Задачи: =вспомнить ведущие принципы русской орфографии,повторить орфограммы в корнях, приставках, окончаниях , тренироваться обнаруживать этиорфограммы в словах., отрабатывать навыки грамотного письма, выполнять задания в формате ЕГЭ с целью подготовки к экзамену.
группироватьслова по видам орфограмм,соблюдать нормы орфографии на письме;
К…саться, сл..гать, т…нуть, т…пор, л …сок, пр…отличный, ра..делить, п…дписать, син…м(платком), в училищ…, гон…т, сер…це,
Задание: Вставьте пропущенные буквы, сгруппируйте слова по месту орфограммы в слове.
Листочки сдают учителю, на доске в словах вставляет ученик буквы, выделяя и проговаривая ту часть слова, в котором пропущена буква, называя вид орфограммы.
-Восстанавливая слова, каким правилом – орфографическим или пунктуационным - вы пользовались ? ( Орфографическим)
-Докажите. ( Орфограммой называется то место в слове, где написание расходится с произношением.)
-Какая наука занимается изучением орфограмм? ( Орфография)
Сейчас мы вспомнили правила правописания гласных в корне: чередующихся, проверяемых ударением и непроверяемых, непроизносимых согласных в корне, гласных и согласных в приставках, гласных в окончаниях слов.
2)Тема и задачи урока.
- Это, конечно, не все правила орфографии, их больше. Но сегодня мы повторим орфограммы в корнях, приставках, окончаниях ,будем тренироваться обнаруживать этиорфограммы в словах., отрабатывать навыки грамотного письма, а также будем выполнять задания в формате ЕГЭ с целью подготовки к экзамену.
Для начала вспомним три главных принципа, которыми руководствуются при установлении орфографических норм. Можете открыть учебник на странице 7./ Таблицу раздать каждому на парту/
« Принципы русской орфографии»
Морфологический
Одинаковое написание морфемы
в словах определенной части речи.
Этот принцип требуетединообразия в передаче на письме морфем, их фонемного состава. Это написание *безударных гласных (леса -лес),
*звонких и глухих непроизносимых согласных (просьба -просить, здравствуй -здравый),
*а также суффиксов, приставок и окончаний существительных, прилагательных, глаголов (подвел -подсказал, водишь -летишь, в старом доме- на большом столе).
Фонетический
Написание орфограмм
соответствует звучанию
в данном слове.
Этот принцип касается написания
*приставок на -з/-с (без-/бес-, воз-//вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, че-рез-/черес-),
*чередующихся гласных в корне (гор-/гар-, зор-/зар-, клон-/клан-, кас-/кос),
*букв и, ы после приставок на согласную.
Следуя этому принципу, надо писать так, какуказанные элементы слышатся(бездушный, бессердечный, загар, зорька).
Традиционный
Написание сложилось
исторически,
при проверке
обращаемся кэтимологии.
По традиции пишутся
*окончания -ого/-его прилагательных, местоимений, причастий, порядковых числительных в форме родительного падежа единственного числа (апрельского, твоего). *Традиционное написание корней следует запоминать.
-В течение урока каждый из вас побывает за компьютером и поработает с заданиями типа А , предлагаемыми на экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ. ( Учащиеся выполняют задания А1-А6, по очереди садясь за компьютер. Контроль производится сразу учителем.)
3) Актуализация опорных знаний.
Работа с таблицами, проектируемыми на экран.
-Рассмотрите таблицу и назовите основные правила правописания гласных и согласных в корне.
ОРФОГРАММЫ – ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
Проверяемые ударением
Чередующиеся
После шипящих и Ц
прорЕдить
развИваться
примИрить
развЕваться
примЕрять
разрЯдить
1. рОсли- рАстение
предлОжить- предлАгать
2. занЯть – занИмать
запЕреть- запИрать
расстЕлить- расстИлать
запЕреть- запИрать
собЕру- собИрать
прикОснуться - кАсание
3. зОри - зАря
загАр – загОрать
клАняться - поклОнение
1.чАшА, чУдесный, лыжИ
(но жЮри,
брошЮра,
парашЮт)
2.жЕлоб – жЕлоба
чЁлка – чЕло
( но шОрох,
крыжОвник,
шОв)
3.цИфра, станцИя
( но цЫган,
синицЫн,
птицЫ)
ОРФОГРАММЫ – СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
Проверяемые
Непроизносимые
Непроверяемые
просьба
ползти
труд
устный
радостный
поздний
(но опасный, вкусный)
чувствовать
лестница
футбол
праздник
!Из истории интересных слов и выражений.
