Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-размышление в 7 классе "О чем плачут лошади"

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Тема: “Ф.Абрамов. “О чем плачут лошади”

Цели урока:

  • познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.
  • продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.
  • содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)

Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”,  Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия. – М.: Дрофа, 2003, мультимедийный проектор с экраном, слайды, магнитофон.

Эпиграф:

“Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится
?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Структура урока

I. Организационный этап.

Приветствую учащихся, определяю присутствующих, проверяю готовность к уроку, организую внимание учащихся.

II. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Формулирование темы урока и определение учебных задач.

- Прочитайте тему урока, запишите её в тетрадь. По ходу урока можете в тетради фиксировать то, что сочтете важным.

Исходя из данной темы, поставьте перед собой учебные задачи.

… будем анализировать рассказ Ф. Абрамова “О чём плачут лошади”;

… выясним, от чего лошади плачут;

...будем сравнивать, обобщать, выделять главное.

III. Этап усвоения новых знаний.

Выявление первоначального читательского восприятия (опережающее задание).

- Дома вы прочитали рассказ Федора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”. Понравился ли вам этот рассказ?

- Что чувствовали, когда читали?

- Что больше всего вас затронуло, взволновало?

- Какие проблемы, на ваш взгляд, поднимает автор?

Создание диалоговой ситуации.

- Ребята, какие слова-ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “лошадь”?

 … доброе, нежное, красивое, преданное животное;

…незаменимая помощь в хозяйстве;

… быстрое средство передвижения.

- Каким вы представляете автора этого произведения?

(Учащиеся высказываются)

Монолог учителя.Рассказ о писателе.

В Пинеге, как в зеркале,
Отразилась Верколка,
Отразилась Верколка –
Русское село.
Тишина заветная,
Терема столетние.
Семьи многодетные –
Так уж повелось.
Лесом заворожено,
Снегом припорошено,
Дождиком умытое,
Богом позабытое
Русское село.
Поздно как-то, рано ли,
Но в семье Абрамовых
Появился сын.
Родился он с норовом,
Прозывался Федором.
К Пинеге он с вёдрами
За водой ходил.
Чистая водица,
Сполохи зарницы,
Сиверко, метели –
Годы пролетели. Родился Федор Александрович 29 февраля 1920 года в далёкой северной деревне Верколка, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озёрами.

Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.

Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. 

Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл.

Был наукой учёный,
Был войной измученный,
Чуть не похороненный,
Только повезло:
Птица деревянная,
Счастье окаянное
Иль здоровье славное –
Что тогда спасло?

После госпиталя получает отпуск по ранению и едет в родное Пинежье (1942г.).

Абрамов большинство своих творений посвятил деревне, простому человеку. Многие авторы создавали произведения, в которых говорилось, что в деревне всё хорошо. Это не соответствовало действительности. Эти писатели признавались официальной критикой. Федор Абрамов критиковал такие произведения, а в своих романах и повестях рассказывал правду. Он всегда трезво смотрел на народ, не идеализировал его, но и не преуменьшал его достоинств: “Нет, и народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть велико- За свою творческую жизнь Федор Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим только об одном рассказе.

Подбор цитат.

- Какие чувства вызывали у рассказчика лошади, когда он приходил к ним на луг?

- Почему автор чувствует вину перед лошадьми?

- Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным?

… “нелегко жилось беднягам”.

- Каким образом рассказчик и деревенские жители стремились скрасить жизнь бедным животным?

Диалог.

- Заслужили лошади такое отношение к себе? (Высказываются)

- Где и в чём лошадь помогала человеку?

- Почему произошло так, что о лошадях стали плохо заботиться?

- Подумайте, может быть, Абрамов ещё что-то хотел сказать, показывая жизнь лошадей?

е и малое, возвышенное и Подбор цитат.

- Зачитайте, какой показана Рыжуха?

Чем она отличается от других лошадок? (Зачитывают отрывки из рассказа)

- Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками?

…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых.

- Почему на этот раз Рыжуха не встретила рассказчика так, как делала это раньше?

Художественный пересказ.

- Расскажите, как жилось лошадям раньше.

Подбор цитат.

- Зачитайте, как отреагировали остальные лошади на рассказ Рыжухи?

Создание диалоговой ситуации.

- Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”. Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо.

А что лошадей привело к такому состоянию?

… отношение к ним;

… ненужность.

- Только ли для работы нужна была лошадь? Слайд №12, 13 (Высказываются)

- Как описывает это автор? Зачитайте. Слайд №14 (Зачитывают)

- Почему деревенские избы украшали конской подковой?

Дискуссия.

- Какие отношения были раньше между героем и Рыжухой?

- На чём основывается дружба?

- Почему в конце рассказа дружба между лошадью и человеком разладилась?

- Неужели герою так трудно было сказать, что времена, о которых рассказала старая лошадь, были?

- Легко ли даётся герою это молчание?

- Так о чём плачут лошади?

- Сергей Есенин говорил:

“Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Согласны вы с автором этих строк?

- Нужны ли сейчас лошади? Какую пользу они приносят человеку?

- К чему может привести плохое отношение к лошадям?

- Этот рассказ о 30-х годах XX века. Можем ли мы сказать, что Ф.Абрамов прав был, предполагая, что между людьми отношения не всегда человечные. Приведите примеры.

- В конце рассказа автор говорит, что ощутил себя существом “из той же лошадиной породы”. Что это значит?

…герой рассказа ощущает страдания лошадей, поэтому он

не способен на жестокость.

- О чём заставил вас задуматься этот рассказ?

IV. Этап подведения итогов

Инструкция о домашнем задании.

- Ребята, вы прекрасно работали на уроке, показали хорошее знание текста, приводили примеры из жизни, а дома я предлагаю вам написать сочинение “Братья наши меньшие” или подготовить рассказ о писателе. Релаксация.

Волшебный цветок добра

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка (включаю спокойную музыку). И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием. Как приятно вашему лицу, как хорошо становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн