Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Для чего изучают историю? Концепции исторического развития

Фото пользователя Оксана Демина
Submitted by Оксана Демина on Tue, 31/08/2010 - 19:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Демина О.В.
Место работы, должность: 
ГОУ СПО "Белгородский педагогический колледж", преподаватель
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
знакомство студентов с требованиями, предъявляемыми к изучению истории в ССУЗе; характеристика курса истории России и мира; формулировка цели и значения изучения истории; обозначение основных проблем изучения истории России в контексте мировой истории.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Литература для учителя:

Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта: социокультурная динамика России / А. С. Ахиезер. — Новосибирск, 1997.

Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. — М., 1990.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — М., 2002.

Есть ли логика в отечественной истории? Круглый стол // Знание — сила. — 1990. — № 11.

История ментальностей: историческая антропология: зарубежные исследования в обзорах и рефератах — М., 1996.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории / Р. Дж. Коллингвуд. — М., 1980.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. — М., 1997.

Померанц Г. С. Выход из транса / Г. С. Померанц. — М., 1995.

Сикевич З. В. Национальное самосознание русских / З. В. Сикевич. — М., 1996.

Хорос В. Г. Русская история в сравнительном освещении / В. Г. Хорос. — М., 1996.

Яковенко И. Г. От империи к национальному государству / И. Г. Яковенко // Полис. — 1996. — № 6.    

  Литература для учащихся

Карамзин Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин (любое издание).

      Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов (любое издание).

Соловьев С. М. Древняя Россия (любое издание).

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: избранные главы / С. М. Соловьев. — М., 2004.

Хорос В. Г. Русская история в сравнительном освещении / В. Г. Хорос. — М., 1996.

Энциклопедический словарь юного историка: отечественная история / сост. В. Б. Перхавко — М., 1997.

 

Краткое описание: 
Данная лекция, являясь вводной, призвана познакомить студентов с целями и значением изучения истории, особо следует отметить, что история России является неотъемлемой частью всемирной истории.

 

Для чего и как изучают историю?  Концепции исторического развития

Цель занятия: знакомство студентов с требованиями, предъявляемыми к изучению истории в ССУЗе; характеристика курса истории России и мира; формулировка цели и значения изучения истории; обозначение основных проблем изучения истории России в контексте мировой истории.

Термины и понятия уроков:     

 Исторический факт — реальное событие прошлого. Все прошлое человечества состоит из множества исторических фактов. Историческими фактами являются как войны Александра Македонского, так и единичное событие из личной жизни любого человека.

Историческое пространство — совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Термин нередко употребляется вне связи с конкретной территорией, когда речь идет о единых культурных процессах, протекающих в различных регионах. Например, историческое пространство христианского мира. Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология, особенности социально-политической и культурной жизни.

История (от греч. historía — рассказ о прошлых событиях) — наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Колонизация — заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны (внутренняя колонизация), а также основание поселений за ее пределами (внешняя колонизация).

Конкретно-исторический подход — выявление исторических закономерностей (устойчивых и существенных связей) на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период.

Россия — евразийская страна — тезис, означающий сочетание элементов восточных и европейских тенденций в историческом развитии России. Русский этнос, по мнению западных и отечественных историков, впитал в себя три основных этнических и культурно-языковых элемента: славянский, финно-угорский и тюркский. Термин «евразийство» получил распространение в трудах историков 20-х гг. XX в. Собственно концепция «евразийства» основывается на многолинейности исторического процесса, разработанной в западной науке Д. Б. Вико и И. Г. Гердером, а в российской — Н. Я. Данилевским, К. Н. Леонтьевым и Г. В. Вернадским.

      Адреса сайтов в Интернете по теме введения

http://www.edu.ru/ — федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

http://www.mosedu.ru/ — информационный портал Департамента образования г. Москвы. На сайте представлен обзор газетных и журнальных публикаций о российском образовании, содержатся ссылки на нормативные документы. Предоставлена возможность в режиме онлайн задать вопросы по проблемам образования.

http://ecsocman.edu.ru/ — федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент», на котором собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

      Литература для учителя:

Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта: социокультурная динамика России / А. С. Ахиезер. — Новосибирск, 1997.

Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. — М., 1990.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — М., 2002.

Есть ли логика в отечественной истории? Круглый стол // Знание — сила. — 1990. — № 11.

История ментальностей: историческая антропология: зарубежные исследования в обзорах и рефератах — М., 1996.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории / Р. Дж. Коллингвуд. — М., 1980.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. — М., 1997.

Померанц Г. С. Выход из транса / Г. С. Померанц. — М., 1995.

Сикевич З. В. Национальное самосознание русских / З. В. Сикевич. — М., 1996.

Хорос В. Г. Русская история в сравнительном освещении / В. Г. Хорос. — М., 1996.

