Взаимодействие педагогов и родителей в определении и развитии способностей одаренных детей дошкольного возраста
Submitted by Надежда Викторовна Калюжная on пн, 30/08/2010 - 00:04
Взаимодействие педагогов и родителей в определении и развитии способностей детей дошкольного возраста.
Неводова Н.А. , старший воспитатель МДОУ №17 «Ягодка»
Калюжная Н.В., воспитатель МДОУ № 17 «Ягодка»
В последнее время вопрос о выявлении и развитии детской одаренности приобрел особую актуальность. Дошкольное детство представляется, как особенное уникальное социокультурное явление, в котором происходит многогранное развитие личности, ценность которого состоит в том, что заложенный в этот короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребенка.
Научно доказано, что «…одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те в свою очередь, - одаренностью»[1]. Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одаренности можно и нужно в раннем детстве.
По мнению Л.Трубайчук [3], доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики и психологии Челябинского ГПУ, «характер развития одаренности в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования».
На наш взгляд справедливо утверждение, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – это одна из важнейших задач взрослых.
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какие они бывают. Принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной. Следует помнить, что два ребенка, имеющих одинаковые способности, будут проявлять их по-разному. Например, один ребенок может быть экстравертом, а другой интровертом. Это нужно учитывать, создавая среду, благоприятствующую развитию детских талантов.
Детей, обладающих несколькими видами способностей, принято называть одаренными. Одаренный ребенок может даже не стараться – он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам собой, его нужно суметь выявить. Ребенок может быть очень одаренным. Но это свойство останется незамеченным никем, если между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Одаренность проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.
Если взрослые относятся с прохладцей к ребенку и его занятиям, т.е. не поддерживают словесно, то у него может пропасть интерес к сфере своей одаренности. Заинтересовать повторно в старшем возрасте бывает очень трудно, а порой и невозможно. Подмечать интерес ребенка и уделять как можно больше внимания его занятиям в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться – это и значит создать благоприятные условия для развития одаренности.
Проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. Работа в этом направлении ведется в МДОУ № 17 «Ягодка» в течение нескольких лет. Самое важное условие ее успешности – слаженные действия всех педагогов и родителей. Педагог-психолог является координатором действий воспитателей, специалистов и родителей. Он осуществляет необходимые мероприятия для выявления предпосылок одаренности и их развития. Психолог проводит раннюю диагностику задатков каждого ребенка. Она позволяет наиболее эффективно оказывать помощь в профилактике возможных проблем развития личности и одаренности. От того, насколько качественно и своевременно выявляются предпосылки одаренности, зависит успешность дальнейшего развития ребенка. Посещая занятия воспитателей, специалистов, педагог-психолог дает рекомендации по подбору для детей соответствующих их развитию игр, занятий, контролирует усвоение воспитанниками программ обучения и воспитания (что также помогает определить способных детей). На дополнительных занятиях в кружках педагоги также обращают внимание на одаренных детей и помогают в развитии их способностей. В ДОУ работают четыре кружка: «Семицветик» - по ИЗОдеятельности, «Березка» - фольклорный, «Тропинка» - по экологии, «Буратино» - по аэробике.
Большая работа ведется педагогами ДОУ с родителями. На круглых столах, родительских собраниях, беседах, консультациях пропагандируются психологические знания об одаренности, что побуждает родителей выбирать наиболее эффективный способ общения с собственными детьми и развивать их способности. Помощь педагогов и родителей друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития неоценима. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в системе работы по развитию способностей ребенка невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательно-образовательного процесса возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии. В этом отношении чрезвычайно эффективной формой демонстрации достижений ребенка является детский праздник. Подготовка и проведение праздников позволяют привлечь и родителей: с одной стороны, услышать их рекомендации и пожелания, с другой – вовлечь их в разработку сценария, изготовление костюмов, пригласить к выступлениям, порекомендовать им, как работать с ребенком, развивая его творческие способности и прикладные умения. В практике МДОУ № 17 «Ягодка» проведение детских праздников не только приуроченных к праздничным датам, но и тематических («Осенины», «Будь здоров!», «День Земли» и др.). При совместной деятельности детей, педагогов и родителей каждый из праздников превращается в событие, позволяющее детям испытать чувство успешности, что стимулирует дошкольника к последующей деятельности, способствующей его саморазвитию, помогающей открыть себя, а родителей убеждает в важности и необходимости оказания помощи и поддержки своему ребенку.
Безусловно, пример открытости демонстрирует педагог, например, рассказав детям им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя у них тем самым желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника.
Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свою и т.д.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его личности прежде всего положительные черты, раскрывать его способности, создавать условия для их проявления, упрочения. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
В условиях открытого дошкольного учреждения родители должны иметь возможность прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. С этой целью еженедельно в МДОУ № 17 проводятся Дни открытых дверей. С результатами творческой, спортивной, прикладной деятельности ребенка родители знакомятся через выставки работ детей, которые проводятся регулярно по итогам развивающих занятий и кружковой деятельности, через различные открытые мероприятия. Это позволяет «организовать» в сознании родителей невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, чему надо поучиться? И в этом случае в дошкольном учреждении необходима организация индивидуальных форм работы с семьей (индивидуальные беседы, консультации), где педагог и психолог могут оказать необходимую помощь, дать соответствующие рекомендации [5].
Наш опыт показывает, что при таком характере взаимодействия педагога с родителями, мамы, папы, бабушки и дедушки гораздо быстрее и охотнее начинают демонстрировать желание принять участие в организации экскурсии, конкурса, кружка, встречи с людьми интересной профессии, создании стенгазеты и т.п.
Считаем важным сказать и том, что развитию способностей ребенка, формированию у детей интереса к различным видам познавательной, творческой и созидательной деятельности способствует и взаимодействие дошкольного учреждения со школами, учреждениями дополнительного образования, культурно-просветительскими учреждениями. МДОУ №17 «Ягодка» сотрудничает с СОШ № 8, 36, Детской школой искусств № 11, Центром дополнительного образования детей № 2, музеями, театрами города, Астраханской государственной консерваторией.