Цель урока:Познакомить с понятием формы музыки. Познакомить и закрепить детей с понятиями двухчастная форма и трехчастная форма. Продолжить формирование у детей ритмического слуха. Развивать вокально – хоровые навыки. Разучить песню «Не сдавайся».
Музыкальный материал:Г.Гладков «Не сдавайся». Н. Любарский «Курочка», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка».
Оборудование и наглядность:Музыкальный центр, компьютер, мультимедиапректор, экран, презентация, музыкальные палочки, картинки: курочка, французская песенка, новые бременские музыканты, формы, фрагмент мультфильма «Новые бременские музыканты».
Ход урока:
Вход в класс под музыку «Не сдавайся».(из мультфильма «Новые бременские музыканты»)
Ребята, у вас на партах лежат чистые листочки, нарисуйте на них те формы, которые вы знаете. (дети рисуют» покажите, что у вас получилось. А у меня в лукошке есть еще кое-какие формы. Вот посмотрите. (учитель демонстрирует: шар, куб, цилиндр, конус). Это, ребята, геометрические формы, вы это знаете. А как вы думаете, у музыки есть формы? -???-
Да, ребята, музыка тоже имеет различные формы. И с некоторыми из них мы с вами сегодня познакомимся, потому что тема урока звучит так: «Формы музыки» (Слайд)
Но прежде чем мы займемся изучением форм музыки, мне бы хотелось вас познакомить с одной песенкой, которая будет нам помогать. Песенка эта вам знакома. Итак, слушаем и смотрим на экран.
Слушание песни «Не сдавайся»(Фрагмент мультфильма «Новые бременские музыканты»)
Узнали песенку? Да, эта песенка из мультфильма «Новые бременские музыканты». А она нам сегодня уже встречалась или нет. Да. С не начинался наш урок. Какие главные слова в этой песенке? (ответы детей) я думаю, что эти слова помогут нам сегодня на уроке, а может кому-нибудь они помогут в жизни. Эту песенку мы с вами будем разучивать, но несколько позже. А сейчас вперед за знаниями, к музыкальным формам.
И первая форма, с которой мы познакомимся – это форма (показать яблоко, разделенное на две половинки). Правильно двухчастная. (слайд)
Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение, которое состоит из двух частей. Называется оно «Курочка», написал его композитор Любарский. Слушайте его внимательно. Какой вы увидите курочку? Что по-вашему она может делать в этой музыкальной пьесе. (слайд)
Слушание Н. Любарский «Курочка»
Вот мы с вами и послушали музыку про курочку. Какой вы себе представили курочку? Что она могла под эту музыку делать?
Курочка могла идти, искать зернышки, клевать зернышки. А как вы думаете по музыке, когда курочка шла, а когда клевала зернышки.
Сначала шла, а потом клевала.
Сейчас мы послушаем это произведение еще раз. А вы как почувствуете, что музыка сменилась, курочка стала клевать зернышки, поднимайте сигнальные карточки. Я буду видеть, почувствовали вы смену характера музыки, смену частей.
Повторное слушание Н. Любарский «Курочка»
Дети слушают и поднимают сигнальные карточки. Кто как почувствовал.
Хорошо. Я видела, что многие почувствовали смену частей. Некоторые почувствовали. Итак, послушайте первую часть этой музыки. Курочка вышла на травку и пошла искать себе зернышки. Вот какая курочка. А вот вторая часть этого произведения, когда курочка нашла себе зернышко и стала клевать.
Вот и получилось, что эта музыка состоит из двух частей.
Схематично двухчастная форма изображается так АВ. (слайд) Это означает, что части относительно друг друга разные, и мы в этом убедились, слушая, музыку про курочку.
Итак, с какой формой музыки мы с вами познакомились. С двухчастной. А теперь посмотрите, как ребята из моей школы нарисовали двухчастную форму. (слайд, слайд, слайд)
А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть с палочками. Когда будет звучать первая часть музыки про курочку, мы катаем палочки по парте, а когда звучит вторая часть музыки про курочку, мы стучим палочками по парте, изображая, как курочка клюет зернышки. Но будьте внимательны, части могут звучать вразброс.
Музыкально-дидактическая игра «Курочка».
А теперь мы к этой музыки подставим слова и споем как песенку - попевку.
Пение песенки – попевки «Курочка».
Вот идет по травушке курочка,
Ищет, ищет курочка зернышко.
Вот его она нашла
И склевала быстренько,
А другое зернышко
Припасла для петушка.
Работа над попевкой.Потом новый (слайд) с петушком.
А вот и петушок, которому курочка припасла зернышко. А по-моему, этот петушок нам сегодня уже встречался, только не помню где. А вы, ребята, помните?
Ой, и, правда, в песенке «Не сдавайся». Пришла пора нам эту песенку разучить.
Разучивание песни «Не сдавайся».
Послушайте первую фразу (Слайд) «Если дождик, эй-хо, а зонтика нет», а теперь повторите вместе со мной.
Теперь послушайте вторую фразу (слайд) «Если ветер, эй-хо, свистит тебе в след». Повторите вместе со мной.
Третья фраза (слайд) «Если холод, эй-хо, пробрал до костей». Повторили.
Четвертая фраза (слайд) «А из дома нет добрых вестей. А-А-А» повторили.
А теперь споем весь куплет целиком. (слайд).
Теперь разучим припев: (слайд) «Не сдавайся, не сдавайся, не сдавайся» повторили, дальше «что бы ни было не плач и не робей» повторили. (слайд). Дальше «Улыбайся, улыбайся, улыбайся» повторили. Дальше «Ты в дороге, значит будет все окей» повторили. А теперь закрепим все вместе. (слайд)
Продолжим разучивать мы ее на следующем уроке. А сейчас познакомимся с еще одной музыкальной формой. С какой (демонстрируется яблоко, разделенное на три части) с трехчастной (слайд).
Сейчас мы послушаем с вами музыкальное произведение русского композитора П.И. Чайковского. Мы послушаем пьесу из фортепианного цикла «Детский альбом», которая называется «Старинная французская песенка». «Детский альбом», ребята, П.И. Чайковский написал для своего племянника, который учился в музыкальной школе и очень не любил играть гаммы. Вот композитор и решил, написать цикл пьес для детей, с помощью которых дети с интересом осваивали бы игру на фортепиано.
Послушайте ее внимательно и где почувствуете смену характера музыки, а значит смену частей, поднимайте сигнальную карточку.
Слушание П.И. Чайковский «Старинная французская песенка»(слайд)
Дети слушают и поднимают карточки.
Я видела, что многие из вас правильно почувствовали смену частей музыки. Ответьте мне на такой вопрос: Что необычного вы заметили, слушая, первую и третью части этого музыкального произведения?
Они похожи между собой.
Да, действительно эти части похожи между собой. В этом заключается отличительная черта трехчастной формы. Первая и третья части либо полностью одинаковые, либо очень похожи. Сейчас мы послушаем эту пьесу еще раз, чтобы все поняли, где границы между частями и сходство между первой и третьей частями.
Повторное слушание «Старинная французская песенка» П.И. Чайковский.
Схематично трехчастную форму можно представить так (слайд) АВА. Из этой схемы видно, что крайние части одинаковые или похожи.
А теперь посмотрите по сторонам и поищите предметы, которые похожи на трехчастную форму. Один такой предмет я вам покажу сама. Посмотрите на ручку. (дети далее сами ищут такие предметы)
Дома вам будет задание подобно тому, как дети из моей школы нарисовали двухчастную форму, вы нарисуйте примеры трехчастной формы.
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и в тоже время закрепить песню «Не сдавайся». (слайд) вставайте к круг, и повторяйте движения за мной.
Танцуем под песню «Не сдавайся»
Теперь садитесь на места, будем подводить итог нашему уроку.
Какую тему мы сегодня с вами начали изучать?
«Формы музыки» (слайд)
Посмотрите на картинку и скажите, какие формы музыки вам здесь знакомы?
Двухчастная и трехчастная.
А теперь давайте вспомним хронологию нашего урока. Урок начался с песни «Не сдавайся», затем мы поздоровались, познакомились и определили тему урока., далее познакомились с песней «Не сдавайся», произведение Любарского «Курочка» познакомило нас с двухчастной формой, дальше мы разучили песню «Не сдавайся», потом П.И. Чайковский и его произведение «Старинная французская песенка» познакомили нас с трехчастной формой, далее мы танцевали под песню «Не сдавайся».
А теперь посмотрите, что у нас получилось на доске. Круг из картинок – этапов урока, но это ребята не просто круг, это еще одна форма музыки, с которой мы познакомимся на следующем уроке. Она называется рондо и состоит из повторяющихся элементов – рефренов и неповторяющихся элементов – эпизодов.
А теперь давайте попрощаемся. Урок наш подошел к концу. Большое спасибо вам за урок. (слайд)