Яковенко И. Г. От империи к национальному государству / И. Г. Яковенко // Полис. — 1996. — № 6.    

  Литература для учащихся

Карамзин Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин (любое издание).

      Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов (любое издание).

Соловьев С. М. Древняя Россия (любое издание).

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: избранные главы / С. М. Соловьев. — М., 2004.

Хорос В. Г. Русская история в сравнительном освещении / В. Г. Хорос. — М., 1996.

Энциклопедический словарь юного историка: отечественная история / сост. В. Б. Перхавко — М., 1997.

План изучения нового материала:

 1. Цели и значение изучения истории

2. Влияние геополитических и природных факторов на историю России

3. Роль личности в истории

      Знакомство студентов с предлагаемым курсом лучше начать с характеристики структуры учебника, правил работы с ним.

      1. Вопрос «Почему мы изучаем историю?», поставленный в начале параграфа, должен стать лейтмотивом вводных уроков. В ходе беседы учитель обращает их внимание на следующие общие моменты:     

 — история России является неотъемлемой частью всемирной истории;     

 — изучение истории позволяет полнее представить тенденции развития страны;

 — на историю отдельно взятой страны оказывает влияние географический фактор.
     

 Изучение вопроса «Цели и значение изучения истории» организуем в виде беседы с учащимися:

При изучении данного вопроса возможно применение технологии «Водоворот», которая заключается в следующем:

1)      Аудитория делится на группы

2)      Каждая группа получает свой ватман и отличительный цвет фломастера

3)      Преподаватель ставит перед каждой группой проблему:

ü  Зачем нужно изучать историю?

ü  В чем трудности изучения истории?

ü  Кто творит историю?

ü  Для каких профессий необходимо знать историю?

ü  Какие функции несет на себе история?

ü  Что такое «история»?

Каждая группа обсуждая проблему, записывает свое мнение на ватмане (возможны примеры или комментарии), затем передает его другой группе, каждая из которых напротив предложенных решений ставит свои отметки «+», « - « или «?» и дополняют ответ своими мнениями.

Когда листы вернутся в свои исходные точки. Каждая группа обобщает все написанное и строит свое выступление по определенному плану:

v  Благодарит ту группу, которая внесла наиболее существенный вклад;

v  Отвечает на возникшие вопросы или просит разъяснить то, что не понятно;

v  Делает обобщающие выводы.

 

В ходе беседы учитель подчеркивает, что долгое время история рассматривалась не как наука, а как часть литературы и искусства. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке. Имя музы истории — Клио — произошло от греческого слова «прославляю». И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались в основном прославлению правителей.


      Обобщая ответы на вопросы: «Что такое история? Что является предметом ее исследования?», учитель обращает внимание на то, что в современной мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения науки истории и предмета ее изучения, вплоть до диаметрально противоположных (около 30 определений).


      Наиболее распространенные определения термина «история» представлены в приведенной ниже сводной таблице.

 

«Энциклопедический словарь» братьев А. и И. Гранат

История (от греч. «расследовать») — установление и объяснение фактов прошлого, а в более специальном смысле есть наука, устанавливающая факты развития человеческого общества, начиная от его возникновения

«Толковый словарь» В. Даля

История — то, что было или есть, в противоположность сказке, басне

«Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона

История — 1. Совокупность фактов прошлого как в жизни народов и государств вообще, так и разных сторон духовной и общественной жизни человечества. 2. Наука о прошлом человечества или какой-либо группы явлений или знаний

«Толковый словарь» С. Ожегова

История — 1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества

Большая советская энциклопедия

История (от греч. historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об истории мироздания, истории Земли, истории отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии

      На определение предмета истории во многом влияет мировоззрение историка, его философские взгляды.

      Так, например, Н. М. Карамзин говорил, что история, «в некотором смысле, есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего в пример будущего». С. Ф. Платонов вслед за В. О. Ключевским под историей понимал науку, «изучающую конкретные факты в условиях времени и места». М. В. Ломоносов считал, что история призвана выделять из прошлого вечные ценности.


      2. Особенности развития России подразделяются на географические, природно-климатические, национальные, внешнеполитические. Для рассмотрения географических и природных особенностей России учитель может использовать следующий материал:

В. О. Ключевский. «Курс русской истории» (Извлечение)

Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, — природу его страны.      Россия — не разделяет... выгодных природных особенностей Европы, или, говоря точнее, разделяет их в одинаковой степени с Азией. Море образует лишь малую долю ее границ, береговая линия ее морей незначительна... Однообразие — отличительная черта ее поверхности; одна форма господствует почти на всем ее протяжении: эта форма — равнина, волнообразная плоскость...

От однообразия формы поверхности в значительной мере зависит и климат страны, распределение тепла и влаги в воздухе и частью направление ветров...

