Знакомство с теоретическим материалом учебника сопровождается планом и проверкой предыдущего задания.
Омонимы (знакомство с понятиями «омофоны», «омоформы», «омографы») с.24-25;
Синонимические ряды («лексические синонимы», «стилистические синонимы», «синтаксические синонимы», «градация») с.27-29.
Пары антонимов («контекстуальные антонимы», «антитеза», «оксюморон») с. 30-32.
Многозначные слова – с.22-23.
Стилистически нейтральные слова.
Разговорные слова.
V.Закрепление материала.
А) Упр. 55.С каждым из существительных, приведённых в скобках, составьте словосочетания с согласующимися по смыслу прилагательными – паронимами и запишите.
Б) На экране проецируется текст (отрывок из стихотворения Б.Пастернака).
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
(Б. Пастернак).
Найдите в данном тексте контекстуальные синонимы. (Суть, сущность, основание, корни, сердцевина.)
- Как вы думаете, с какой целью Б.Пастернак использует этот ряд синонимов? В каком значении употреблено слово «путь»? (Жизненный путь)
В) Упражнение «Лексическая осведомлённость».
(На экране проецируется задание-презентация, подготовленное заранее учеником, который является консультантом во время выполнения задания.)
Найдите соответствия.
1) абориген а) архитектор
2) альтруист б) приспособленец
3) дилетант в) управляющий
4) зодчийг) тот, кто выступает за усиление военной
мощи
5) конформистд) человек, который всё подвергает отрицанию
6) менеджере) тот, кто механически повторяет чужие идеи,
приёмы
7) милитаристж) тот, организует производство киносъёмок
8) нигилистз) человек, живущий ради других
9) продюсери) морской разбойник
10) рутинерк) консерватор
11) флибустьерл) тот, кто занимается наукой или искусством
без специальной подготовки
12) эпигонм) коренной житель
VI. Домашнее задание
1) Составьте связный ответ по теме «Лексика» с опорой на контекст, составленный в классе.