Слова стрекоза и стрекотать по происхождению одного звукоподражательного корня стрек-.
В диалектах стрек- употребляется со значением «овод, слепень, насекомое вообще», слово стрекать - со значением « жалить , колоть, прыгать, скакать» ( отсюда дать стрекача – «убежать»).
Стрекотать образовано от стрекътъ ( ср.: топот, ропот, шёпот )
-Рассмотрите эту таблицу. Вспомните, как пишутся гласные и согласные в большинстве приставок. В чём особенность написания приставок , оканчивающихся на–З или -С ? Приведите примеры четырёх слов , где начальная З не является приставкой. (Здесь, здание, здоровье, ни зиг)
ОРФОГРАММЫ – ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ
Неизменяемые приставки
Приставки на З- С
Приставки ПРИ- ПРЕ
ЗА-
НА-
НАД-
ОБ-
ОТ-
ПОД-
ДО-
ПО-
ПРЕД-
ПЕРЕ-
С-
РАЗ-
РАС-
БЕЗ-
БЕС-
ИЗ-
ИС-
ВОЗ-
ВОС-
ВЗ-
ВС-
НИЗ-
НИС-
ПРИ- ( ПРИБЛИЖЕНИЕ)
ПРИ- (ПРИСОЕДИНЕНИЕ)
ПРИ- (НАХОДИТЬСЯ
ОКОЛО)
ПРИ- (НЕПОЛНОТА
ДЕЙСТВИЯ)
ПРЕ- ( = ПЕРЕ)
ПРЕ- ( =ОЧЕНЬ)
- Рассмотрите таблицу. От чего зависит выбор согласной О-Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных?
ОРФОГРАММЫ – ГЛАСНЫЕ О- ЕПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
О
Е
свечОй
большОго
тучей
хорошЕго
- Рассмотрите таблицу. Расскажите о правописании безударных личных окончаний глаголов.
ОРФОГРАММЫ – ГЛАСНЫЕ В БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛОВ
А3. В каком предложении вместо слов ЛЕГАЛЬНЫЙ/ЛЕГАЛЬНО нужно использовать слова ОТКРЫТЫЙ/ОТКРЫТО?
1)Социал-демократическая партия в стране находится на ЛЕГАЛЬНОМ положении.
2) Правительство приняло жесткие меры в отношениитех, кто проживал в стране НЕЛЕГАЛЬНО.
3) В Третьяковской галерее к памятникам древнерусской иконописи — ЛЕГАЛЬНЫЙ доступ.
4) Выпуск литературы такого рода вполне ЛЕГАЛЕН.
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формыслова.
1) домашняя тапочка 3)опытные профессора
2) вкусные торта 4) выглядит рассеянным
А5.Укажите предложение с грамматической ошибкой(с нарушением синтаксической нормы).
1)Все признают то, что политику этот император проводил диктаторскую.
2)Рассказать о том, что произошло, мы попросилиочевидца.
3)С удовольствием поделюсь с вами тем, как я провелэти выходные.
4)Выяснить о том, как попасть на площадь, мне неудалось.
ОТВЕТ :
А1.-4
А2.- 1
А3.- 3
А4.-2
А5.- 4
3.Работа по карточкам.
4.Упражнение.
Полагаю, что-то повлияло на мой душевный состав, но я не свободен от тяги к морю: стоит мне на какой-нибудь блестящей картинке начать рассматривать наклонившийся в волнах кораблик, стоит мнеувидеть какую-нибудь пузатую, касающуюся берегалодочку, стоит замедлить шаги, задержаться посередине ближайшего к заливу моста, заглянуть с него туда, где гранитное острие снимает верхние слои воды, рассекает водоросли, как я припоминаю то же чувство — кажется, что мост вместе со мной плывет вверх по течению. Стоит мне только представить, предположить все это, как поднимается во мне нечто сроднисквозняку в сторону взморья, касается самых ранимых сторон моей души. Сжимает сердце.
( 2 ученика записывают слова с орфограммой в приставке, 4– с орфограммой в корне, 2 - с орфограммой в окончании)