Л.В.Мамонтова, МОУ Стрелицкая СОШ Семилукского района
Педагогическим коллективом нашей школы – МОУ Стрелицкой СОШ Семилукского района - приобретен интересный опыт в области исторического и литературного краеведения.
За счет часов школьного компонента в учебный план школы введен специальный краеведческий курс «Наш отчий край – земля Воронежская», содержательное наполнение которого осуществляется на уроках литературы, истории, географии, биологии.
Составной частью данной программы является раздел «Литература родного края». Литература родного края введена в школе как отдельный предмет в 5, 6, 7, 8 классах. Курс литературы родного края углубляет и дополняет некоторые разделы школьной программы по литературе, а также предполагает изучение отдельный тем, расширяющих рамки программы.
Литературное краеведение является частью общелитературного процесса, а обращение к краеведческому материалу помогает учащимся уяснить эту неразрывную связь. Краеведение создает благоприятные условия для заданий творческого и поискового характера, позволяют расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности. Использую краеведческий материал не только на специальных уроках литературы родного края, но и на уроках литературы и русского языка. Это позволяет более глубоко изучить тему, разнообразить жанры уроков, приемы работы на уроке, прививать любовь к лучшим образцам культурного наследия Воронежского края, воспитывать в школьниках патриотические и гражданские чувства, способствует становлению личности
Основой изучения курса литературы родного края является вдумчивое, сознательное чтение. Чтобы пробудить интерес к чтению, использую различные приемы. В 5-6 классах это беседа, работа со словом, словесное рисование, художественное чтение, пересказ эпизодов, в том числе и от лица героев, задание «продолжи чтение отрывка из произведения», инсценирование отрывков из произведений, викторина и др. В 7-8 классах помимо перечисленных приемов используется обращение к точке зрения критиков и формирование собственной точки зрения, постановка и решение проблемных вопросов и заданий, языковые эксперименты. В 9-11 классах перед началом изучения произведения может быть дана небольшая письменная работа, проверяющая уровень осмысления текста, в том числе с вопросами учащихся, в качестве домашнего задания – взять интервью у родителей или близких знакомых по поводу их отношения к творчеству или имени писателя, при работе с художественным текстом используется лингвистический анализ текста, обращение к критическому материалу, даются самостоятельные и групповые задания поискового и исследовательского характера.
Неотъемлемой частью работы по краеведению является поисково-исследовательская. Она предполагает более глубокое изучение вопроса по различным источникам, более детальное обращение к текстам художественных произведений, обращение к краеведческой и критической литературе, к газетным и журнальным материалам. В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста поисково-исследовательская деятельность учащихся усложняется по количеству и сложности источников, разнообразию приемов работы, степени самостоятельности детей. Задача учителя - помочь выбрать ученику или группе учащихся тему для мини-исследования или исследования, определить возможные формы и методы работы, наметить план исследования, рекомендовать список необходимой литературы, руководить исследованиями учащихся, поддерживая атмосферу творческого поиска.
Приведу примеры творческих, поисковых и исследовательских заданий, применяемых мною на краеведческих уроках.
5-6 классы.
Задания, используемые для более глубокого постижения текста произведения и знакомства с творчеством писателя:
- найдите сведения о писателе (поэте, собирателе сказок);
- соберите и запишите пословицы и поговорки, бытуемые в нашей местности;
- соберите и запишите произведения малых жанров фольклора, бытуемые в нашем крае;
- найдите высказывания критиков о писателе (поэте);
-перенеси эпизод на рисунок;
-твои иллюстрации к произведению
- нарисуй рекламу прочитанной книги (произведения), обложку книги, плакат.
7-8 класс.
- Составьте родословную А.П.Чехова;
- бывал ли А.С.Пушкин в нашем крае? (свидетельства и предположения);
- эпизоды биографии М.Ю.Лермонтова, связанные с нашим краем;
- составьте викторину по произведениям писателя;
10-11 классы.
- Сборник произведений А.Платонова, составленный (имя, фамилия). При выполнении данного задания ученик выступает в роли составителя, автора сборника и вступительной статьи, ему необходимо знать творчество писателя.
- И.Бунин в фотографиях. Для успешного выполнения данного задания ученику необходимо не только подобрать фотодокументы, отражающие основные этапы жизни и творчества писателя, но и сделать к ним комментарии.
В старших классах в начале или конце изучения творчества писателя рекомендую задания для индивидуальных или групповых исследований. Например, по творчеству А.Платонова:
- Поиск своего героя писателем;
- Семантика имен в творчестве А.Платонова;
- Особенности синтаксиса А.Платонова (на примере одного произведения;
- Необычность стиля писателя, автобиографичность произведений А.Платонова (на примере одного или нескольких произведений).
Литературное краеведение сыграло также существенную роль в развитии внеурочной работы со школьниками. Мною проводятся краеведческие викторины, литературные вечера, устные журналы, творческие встречи с интересными людьми, краеведческие конференции. В целях создания проблемных ситуаций и поддержания интереса к краеведческим урокам и внеклассным мероприятиям с привлечением краеведческого материала использую наряду с обычными уроками уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическую игру, круглый стол, учебную конференцию, урок вопросов и ответов, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры и родного края.
«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной»,- эти слова академика Д.С.Лихачева близки и понятны мне и каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине.
|