Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Повторение по теме "Лексика"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Филатова Ирина Александровна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШс. Питерка"
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

разработки уроков в 10-м классе по учебно-методическому комплекту А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой)

 

 

Используемая методическая литература: 

 


1.     Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.

2.     Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», – Санкт-Петербург, 2008.

3.     Самостоятельная работа над словарными словами / Симакова Е. С. – М.:Издательство «Экзамен», 2006.

4.     Занимательно  о русском языке: Пособие для учителя / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 1990.

5.     Друзьям русского языка / Люстрова З. Н., Скворцов Л. И.,

Дерягин В. Я. – М.,  1982.

6.     Рассказы о синонимах / Кодухов В. И. – Л., 1971.

 

 

 

Используемое оборудование: 

 

мультимедийная установка

 

Краткое описание: 
Структура урока: 1. Начало урока. 2. Работа над темой урока. 3. Закрепление. А) Выполнение упражнения из учебника. Б) Упражнение. (Сгруппировать слова и записать их.) 4. Углубление изученного материала. 5. Закрепление. 6. Домашнее задание. 7. Подведение итогов урока.

 

Цель урока:

   Обобщить знания по изученным ранее понятиям лексики и фразеологии.

Задачи:

   Развивать умение определять и разграничивать разные лексические группы слов.

   Развивать умение употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями и стилистическими особенностями.

   Закрепить навык правописания.

Оборудование: мультимедийная установка.

 

Структура урока:

1. Начало урока.

2. Работа над темой урока.

3. Закрепление.

А) Выполнение упражнения из учебника.

Б) Упражнение. (Сгруппировать слова и записать их.)

4. Углубление изученного материала.

5. Закрепление.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов урока.

 

Ход урока:

I. Начало урока:

   1. Организационный момент;

   2. Сообщение темы и целей урока.

 II  Работа над темой урока.

   Чтение вопросов для повторения на с.20 учебника  (Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 12-е изд. – М.: Просвещение,2006.)

   -  Запишите на листочках ответы на вопросы. Обменяйтесь записанным и обсудите в паре ответы на вопросы.

   -  Есть ли вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить?

   Начнём с первого вопроса. (Зачитывается первый вопрос.)

 (Проецируются слова с помощью компьютера на экране)

Стол, каникулы, плим, друг, кукарямба, собака, трабт.

 - Прочитайте слова. Какие из них  показались необычными?

 - Чем они отличаются от «привычных» нам слов?

 - Как называется значение, в котором заключён смысл  слова?

 - Какое значение ещё должно быть у слова?

(Обращаемся к теоретическому материалу учебника с. 20.)

 III.  Закрепление

А) Выполняется упражнение 20.

(У доски 2 ученика. Один выписывает слова с одинаковым лексическим значением, другой – с грамматическим значением.)

 

Б) Упражнение. Задание проецируется на экране:

Сгруппируйте данные ниже слова и запишите их группами:

1)    омонимы;

2)    синонимические ряды;

3)    пары антонимов;

4)    многозначные слова;

5)    стилистически нейтральные слова (2-3 примера);

6)    разговорные слова.

   Молчать, горячий, лечу (от лечить), знойный, радоваться, безмолвствовать, горевать, лечу (от летать), смеяться, новый, выдержка, хохотать, растворить, атлас, старый, заливаться, атлас, помалкивать.

 

 IV.Углубление изученного материала.

Знакомство с теоретическим материалом учебника сопровождается планом и проверкой предыдущего задания.

Омонимы (знакомство с понятиями «омофоны», «омоформы», «омографы») с.24-25;

Синонимические ряды («лексические синонимы», «стилистические синонимы», «синтаксические синонимы», «градация») с.27-29.

Пары антонимов («контекстуальные антонимы», «антитеза», «оксюморон») с. 30-32.

Многозначные слова – с.22-23.

Стилистически нейтральные слова.

Разговорные слова.

 V.Закрепление материала.

  А) Упр. 55.С каждым из существительных, приведённых в скобках, составьте словосочетания с согласующимися по смыслу прилагательными – паронимами и запишите.

 

   Б) На экране проецируется текст (отрывок из стихотворения Б.Пастернака).

               Во всём мне хочется дойти

               До самой сути.

               В работе, в поисках пути,

               В сердечной смуте.

              

               До сущности протекших дней, до их причины,

               До оснований, до корней,

               До сердцевины.

 

              Все время схватывая нить

              Судеб, событий,

              Жить, думать, чувствовать, любить,

              Свершать открытья.

                                                    (Б. Пастернак).

Найдите в данном тексте контекстуальные синонимы. (Суть, сущность, основание, корни, сердцевина.)

 - Как вы думаете, с какой целью Б.Пастернак использует этот ряд  синонимов? В каком значении употреблено слово «путь»? (Жизненный путь)

В) Упражнение «Лексическая осведомлённость».

(На экране проецируется задание-презентация, подготовленное заранее учеником, который является консультантом во время выполнения задания.)

 

 

Найдите соответствия.

 

 

1) абориген                                а) архитектор

2) альтруист                              б) приспособленец

3) дилетант                                в) управляющий

4) зодчий                                   г) тот, кто выступает за усиление военной                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                      мощи

5) конформист                          д) человек, который всё подвергает отрицанию

6) менеджер                              е) тот, кто механически повторяет чужие идеи,                                                                                                                                             

                                                      приёмы   

7) милитарист                           ж) тот, организует производство киносъёмок

8) нигилист                                з) человек, живущий ради других  

9) продюсер                               и) морской разбойник

10) рутинер                                к) консерватор

11) флибустьер                          л) тот, кто занимается наукой или искусством         

                                                      без специальной подготовки

12) эпигон                                  м) коренной житель

 

VI. Домашнее задание

1) Составьте связный ответ по теме «Лексика» с опорой на контекст, составленный в классе.

2)    Выполнить упр.41, 50.

VII.  Подведение итогов урока.

     - Назовите ключевые слова урока.

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн