Submitted by Лидия Виссарионовна Мордвинова on чт, 09/09/2010 - 13:16
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке говорили с вами о жизни и деятельности народного поэта Чувашии П. Хузангая. Сегодня продолжая тему, познакомимся с произведениями П.П. Хузангая, проведём поисково- исследовательскую работу о жизни и литературной деятельности поэта в Интернете.
Родившийся за десять лет до Октябрьской революции, «в пятидесяти верстах от железной дороги и водного пути… до шестнадцати лет не видевший ни города, ни паровоза», Хузангай вырвался из чувашского села на городской простор, в новую жизнь. Казань. Учеба в чувашском педагогическом техникуме. Первый номер литературного журнала «Сунтал» в Чебоксарах со стихами Педера Хузангая.
Восемнадцатилетний Хузангай переезжает в Чебоксары, работает в разных учреждениях, сотрудничает в журнале «Сунтал», пишет стихи.
1 ученик.Общечеловеческие мотивы: осознание красоты мира, неповторимости каждого мгновения жизни можно расслышать во многих стихах П. Хузангая. Вот как любуется поэт, красотой своего края, вбирая внимательным неравнодушным взором и свет угасающей звезды, и голос ветра, и пролетающий караван гусей.
…Ну, не плачь ты ветер, говорю я,
Буйный голос, не греми, как гром,
Вместе с земляками я горюю,
Радуюсь я тоже с чувашом.
Падают ли, угасая звёзды,
Я с печалью на небо смотрю.
Ветер сбил цветы неосторожно,
С ними, утешая, говорю.
На задворки выйду ли под вечер,
Пролетает караван гусей.
2 ученик.Поэзия Хузангая – это действительно открытие красоты во всем и всюду. Этим он близок к Сергею Есенину. Лирично, мягко, с едва уловимым юмором говорит поэт о своих собственных переживаниях, о вечной и безуспешной попытке разгадать тайну бытия.
Я в лес помчался на лихом коньке
И спрятал грусть свою в березняке.
Коль в голове держать одни печали,
Заговорят ведь как о чудаке.
3 ученик.В творчестве любого большого поэта можно выделить еще одну волнующую тему – обращение к родной земле, к своим истокам. Красной нитью проходит эта тема в стихах П.П. Хузангая. Исток родины – детство. Нежной и благородной памятью обращается поэт к этому животворному роднику.
О, если бы из тины быта,
Из плена цепких мелочей
Уплыть в ту даль,
Где детство скрыто,
К истокам чистых первых дней.
Дни детства, искристые струи
Незамутненного ручья,
Как сердце в них омыть хочу я,
Как свежести их жажду я.
4 ученик. Тема детства, первоистока срастается с темой Родины. Нет для поэта большей и высшей ценности, кроме его Родины, кроме народа.
Все вперед, жизнь моя,
Все вперед.
Прояснилась на сердце погода,
Мне б увидеть заветный восход,
Радость, счастье родного народа.
5 ученик.О расцвете сил, культуры, самобытности своего народа мечтал поэт, горячо и пылко утверждая:
Сей, выносливое слово,
В душах гордость, а не спесь.
Сквозь века пройти дано вам,
Чудо – вышивка и песнь…
С этой верой на земле
Самый долгий путь не труден,
В вере сила, как в крыле,
Были мы, и есть, и будем!
6 ученик.Вопросы о смысле бытия, смерти и бессмертия никогда не переставали волновать П. Хузангая. И вечная тема, тема единения с миром, с природой – одна из главных в его творчестве.
Родился я, сжав пальцы в кулаки,
Как будто говоря: мой этот свет.
Умру, так обе разожму руки,
В моих горстях богатств не будет, нет.
7 ученик.Жанровая новизна Петра Хузангая – это цикл стихов. Цикл стихов «Песни Тилли» практически целиком построен на диалогах и внутренних монологах . Уже с первых строк веет колоритом народной жизни, всю суть корой выражает Тилли в своих фразах.
Это:
- предложения разговорно-просторечного типа: …иголкой не пронзенною, не взятым в руки пояском; молодка понесла;
-диалектные выражения: ... рахмат;
- слова разговорного стиля речи и высокие, книжные словосочетания: «Грудь горит, душа моя грустит»;
- слова стоящие на грани между неологизмом и просторечные выражениями: с брички, погляд, ковш, сурбан.
Явился я на белый свет- рахмат
И я оставлю в нем свой свет – рахмат.
Богаче ли стал мир со мной? Едва ли.
Беднее станет, коль уйду? Едва ли.
Так для чего же рос я, гриб земной?
Чтоб снова в ту же землю закопали?
Учитель.Рассвет, заря, птицы, река, трава, лес, иней, ветер – это святое для поэта. Всё это – «белый свет». С чувством восторга, душевного подъёма говорит о листьях, снеге, дожде, березе, облаке. Все они дают ему хорошее настроение, силы для жизни.
В произведении находим и образы, пронизывающие все стихотворения, влияние которых испытывает на себе каждое событие. Нагрузка этих образов очень высока. Они связывают воедино воспоминания о прошлом, размышлений о настоящем и будущем, из которых состоит весь сюжет произведения и образуется цикл-поэма.
Композиция цикла даёт нам возможность проследить жизнь героя: детство, юность, его род, семья, служба в царской армии, повседневный крестьянский труд.
И верно, поэт оставил в наследство нам изумительные россыпи откровений, образов, ярко и глубоко выраженных чувств, которые так близки по духу самовыражения с мыслями и чувствами русских поэтов – его собратьев по перу.
Поэзия П. Хузангая искрится всеми цветами радуги. Очень долго можно говорить о поэзии народного поэта. Литературу о жизни и деятельности поэта можно найти в библиотеках, а также в Интернете.
Сейчас все рассаживаемся за компьютеры и выходим в Интернет, находим материал о народном поэте Чувашии и отвечаем на представленные вопросы. Ответы находим в Интернете.
В программеWord открываем файл и под названием «Хузангай. Ф.И.О.» оставляем в папке 10е класса.
Вопросы есть в каждом компьютере на рабочем столе в документеWORD «Хузангай».
1.В каком возрасте он написал первые стихи?
2.В каком журнале была опубликована первая публикация поэта?
3.Какие именитые поэты дали высокую оценку пробным стихам начинающего поэта?
4.Поэзия какого русского поэта повлияла на раннее творчество Хузангая?
5.В каком году П.П. Хузангай был удостоен звания народного поэта Чувашии?
6.Какое отношение имеет к поэту Вера Кузьмина?
7.Перечислите произведения поэта.
8.Какое стихотворение поэта является хрестоматийным и в настоящее время?
3.Подведение урока.
Мы с вами углубили знания по творчеству П. Хузангая. Провели поисково- исследовательскую работу в Интернете. Оценки за работу на уроке поставим на следующем уроке.
4.Домашнее задание.
Выучить наизусть одностихотворение из цикла стихов Петра Хузангая «Песни Тилли»