Звучит песня « Дружба» ( сл. Ю. Чичикова, муз. М. Пляцковского ).
Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа.
- Сегодня мы поговорим о дружбе. Что такое дружба ?
Продолжите предложение : Дружба – это . . .
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель : Товарищество и дружба - удивительные отношения, возникающие между людьми.
Дружба близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
В «Толковом словаре»В.И.Даля дано такое определение дружбы:«Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место учёный ставил бескорыстие.Именно оно делает отношение между друзьями благородными и чистыми. Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас.
9 июня отмечается международный день друзей!
Друг всегда готов помочь, подбодрить. Но если кто – то прикидывает : «А что я с этого буду иметь?», то это не дружба, потому что дружба всегда бескорыстна. Вот как об этом в своём прекрасном стихотворении “Требуется друг”пишет А. Л. Барто :
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат !
Бант у Кати расписной,
Красные колготки.
А характер кроткий.
Я шепчу : - Дружи со мной . . .
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу : - Но ты учти –
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной :
- Ты дружи со мной одной !
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
А девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита !
Все пятёрки до одной у
У Светловой Нади.
Я прошу : - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим :
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы !
Говорят : - Молчала бы !
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг . . .
Напишу я объявленье :
Срочно требуется друг.
Учитель:Почему же с девочкой никто не хочет дружить?
Выскажите свои мнения на этот счёт.
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель: Итак,помните,настоящие друзья способны помочь бескорыстно, не требуя ничего взамен.Канадский учёный Г.Салье справедливо считал,что если ты хочешь, чтобы тебя любили (а это нужно каждому человеку), то должен добиться этого, делая что – то хорошее для других, порой даже отказывая в чём – то себе.
О дружбе размышляли во все времена.Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне.
Например,философ Сократ говорил так:«Никакое общениемежду людьми не возможно без дружбы».
– Говорят, друг познается вбеде. У Андрея Дементьева есть стихотворение
“Друг познается в удаче”.
Друг познается в удаче
Так же порой, как в беде.
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.
Друг познается в удаче,
Если удача твоя
Друга не радует, значит,
Друг твой лукав, как змея.
Или же горькая зависть
Разум затмила его.
И, на успех твой позарясь,
Он не простит ничего.
Он не простит, но иначе
Скажет об этом тебе.
Друг познается в удаче
Больше порой, чем в беде.
- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете ?
Выслушиваются ответы учеников
Учитель: Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок. Но их надо собрать.
Работа в группах или в парах. На столах лежат части пословиц и поговорок.
Ученики должны найти и соединить начало и конец.
Дружба – как стекло : разобьёшь – не сложишь.
Старый друг лучше новых двух.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Друг познаётся в беде.
Нет друга - ищи, а найдёшь - береги.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил свет, когда друга нет.
Хороший друг – отрада для души.
Дружбу помни, а злобу забывай.
Будь с другом и в горе, и в радости.
Учитель :Выберите одну пословицу или поговорку и объясните её.
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель : Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий. А что значит - настоящий друг ? Выберите на доске и запишите на своих листочках пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.
На слайде :
Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный,
внимательный, заботливый, преданный, умеющий
хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный,
хорошо учится, любезный, терпеливый, богатый,
доверчивый, весёлый, ленивый, строгий,
общительный, бескорыстный, трудолюбивый.
Дети пишут.
Учитель : Кто хотел бы прочитать ?
Три – пять человек читают свои записи.
Учитель:А какие качества есть в вас?
Запишите пять слов,которыми вы можете охарактеризовать себя.
Дети пишут.
Учитель :Кто хотел бы прочитать ?
Желающие читают.
Учитель : Настоящий друг лучше, чем кто – либо другой, поймёт ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту, утешит и поддержит, окажет помощь.
Я предлагаю вам ознакомиться с правилами дружбы.
Правила Дружбы.
Помогай другу : если умеешь что – то делать, научи и его ;
если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные вещи,
поделись с другими ребятами, у которых их нет.
Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо
дружить - значит говорить друг другу только правду; если
друг в чём – то по отношению к тебе не прав, скажи ему об
этом – не тая зла на него.
Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Учитель :Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
Просмотр клипа ПЕСНЯ ДРУЖБА группа « Барбики ».
Надеюсь, что сегодняшний классный час, поможет вам стать более дружными. Давайте украсим ленточками Дерево дружбы.
Звучит « Вальс дружбы » ( П. Купрейшвили, О. Высоцкая ).
Дети завязывают разноцветные ленточки на веточках.