Климат этого пространства... обыкновенно характеризуют такими общими чертами: зима не особенно суровая, но продолжительная; ...весна поздняя, с частыми возвратами холодов; лето умеренно теплое, благоприятное для земледелия; температура изменяется часто и быстро зимой и весной, реже и постепеннее летом и осенью.

В. Г. Хорос. «Русская история в сравнительном освещении»
(Извлечение)

      Небольшие группы славянского населения осваивали обширную территорию, намного большую, чем Западная Европа. Но природные и климатические условия этой громадной равнины были гораздо более трудными, чем в западноевропейском регионе. Значительная часть территории нынешней России находится на широтах, где преобладают лес и лесостепь со сравнительно бедными почвами. В части лесостепи и степи почвы более плодородные. Но климатическая зона здесь такова, что период, пригодный для сельскохозяйственных работ, не превышает 5—6 месяцев (по сравнению с 8—9 месяцами в Западной Европе). В Северной России этот срок сокращается до 4 месяцев. При этом осадки обильнее всего на западе и северо-западе, то есть в районах с неплодородными почвами, тогда как в черноземной зоне и в степной части нередки засухи.

Все это превращает большую часть России в зону так называемого рискованного земледелия. Примерно раз в 3 года случается неурожай. Да и сама урожайность невелика. В России она долгое время (вплоть до XIX в.) не превышала «сам-треть» (т. е. когда одно посеянное зерно дает три), что дает уровень, достаточный лишь для простого воспроизводства либо чуть выше его. Немногим лучше обстояло дело с животноводством. Длинная зима сокращает сроки выпаса скота.

Подобная природная среда обычно диктует прогресс несельскохозяйственного производства, различного рода промыслов. Но, во-первых, малая прдуктивность сельского хозяйства приводит к недостаточному производству сырья для промышленности, а также к узости внутреннего рынка в силу бедности и низкой покупательной способности крестьянства. Во-вторых, ряд факторов (отсутствие в течение долгого периода выхода к морям, окружение агрессивных степных народов) мешал развитию внешней торговли и связей с более развитыми странами. Наконец, величина территории, обилие леса, болот при редком населении — все это затрудняло коммуникации, устройство дорог. Правда, территория России богата реками, впадающими в моря. Речная сеть долгое время служила основным средством сообщения.

В своих ответах студенты отмечают, что существенное влияние на историю России оказала ее полиэтническая, евразийская природа. Это, с одной стороны, было залогом жизненности, с другой — создавало препятствия на пути модернизационных процессов. Американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе:

1. Бедность почвенно-климатических условий.

2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства.

3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию «аналитического разума», к упрочению авторитарной власти.

4. Особые, свойственные русской нации этнические характеристики.
      В силу этих причин в России отсутствовала почва для формирования демократических традиций и институтов.

3. Отдельно необходимо выделить проблему роли личности в истории. Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на огромное количество работ, посвященных этой теме. Рассмотрение проблемы роли личности в истории требует определения самого понятия «личность» в его социологическом аспекте. Для этого учащимся может быть предложено вспомнить, какое определение этого понятия им известно из курса обществознания. Они могут привести следующие варианты определения. Личность — это человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Или личность — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

      Далее можно организовать дискуссию по следующим вопросам, касающимся данной проблемы:

1. Способна ли какая-либо личность стать важнейшим самостоятельным фактором, меняющим общество (эпоху, господствующие взгляды) в зависимости от своего понимания дела, или она только реализует заложенное предшествующим развитием и неизбежно должное проявиться?

2. Изменился бы ход истории, не будь той или иной личности, или, напротив, появись в нужный момент нужный деятель?

      Приводя примеры при ответе на поставленный вопрос, студенты могут сделать вывод о том, что в зависимости от самых разных условий и обстоятельств, с учетом особенностей исследуемого места, времени и индивидуальных черт личности ее историческая роль может колебаться от самой незаметной до громаднейшей. Личность способна ускорить или отдалить решение проблемы, придать этому решению особые черты, талантливо или бездарно использовать предоставленные возможности.

 

Общий вывод вводного урока может включать следующие положения:

      — изучение истории — сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки;

  — всякая национальная история индивидуальна и неповторима;
      — ни один народ не существует изолированно;

  — историю можно изучать с точки зрения внутренних процессов, присущих данному обществу, и с точки зрения включенности этого общества в мировой исторический процесс;

  — историю можно изучать двояко: с точки зрения внутренних процессов, присущих данному обществу, или в мировом контексте;

  — роль личности в истории зависит от ряда важных обстоятельств: место, время действия и индивидуальные черты характера.

     

 Домашнее задание: лекция; подготовить развернутый план ответа на вопрос: «Россия — евразийская страна».

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн