Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Селекция микроорганизмов. Биотехнология.

Фото пользователя Рита Ханджериевна Черчесова
Submitted by Рита Ханджериевна Черчесова on пн, 23/08/2010 - 18:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Черчесова Рита Ханджериевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №, №4
Регион: 
Республика Северная Осетия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
Убедить учащихся в том, что биотехнология является гармоничным соединением современных научных знаний и практической деятельности, нацеленных на оптимальное решение народнохозяйственных проблем и задач;сформировать представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

ЗахаровВ.Б. "Общая биология 10кл."

Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР: 

электронное учебное пособие "Биотехнология";  презентация.

Краткое описание: 
Предлагаемый урок «Селекция микроорганизмов. Биотехнология» по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска «Биотехнология»
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Урок на тему: «Селекция микроорганизмов. Биотехнология »

 

 

 Задачи урока:

1. Повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме «Селекция животных»

2. Сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами.

3. Научить школьников обосновывать значение метода искусственного мутагенеза для  процесса   выведения новых штаммов микроорганизмов.

4. Познакомить учащихся с основными направлениями биотехнологии.

5. Убедить учащихся в том, что биотехнология является гармоничным соединением современных научных знаний и практической деятельности, нацеленных на оптимальное решение народнохозяйственных проблем и задач.

6. Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем. современной селекции.

Оборудование:  презентация,   тесты,   кроссворды по теме  «Селекция животных»,  пластилин двух цветов  компьютер,   диск «Биотехнология».

                                           План урока:

I.           Организационный момент

II.          Актуализация опорных знаний

III.        Изучение новой темы

IV.        Закрепление изученного материала

V.         Домашнее задание

 

 

                         Ход урока

 

I.   Организационный  момент .  (вступительное слово учителя). 

 

II.  Актуализация  опорных знаний.  Проводится в форме фронтального опроса. Трое  учащихся получают индивидуальные задания: тест с выбором одного правильного ответа и два кроссворда.  Один ученик работает у доски,  пишет схему «основные методы селекции животных».

Вопросы для опроса:

1. Какую тему мы рассматривали на прошлом уроке?

2. Что такое селекция?

3. Дайте определение сорту, породе, штамму?

4. Какие методы используют селекционеры в работе с животными? (слайд 3)

5. Искусственный отбор? Виды?

6. Что такое гибридизация? Виды?

7. К чему приводит инбридинг?

8. Аутбридинг? Виды?

9. Каким способом вывели этих животных? (слайд 4)

10. Ответить на вопросы слайдов 5-7.

11. Задание на внимательность (слайд  9)

 

 

 

 

III.     Объяснение нового материала.

 

1. Вводное слово.

2. Понятие о биотехнологии

3. Свойства микроорганизмов и применение.

4. Методы селекции микроорганизмов.

 

1. Вводное слово. Численность популяции любых видов живых

организмов держится примерно на одном уровне, потому что на них действует ограничивающий фактор. У человека действие ограничивающего фактора ослаблено, так как он является биосоциальным существом (слайд 10).

Удвоение численности вида Человек разумный происходит с невероятно большой для планеты скоростью (слайд 11)

В 1980 г.  на Земле насчитывалось 4,5 млрд. человек, от которых ежегодно рождается 80 млн. детей. В настоящее время на планете - 6 млрд. человек. 10 млрд. человек Земля не прокормит, и встанет вопрос о регуляции численности населения! Чтобы этого не произошло, нужно удовлетворять возрастающие потребности людей в продуктах питания (слайд12)

Всех их надо одевать, поить, кормить, лечить... Какие бы мы не выводили высокопродуктивные сорта растение и породы животных, Земля не в состоянии прокормить 10 млрд. человек. Тогда перед человечеством станет вопрос о регуляции численности людей. Страшно даже подумать о том, какими методами это будет достигаться, и что будет твориться.

Конечно, природа сама старается поправить ситуацию (заработал ген гомосексуализма, рождается много генетических уродов,  довольно частыми стали природные катастрофы), но… Нужны принципиально новые технологии производства.  К счастью такая многоотраслевая наука недавно появилась - это биотехнология (слайд 14)

2. Понятие о биотехнологии

Биотехнология - наука об использовании живых организмов, их биологических особенностей и процессов жизнедеятельности в производстве необходимых человеку веществ. Хотя эта наука молодая, но настолько важная, что даже в такой маленькой республике, как наша  РСО-Алания, уже в двух  ВУЗах открыты факультеты  биотехнологии.

Основным объектом, используемым в биотехнологических  процессах, являются микроорганизмы. Поэтому мы будем рассматривать на уроке именно методы селекции микроорганизмов.

Микроорганизмы - это группа прокариотических и эукариотических одноклеточных микроскопических  организмов.

