Submitted by Наталья Петровна Сакриева on Fri, 06/08/2010 - 05:14
Тема: Лжедмитрий ІІ.
Цели:
О – дать характеристику социально-политического движения «самозванства», выявить его последствия для страны;
В – продолжить формирование интереса к истории Отечества, чувства национального самосознания;
Р – сформировать умение давать характеристику социально-политического движения.
М – эффективное использование методического аппарата учебника.
Средства обучения:
Настенная карта «Россия в ΧVІІ веке»
Атлас
Алгоритм изучения социально-политического движения.
Портреты «Лжедмитрий ІІ», «М.В. Скопин-Шуйский»
Картины «Смута», «Осада Троице - Сергиева монастыря»
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
І этап: организационный.
Объявление темы.
Что мы сегодня будем изучать? Что такое самозванство? А какое движение?
Сегодня мы узнаем, кто такой Лжедмитрий ІІ, что представляет собой социально-политическое движение «самозванства», выявим его последствия для страны. А также научимся с помощью алгоритма анализировать социально-политическое движение.
Эпиграф:
«…Те, которые еще недавно служили верно Иоанну ужасному, изменяли царю снисходительному, передавались к бродяге и ляхам, древним неприятелям России, исполненным злобной мести и справедливого к ним презрения!».
Н. М. Карамзин
Постановка проблемного задания: После того как мы с вами рассмотрим тему, я хотела бы услышать ваше мнение: почему верные сыны России времен Иоанна Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения.
ІІ этап: проверка домашнего задания.
1. Дайте характеристику личности и деятельности Василия Шуйского в начале правления. ( по алгоритму).
2. Охарактеризуйте движение Болотникова ( по алгоритму, в конце урока сдать тетради).
3. Каково ваше отношение к Болотникову? Можно ли его назвать талантливым организатором?
ІІІ этап: изучение нового материала.
А) работа с основным понятие урока.
В начале урока мы выяснили, что самозванство это социально-политическое движение. Что значит социально-политическое? Социальное – это? Политическое - это?
Запись определения в словарь: это борьба за власть, в которой участвуют различные слои населения, преследуя, свои политические и социальные цели.
Б) работа с тетрадью и алгоритмом.( в течении урока)
Делим тетрадь на две части
Алгоритм
Основные тезисы
Определите масштабы движения, проанализируйте социальный состав его участников
Раскройте причины и цели общественного движения: против чего или кого оно было направлено
3 абзац п.2
Определите цели и требования (экономические и политические) участников общественного движения, средства и методы их достижения.
Бояре – поиск легкой наживы.
Поляки – грабеж русских земель.
Степень организованности движения
Его итоги и последствия: раскройте причины успеха или причины неудач данного движения
С началом войны конец самозванства
Самозванец марионетка
Обобщите и оцените историческое значение движения.
14 абзац п.3
В) работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Средство
Вопросы
Хронология
Все мероприятия Василия Шуйского предпринятые им по пресечению самозванства не остановило поляков и недовольных среди русских. На русско-польской границе, в городе Стародубе Северском, объявился новый самозванец, которого поддержали польские магнаты.(Богданко из Шклове)
Портрет Лжедмитрия ІІ (слайд1)
Что можно сказать о человеке изображенном на портрете? Вызывает ли доверие этот человек?
Май 1607 года – вторжение в русские земли.
Зачитать 2 абзац п.1
Каков социальный состав участников?
Тушинский вор и Марина Мнишек
Июнь 1608 года –начало осады Москвы
Зачитать 6 абзац п.1
Каковы масштабы движения?
Как и почему оказался Филарет у Лжедмитрия и какие цели преследовал присоединившись к нему?(сообщение учащегося. Стр 157 в неофициальной истории России)
Зачитать 7 абзац п.1
Какие цели преследовали бояре?
Работа с иллюстрацией «Смута» (слайд2)
Кого художник изобразил на картине? Что можно сказать о их деятельности?
Что доказывает, что они занимались грабежом?
Какова была цель поляков?
Робота с иллюстрацией «Оборона Троице – Сергиевой лавры» (слайд 3)
Какой эпизод изобразил художник?
Какие краски использовал художник?
Что можно сказать о защитниках лавры?
Сентябрь 1608 года- начало осады Троице – Сергиевой лавры.
Краткий рассказ о героях и предателях Троице – Сергиевой лавры. По Карамзину.
Как вы думаете, какие чувства двигали поступками героев и предателей?
Зачитать 3 абзац п.2
Каковы причины самозванства?
Договор со Швецией и личность Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (слайд 4)
Сообщение стр.246-248 в иллюстрированной истории
Война России и Речи Посполитой
Начало войны – конец Лжедмитрию
Сентябрь 1609 года осада Смоленска
Зачитать 5-7 абзац п.3
Каковы были цели бояр и Сигизмунда?
Последствия
Март 1610- освобождение Москвы
Лето 1610 битва у села Клушина
Июль 1611 взят Новгород шведами
Г) Решение проблемной задачи.
ІV этап. Закрепление.
Проверка и дополнение в характеристику материала. Проговаривание.
V этап: §4, на основе собранного материала написать характеристику самозванства.