Тема урока:"Экологические группы растений по отношению к различным свойствам почв".
Задача образовательная:
формировать знания учащихся о факторах почвы, влияющих на растения;
познакомить со способами приспособлений растений к разным свойствам почв.
Развивающая:развивать умения наблюдать, анализировать, делать вывод.
Воспитательная:формировать чувство ответственности при выполнении исследовательской работы, воспитывать культуру поведения.
Оборудование:
Экземпляры проростков фасоли, гороха.
Гербарии растений.
Карта Саратовской области.
Карта почв России
Компьютер
Ход урока.
1.Организация урока.
2.Проверка домашнего задания.
Какую тему мы изучаем?
Эпиграф урока.
Три клада у природы есть:
вода, земля и воздух –
три ее основы.
какая бы ни пришла беда –
целы они –
все возродится снова.
Мы так привыкли к слову «земля», что употребляем ,его почти не задумываясь над тем, какое множественное значение оно имеет. Этим словом называют и нашу планету. «Я иду по земле». В выражении «Посадите в землю семена» - слово земля приобретает новое значение.
Индивидуальная работа.
Объясните смысл пословиц.
1.На бесплодной земле не разбогатеешь.
2.Чем чернее земля, тем она плодороднее.
Но всякую ли землю можно назвать почвой?
Задача (слайд).
500 млн. лет назад на Земле не было ни растений, ни животных, ни человека. Как вы думаете, была ли тогда почва?
Ответ обоснуйте.
Состав почвы.
Глина, песок, камни.
Вода.
Воздух(молчаливый вопрос, опыт).
Минеральные соли.
Органические вещества.
Каким образом, по вашему мнению, каждый компонент почвы восполняется?( Работа со слайдом).
Какие типы почв вам известны?
Черноземы (показ слайда)
Подзолистые
Солонцы и солончаки
Песчаные
Глинистые
Задание. (слайд)
В перечисленных названиях типов почв выберите те, которые неблагоприятны для развития растений?
В одной из лекций В.В.Докучаев говорил студентам: «Сегодня я буду беседовать с вами… Затрудняюсь назвать предмет нашей беседы – так он хорош! Я буду беседовать с вами о «царе почв», о главном, основном богатстве России… Нет тех цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь русского….» О чем говорил В.В.Докучаев?
Почему черноземы В.В.Докучаев считал главным богатством страны и «царем почв»?
Результаты исследовательской работы. (слайд)
«Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков» . С обобщением результатов исследовательской работы выступает учащийся-Артемов Витя.
Саратовская область.(слайд)
черноземы – 50,4%
лугово – каштановые -30%
солонцы и солончаки – 11,5%
аллювиальные 6,3%
дерновые 1,8%
3.Изучение нового материала.
Объявляется тема и цель урока.
Экологическая группа – группа растений, по отношению к какому – либо фактору среды, определяющему приспособительные свойства организма.
Растения богатых почв.
Чем определяется плодородие почв? (показ слайда)
Работа с учебником.
Какие признаки имеют растения богатых почв?
Нитрофилырастут на почвах богатых азотом.
Эвтрофныенуждаются в большом количестве минеральных веществ.(дуб, береза, сныть обыкновенная).(слайд)
Мезотрофныерастения требуют умеренного количества минеральных веществ. (слайд)
Олиготрофныерастения нуждаются в малом количестве минеральных веществ. (сосна обыкновенная).
Галофитырастут на засоленных почвах (солерос, полынь, кермек…)
Растения засоленных почв. (показ слайда)
1.Солевыносливые
а) соленакопители (листья мелкие, у некоторых превратились в маленькие чешуйки)
б)солевыводящие (соляной раствор выходит через особые железки, вода высыхает, а на листьях остается белый налет. Его сдувает ветер или смывает дождь - франкения, кермек.)
Задание.
Продолжите предложения.
К растениям – соленакопителям относятся____________________
К солевыводящим растениям относят____________________
4. Закрепление.
На какие экологические группы по отношению к почве подразделяются растения?
Назовите растения каждой экологической группы, встречающие в Саратовской области.
Сообщение на тему: «Фитоиндикаторы».
5. Домашнее задание.Написать письмо от имени одного из растений экологической группы.
( раскрыть в нем основные приспособления растения к определенному типу почвы).