Наука, изучающая микроорганизмы, называется микробиологией.

 

3. Свойство микроорганизмов и применение

Если вы помните, то в предыдущих курсах биологии при рассмотрении царства Бактерии я много говорила о вреде, который приносят человечеству бактерии, вызывая пандемии и эпидемии  (слайд 15).

А  сегодня я говорю вам, что они наша последняя надежда на выживание.

Так  какими  же признаками  должны обладать бактерии, если на них возлагается такая почетная миссия, как спасение человечества от голода, болезней и холода (слайд 16, 17)

Теперь посмотрим, где же применяются, и на что способны микробы  (слайды 18, 19)

 

4. Методы селекции  микроорганизмов 

Продуктивность диких форм бактерий невысокая, поэтому человек совершенствует и выводит новые штаммы (слайды  21 и 22)

В селекции микроорганизмов применяют традиционные и новейшие методы.

К традиционным методам  относят экспериментальный мутагенез и отбор по продуктивности. Экспериментальный мутагенез - это воздействие на организм различных мутагенов с целью получения мутации. Этот метод имеет свои особенности при селекции бактерий:

- у селекционера имеется неограниченное количество материала для работы: за считанные дни в чашках Петри или пробирках на питательных средах можно вырастить бактерий

- значительно меньшее количество генов, их генетическая регуляция более простая, взаимодействия генов просты или отсутствуют миллиарды клеток;

- более эффективное использование мутационного процесса, поскольку геном микроорганизмов гаплоидный, что позволяет выявить любые мутации уже в первом поколении;

- простота генетической организации (слайд 24)

Но возможности традиционной селекции ограничены. Успехи же таких наук как молекулярная биология и генетика в изучении микроорганизмов, а так же возрастающие потребности практического использования микробных продуктов привели к созданию новейших методов целенаправленного и контролируемого получения микроорганизмов с заданными свойствами (слайд 25)

К новейшим методам селекции относят генную инженерию (слайд  26).

В генной инженерии используют два способа:

- выделение нужного гена из генома одного организма и внедрение его в  геном бактерий;

- синтез искусственным путем гена и внедрение его в геном бактерий (слайд 27)

 

IV.     Обобщение и закрепление полученных знаний. Проводиться с помощью вопросов.

 

1. Какими методами селекционеры работают с микроорганизмами?

2. Где применяются микроорганизмы?

3. Что такое биотехнология?

 

Далее с помощью пластилина двух цветов показывается методика внедрения гена инсулина в кольцевую молекулу кишечной палочки.

V.     Задание на дом

Выучить §11.3.                                                                                              
Составить кроссворд из терминов темы.

В оставшееся время показывается кинофрагмент.

 

Урок на тему: «Селекция микроорганизмов. Биотехнология »

 

 

 

 Задачи урока:

1. Повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме «Селекция животных»

2. Сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами.

3. Научить школьников обосновывать значение метода искусственного мутагенеза для  процесса   выведения новых штаммов микроорганизмов.

4. Познакомить учащихся с основными направлениями биотехнологии.

5. Убедить учащихся в том, что биотехнология является гармоничным соединением современных научных знаний и практической деятельности, нацеленных на оптимальное решение народнохозяйственных проблем и задач.

6. Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем. современной селекции.

Оборудование:  презентация,   тесты,   кроссворды по теме  «Селекция животных»,  пластилин двух цветов  компьютер,   диск «Биотехнология».

                                           План урока:

I.           Организационный момент

II.          Актуализация опорных знаний

III.        Изучение новой темы

IV.        Закрепление изученного материала

V.         Домашнее задание

 

 

                         Ход урока

 

I.   Организационный  момент .  (вступительное слово учителя). 

 

II.  Актуализация  опорных знаний.  Проводится в форме фронтального опроса. Трое  учащихся получают индивидуальные задания: тест с выбором одного правильного ответа и два кроссворда.  Один ученик работает у доски,  пишет схему «основные методы селекции животных».

Вопросы для опроса:

1. Какую тему мы рассматривали на прошлом уроке?

2. Что такое селекция?

3. Дайте определение сорту, породе, штамму?

4. Какие методы используют селекционеры в работе с животными? (слайд 3)

5. Искусственный отбор? Виды?

6. Что такое гибридизация? Виды?

7. К чему приводит инбридинг?

8. Аутбридинг? Виды?

9. Каким способом вывели этих животных? (слайд 4)

10. Ответить на вопросы слайдов 5-7.

11. Задание на внимательность (слайд  9)

 

 

 

 

III.     Объяснение нового материала.

 

1. Вводное слово.

2. Понятие о биотехнологии

3. Свойства микроорганизмов и применение.

4. Методы селекции микроорганизмов.

