«Развитие творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Развитию творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности способствует использование мною разнообразных технологий: информационных, сотрудничества, индивидуализации и дифференциации обучения, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, ТРИЗ-технологии, INTEL – технологии, групповых технологий. Приёмы и методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяют мне полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные качества ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. Применяю такие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Именно поэтому моя работа в данном направлении начинается задолго до начала занятий в 1 классе. Это реализация преемственности: дошкольное образовательное учреждение – начальная школа, организация работы подготовительных курсов («Знайкина школа»). Обучение в первом классе я начинаю с занятий, способствующих успешной адаптации к школьной жизни. На протяжении всего дальнейшего периода работаю над развитием творческих способностей учащихся, а использование информационных технологий позволяет сделать этот процесс наиболее интересным. В результате нашей совместной деятельности (родители-ребенок-учитель) повышается учебная мотивация школьников, а оценка учителем личностных качеств ученика становится более значимой, происходит формирование общеучебных умений и навыков, изменяется психологический климат в коллективе и, как следствие, повышается качество получаемых знаний.
В своей работе я использую разнообразные методы обучения: методы учебного познания (вживания, сравнения, гипотез, ошибок, …), креативные (придумывания, «Если бы …», …), оргдеятельностные (ученического целеполагания, ученического планирования, нормотворчества, самоорганизации обучения, взаимообучения, рецензий, контроля, рефлексии, самооценки, проектов)
Развитию творческих способностей способствуют традиционные и нетрадиционные формы проведения урока, уроки с применением информационных технологий, занимательные задания, соревнования, уроки развития речи, физкультминутки с использованием скороговорок, песенок, стихов, внеклассные мероприятия, часы общения и многое-многое другое.
Моих учащихся заинтересовала такая форма организации занятий, как творческие мастерские. Занятия проводятся в группах. В работе мастерских принимают участие и родители. В процессе обучения ребята разрабатывают и оформляют проекты разной степени сложности. В качестве инструмента используется компьютер, который за счет широких возможностей современного программного и аппаратного обеспечения, расширяет границы творческой деятельности. Работа в мастерских построена таким образом, чтобы учащиеся разработали, оформили и получили готовый продукт. На занятиях мастерской «Что за моей дверью?» ребята изучают мир их окружающий, происходит формирование надпредметных умений и навыков. Занимаясь проектами, учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта.
Проекты, выполненные нами, были:
групповые («А мы все разные», «Моя классная – самая классная!», «О чем расскажут школьные стены?»)
парные «Раз словечко, два словечко – будет …»
индивидуальные («Моя Вселенная», «Мой город», «Моя семья»)
Вся работа проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются.
Кроме того, с целью развития творческих способностей учащихся организована издательская деятельность в классе. Ребята сами заинтересовались и вывели меня на такую работу, когда занимались учебным исследованием. На базе кабинета информатики было решено проводить оформление газеты «Самая «классная» классная газета». Никто из ребят не остался в стороне, каждый нашел своё дело. Сегодня выпускаются приложения, подбираются фотографии, собирается необходимая информация об интересных событиях, датах жизни и многом другом, как учениками, так и их родителями. В дальнейшем создается и выпускается бюллетень, который с удовольствием читают все. В результате такой деятельности школьники изучают различные прикладные пакеты, приобретают навыки работы с клавиатурой, принтером, а некоторые и со сканером. Получают практический результат своей деятельности – приложения и бюллетень.
Тематика мастерских подобрана таким образом, чтобы занятия были интересны и полезны как детям, так и родителям, стимулировали активную познавательную деятельность, раскрывали творческий потенциал личности.
Все работы представляются широкой аудитории зрителей:
проводятся практические конференции для учащихся,
совместные заседания (родители – учащиеся – педагоги),
проект «Раз словечко, два словечко, будет …» был представлен на районном слете детской прессы.
Все, участвующие в работе творческой мастерской, знают одну истину:
«Скажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я запомню! Дай мне действовать самому, и я пойму!»
Практика моей работы убедила, что "творческие мастерские" проектной и издательской деятельности, сочинения сказок, моделирования и так далее ребятам нравятся, здесь им предоставляется возможность создать что-то свое и проявить себя, свою фантазию, инициативу; у всех получается разный результат, и обсуждение работ всегда проходит по-деловому и интересно. Заключительный этап занятий - рефлексия - обращает ученика к его мыслям и чувствам; это для учащихся ново и тоже интересно. Я же считаю, что это звено, связывающее все предметы начальных классов и психологию.
Татомир Маргарита Ивановна,
учитель начальных классов,
МОУ «Черлакская СОШ №2»
|