Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on пн, 16/08/2010 - 23:06
Тема урока: Поиск и отбор пластики при создании мизансцены.
Цель урока:
Формирование знаний, умений и навыков учащихся по созданию верной оправданной мизансцены.
Задачи урока:
1.Научить учащихся создавать собственные мизансцены и оправдывать чужие, исходя из внутреннего действия и взаимодействия персонажей.
2.Развитие пространственного мышления учащихся, умения определить свое место в пространстве.
3.Воспитание навыка самостоятельной индивидуальной и коллективной работы над упражнением и этюдом в процессе создания верной, отражающей главную мысль, мизансцены
Ход урока.
1.Организационный момент.
Дети сидят в полукруге. Учитель здоровается с ними.. Учащиеся приветствуют учителя.
- Здравствуйте! Скажите мне, пожалуйста, у вас есть мечта? Большая, светлая, притягивающая к себе ваш ум, завораживающее сердце, возбуждающее в вас непреодолимое желание обязательно ее выполнить, мобилизующая вашу волю, вызывающая поток положительных эмоций. Не надо мне называть ее. Мечта – это ваша тайна. Закройте глаза и подумайте о ней.
(Дети выполняют).
А теперь представьте, что вы один на один со своей мечтой оказались ночью в лесу. Накануне праздника Ивана Купалы. Вы, очень хотите, чтобы она исполнилась?
(Дети отвечают).
У вас сегодня есть этот шанс. В ночь накануне Ивана Купалы цветет папоротник. И тот, кто найдет цветок папоротника – счастливый человек. Его заветное желание обязательно исполнится.
Итак, упражнение «ПОРОГ». Встали на порог. Вы очень хотите исполнения своей мечты и для этого вам надо найти цветок папоротника. Удачи вам!
(Дети выполняют упражнение)
2.Объявление темы урока.
Скажите мне, пожалуйста, с какими понятиями в театральном искусстве мы можем связать мечту и стремление к ней?
(Дети отвечают).
Что такое сверхзадача и сквозное действие произведения?
Для чего актеру нужно знать сверхзадачу и сквозное действие произведения?
Что помогает актеру выразить сверхзадачу и сквозное действие?
(Дети отвечают).
Сегодня мы продолжим изучение сверхзадачи и сквозного действия. Тема нашего урока – «Поиск и отбор пластики при создании мизансцены».
Вернемся к вашей мечте. Чтобы она исполнилась, надо очень хотеть ее осуществления, несмотря ни на какие препятствия, преграды, выдержать любые испытания. Итак, вам предстоит испытание верности мечте!
3. Разминка.
а.) Пластическая разминка. Разминка физического аппарата ребенка под музыку.
б.) Психофизическая разминка. Упражнения на смену физического самочувствия.
Прошу вас встать и построить из стульчиков автобус. Займите свои места в нем.
Вот предлагаемые обстоятельства.
На одном из заводов нашего города произошел взрыв с выбросов в атмосферу большого количества вредных веществ. Вас срочно эвакуировали из эпицентра поражения. Несмотря на это вы ощущаете на себе последствия аварии: першит горло, говорить очень трудно, тяжелая голова, холодные пальцы, свинцовая тяжесть в ногах. Вы едете в безопасное место где ждут вас ваши родители. Хочется спать, слипаются веки. Вы боретесь со сном. Безрезультатно. Засыпаете. Вдруг резкий толчок вперед. Проснулись. Посмотрите вокруг. Автобус стоит. Водителя нет. Сумерки. Лес. Не видно ни одной машины.
Действуйте.
(корректировка физического состояния учащихся, исходя из действия.)
Вернулся водитель. Сейчас вы снова тронетесь в путь и скоро увидите своих родных. Что стало с вашей мечтой? Не иссякло ли ваше стремление к ней?
(дети отвечают)
Вы выдержали испытания на прочность. Поверили в предлагаемые обстоятельства. Создали верное сценическое самочувствие, которое помогло создать интересные мизансцены, раскрывающие ваше внутренне состояние. Спасибо. Прошу вас разобрать «автобус» и поставить свои стульчики вдоль стены.
Упражнение «Пристройка под музыку».
Включается фонограмма.
Ваша задача: понять о чем эта музыка и попытаться пластически выразить ее сверхзадачу. Начинает ………………., …………………….., ………………………., …………………., ………………….., …………………… , ……………………………
Спасибо. Как мы видим, что в любом произведении искусства есть сверхзадача автора, которую можно выразить через внешнюю форму с помощью исполнителей. Обратимся к изобразительному искусству. Художники и скульпторы наглядно обращали наше внимание к своей мечте, идее, сверхзадаче, которая волновала их всю жизнь. Перед вами уже знакомая вам картина В.И. Сурикова «Меншиков в Березове». На прошлом уроке мы подробно проанализировали эту картину, попытались раскрыть основную сверхзадачу. В чем она заключается? Кто может напомнить?
Дети отвечают.
Как бы вы назвали картину? Назовите сверхзадачу Меншикова и его дочерей. Опишите главные черты характера персонажей. Сегодня мы попытаемся оживить картину Сурикова и найти оправдание найденной нами сверхзадачи произведения и персонажей в мизансцене. Рассчитаемся на 1, 2, 3
1-я группа придумывает промежуточную мизансцену нашего события.
2-я группа- финальную.
3-я группа показывает первую и осуществляет попытку соединения всех трех в этюд. Одна минута на подготовку, затем дети показывают придуманные мизансцены. Раскрыли ли созданные мизансцены сверхзадачу автора? Донесли ли исполнители сверхзадачу персонажей.? (Дети отвечают).
В следующем нашем упражнении вам придется самим придумывать предлагаемые обстоятельства, действия, взаимодействия персонажей, исходя из события. Но пре5жде надо придумать начальную мизансцену на тему:
1.Неожиданная встреча.
2.Прощание.
3.Ссора.
(Дети выполняют задание)
Педагог вносит коррективы в мизансцены, определяет предлагаемые обстоятельства, задачи действующих лиц, взаимодействия персонажей. А теперь 2 группа делает промежуточную мизансцен к 1, 3 к 2, 1 к3. Финальную мизансцену: 2 –3, 1- 2, 3-1. Превратить мизансцены в этюд. Педагог анализирует работу детей. Оценки за урок.
Итог урока.
Создать на сцене жизнь человеческого духа очень не просто. Артист должен находить свою мизансцену в зависимости от задачи, выполняемого действия, настроения и переживания, руководствуясь главным центром творчества- сверхзадачей и сквозным действием.
«О, душа человека-искателя, первопроходца!
Обреченная вечно искать, постигать и бороться!
Страсть прокладывать путь сквозь нехоженность, через препоны
Видно не утолить, как сосуд не наполнить бездонный!».
Наш урок окончен. Удачи вам в реализации вашей мечты!