 

1. Вводное слово. Численность популяции любых видов живых

организмов держится примерно на одном уровне, потому что на них действует ограничивающий фактор. У человека действие ограничивающего фактора ослаблено, так как он является биосоциальным существом (слайд 10).

Удвоение численности вида Человек разумный происходит с невероятно большой для планеты скоростью (слайд 11)

В 1980 г.  на Земле насчитывалось 4,5 млрд. человек, от которых ежегодно рождается 80 млн. детей. В настоящее время на планете - 6 млрд. человек. 10 млрд. человек Земля не прокормит, и встанет вопрос о регуляции численности населения! Чтобы этого не произошло, нужно удовлетворять возрастающие потребности людей в продуктах питания (слайд12)

Всех их надо одевать, поить, кормить, лечить... Какие бы мы не выводили высокопродуктивные сорта растение и породы животных, Земля не в состоянии прокормить 10 млрд. человек. Тогда перед человечеством станет вопрос о регуляции численности людей. Страшно даже подумать о том, какими методами это будет достигаться, и что будет твориться.

Конечно, природа сама старается поправить ситуацию (заработал ген гомосексуализма, рождается много генетических уродов,  довольно частыми стали природные катастрофы), но… Нужны принципиально новые технологии производства.  К счастью такая многоотраслевая наука недавно появилась - это биотехнология (слайд 14)

2. Понятие о биотехнологии

Биотехнология - наука об использовании живых организмов, их биологических особенностей и процессов жизнедеятельности в производстве необходимых человеку веществ. Хотя эта наука молодая, но настолько важная, что даже в такой маленькой республике, как наша  РСО-Алания, уже в двух  ВУЗах открыты факультеты  биотехнологии.

Основным объектом, используемым в биотехнологических  процессах, являются микроорганизмы. Поэтому мы будем рассматривать на уроке именно методы селекции микроорганизмов.

Микроорганизмы - это группа прокариотических и эукариотических одноклеточных микроскопических  организмов.

Наука, изучающая микроорганизмы, называется микробиологией.

 

3. Свойство микроорганизмов и применение

Если вы помните, то в предыдущих курсах биологии при рассмотрении царства Бактерии я много говорила о вреде, который приносят человечеству бактерии, вызывая пандемии и эпидемии  (слайд 15).

А  сегодня я говорю вам, что они наша последняя надежда на выживание.

Так  какими  же признаками  должны обладать бактерии, если на них возлагается такая почетная миссия, как спасение человечества от голода, болезней и холода (слайд 16, 17)

Теперь посмотрим, где же применяются, и на что способны микробы  (слайды 18, 19)

 

4. Методы селекции  микроорганизмов 

Продуктивность диких форм бактерий невысокая, поэтому человек совершенствует и выводит новые штаммы (слайды  21 и 22)

В селекции микроорганизмов применяют традиционные и новейшие методы.

К традиционным методам  относят экспериментальный мутагенез и отбор по продуктивности. Экспериментальный мутагенез - это воздействие на организм различных мутагенов с целью получения мутации. Этот метод имеет свои особенности при селекции бактерий:

- у селекционера имеется неограниченное количество материала для работы: за считанные дни в чашках Петри или пробирках на питательных средах можно вырастить бактерий

- значительно меньшее количество генов, их генетическая регуляция более простая, взаимодействия генов просты или отсутствуют миллиарды клеток;

- более эффективное использование мутационного процесса, поскольку геном микроорганизмов гаплоидный, что позволяет выявить любые мутации уже в первом поколении;

- простота генетической организации (слайд 24)

Но возможности традиционной селекции ограничены. Успехи же таких наук как молекулярная биология и генетика в изучении микроорганизмов, а так же возрастающие потребности практического использования микробных продуктов привели к созданию новейших методов целенаправленного и контролируемого получения микроорганизмов с заданными свойствами (слайд 25)

К новейшим методам селекции относят генную инженерию (слайд  26).

В генной инженерии используют два способа:

- выделение нужного гена из генома одного организма и внедрение его в  геном бактерий;

- синтез искусственным путем гена и внедрение его в геном бактерий (слайд 27)

 

IV.     Обобщение и закрепление полученных знаний. Проводиться с помощью вопросов.

 

1. Какими методами селекционеры работают с микроорганизмами?

2. Где применяются микроорганизмы?

3. Что такое биотехнология?

 

Далее с помощью пластилина двух цветов показывается методика внедрения гена инсулина в кольцевую молекулу кишечной палочки.

V.     Задание на дом

Выучить §11.3.                                                                                              
Составить кроссворд из терминов темы.

В оставшееся время показывается кинофрагмент.

 

Прикрепленный файл Size
Урок на тему.doc 43 KB
Приложение 1.doc 52.5 KB
Приложение 2.doc 29 KB
Приложение 3.doc 55 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн