применяю элементы модульной технологии, которая основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Я организую лекции (урок изучения нового материала), семинары, исследования, лабораторные работы (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), зачёты (уроки учёта и оценки знаний и умений).
В 9-11 классах считаю перспективной проектную деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, учащиеся под моим руководством синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. За определённое время (от одного урока до 2-3-х месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую либо иную задачи. За последнее время реализованы несколько учебных проектов с использованием интерактивной доски. Среди них «Революция и судьба русской культуры», «Культура в эпоху перемен» и другие. На фестивале педагогического мастерства на базе СарИПКиПРО я выступила с публичной лекцией «Проектный метод на уроках истории и во внеурочной деятельности».
При организации проектной деятельности учащихся я широко применяю технология работы в группах.
Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки я провожу при изучении однородного исторического материала, например, по теме «Политические партии в России в начале XX века», «Боевые действия на восточном фронте в ходе Первой мировой войны (1914г., 1915 г., 1916г.)». Так я изучаю вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т.п. Я заранее готовлю листы с заданиями для каждой группы, которая затем выполняет эти задания (на уроке, вне его) с помощью компьютерного учебника и готовлю выступление по результатам проделанной работы.
Я в обучении обращаю внимание на требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям и склонностям учащихся на ступени основного, среднего (полного) общего образования. Я осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, стремлюсь помочь развить личность ученика с учетом его склонностей, способностей и интересов. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного ученика, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.
Мои уроки и внеклассную деятельность отличает атмосфера сотрудничества, сотворчества учителя и учеников. Технология сотрудничества положена в основу взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Особое внимание я уделяю сбережению здоровья учащихся. Использую различные здоровьесберегающие технологии, в том числе динамические, что способствует укреплению физического и нравственного здоровья учащихся.
Современные приемы и методы работы способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации, определяют собственные позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, осознают себя представителями исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданами России. Это молодежь, обладающая нестандартным мышлением, вносящая новое содержание в производственную и социальную жизнь.
|
На: Использование современных образовательных технологий
Спасибо, статья понравилась, а что вы скажете об интерактивной доске? Я думаю что это интересное дорполнение к ИКТ. С уважением, Казаринова Н.В.
На: Использование современных образовательных технологий
Огромное спасибо за материал, буду разбираться. Работаю в МОУ СОШ №1 г.Хвалынска, профиль обществознание. Затрудняюсь с оформлением портфолио -Справка об использовании ДОТ в деятельности учителя, скрин-шоты оболочки, сайта, блога, ссылка на дистанционный курс. Справка о применении ЦОР с аннотациями ресурсов, ссылки на ресурсы, конечно это должно быть свое, если возможно-помогите. Большое спасибо за все.