Автор:
Сафарова Л.А., учитель информатики
Место работы:
МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области
Создание фотомонтажа. Программа предметного элективного курса, 9 класс
Пояснительная записка
Курс «Создание фотомонтажа для шантажа» – элективный курс для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс предназначен для учащихся имеющих навыки работы на компьютере.
Тернистый путь освоения компьютерной графики невозможно осилить сразу. Курс изучения растрового графического редактора Adobe PhotoShop является первой ступенькой в освоении компьютерной графики.
Необходимость курса определяется развитием современных информационных технологий. Овладение комплексом знаний и умений в этой области становится важным в информационном обществе. Так, например, используя графические редакторы можно привести в порядок фотоархив семьи, отсканировав старые фотографии или подготовить коллаж для размещения в школьной газете или на сайте в Интернете и т.п.
Основное внимание в курсе «Создание фотомонтажа для шантажа» уделяется основам редактирования изображений и монтажа фотографий.
Курс рассчитан на 8 учебных часов.
Цели курса:
- научить основам работы с графическим редактором Adobe PhotoShop;
- повысить информационную культуру учащихся;
- способствовать развитию интереса к предмету.
Задачи курса:
- рассмотреть принцип растровой графики;
- изучить форматы графических файлов;
- научить учащихся редактировать изображения.
В содержании программы курса 2 части:
- теоретическая;
- практическая.
В теоретической части рассматриваются основные понятия растровой графики.
В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку умений по редактированию изображений.
Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.
Элективный курс предусматривает классно-урочную систему обучения.
Межпредметные связи
Знания, полученные при изучении курса «Создание фотомонтажа для шантажа», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний – физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентациях, при работе над Web-сайтами. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области компьютерной графики.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Часть 1. Теоретическая
1. Методы представления графических изображений
Растровая графика. Достоинства и недостатки растровой графики.
2. Форматы графических файлов
Растровые форматы. Методы сжатия графических данных.
3. Выделение областей
Проблема выделения областей в растровых программах. Использование различных инструментов выделения. Преобразования над выделенной областью.
4. Коллаж. Основы работы со слоями
Особенности создания компьютерного коллажа. Понятие слоя. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение.
5. Рисование и раскрашивание
Выбор основного и фонового цветов. Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий.
6. Ретуширование фотографий
Методы устранения дефектов с фотографий. Осветление и затемнение фрагментов изображений вручную. Повышение резкости изображения.
7. Контуры
Назначение контуров. Элементы контуров. Редактирование контуров. Обводка контура. Использование контуров обрезки для добавления фрагмента фотографии к иллюстрации, созданной в программе рисования.
Часть 2. Практическая
1. Рабочее окно Adobe PhotoShop.
2. Работа с выделенными областями.
3. Создание коллажа. Основы работы со слоями.
4. Рисование и раскрашивание.
5. Работа со слоями (продолжение).
6. Ретуширование фотографий.
7. Работа с контурами.
8. Творческие работы учащихся.
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
|
Тема
|
Количество
часов
|
1
|
Методы представления графических изображений.
Форматы графических файлов.
Практическая работа №1. Рабочее окно Adobe PhotoShop
|
1
|
2
|
Выделение областей.
Практическая работа №2. Работа с выделенными областями
|
1
|
3
|
Коллаж. Основы работы со слоями.
Практическая работа №3. Создание коллажа. Основы работы со слоями
|
1
|
4
|
Практическая работа №3. Основы работы со слоями (продолжение)
|
1
|
5
|
Рисование и раскрашивание.
Практическая работа №4. Рисование и раскрашивание
|
1
|
6
|
Ретуширование фотографий.
Практическая работа №5. Ретуширование фотографий
|
1
|
7
|
Контуры.
Практическая работа №6. Работа с контурами
|
1
|
8
|
Итоговая творческая работа
|
1
|
ИТОГО:
|
8
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.
Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
Требования к уровню усвоения учебного материала
Учащиеся должны овладеть основами компьютерной растровой графики, а именно должны знать:
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
- способы хранения изображений в файлах растрового формата;
- методы сжатия графических данных;
- назначение и функции графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметьредактировать изображения в программе Adobe PhotoShop, а именно:
- выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);
- перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
- редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
- сохранять используемые области для последующего использования;
- монтировать фотографии (создавать многослойные документы);
- применять к тексту различные эффекты;
- ретушировать фотографии.
Форма контроля за уровнем достижения учащихся
Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов.
Форма итоговой отчетности – практическая творческая работа.
По окончании курса зачет получают те учащиеся, у которых сумма баллов за все практические занятия, включая творческое от 60 до 74% от общей суммы баллов.
Список рекомендуемой литературы
для учителя
- Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
- Кларк Т.М. Фильтры для PhotoShop. Спецэффекты и дизайн. – М.: СПб.: Киев: ДИАЛЕКТИКА, 1999.
- Корриган Дж. Компьютерная графика. – М.: ЭНТРОП,1995.
- Тайц А.М., Тайц А.А. Adobe PhotoShop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
- Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия «Учебный курс». Ростов н/Д: Феникс, 2002.
для учащихся
- Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
- Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия «Учебный курс». Ростов н/Д: Феникс, 2002.