Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Поэзия Петра Хузангая. Поэт в Интернете.

Submitted by Лидия Виссарионовна Мордвинова on чт, 09/09/2010 - 13:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мордвинова Лидия Виссарионовна
Место работы, должность: 
МОУ "Гимназия №1" г. Мариинский Посад учитель чувашского языка и литературы
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
1) знакомство с произведениями П.П.Хузангая; 2) углубить знания учащихся о жизни и творчестве народного поэта; 3)поисково-исследовательскую деятельность учащихся в Интернете.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Чувашская литература: Хрестоматия для 11 класса школ с многонациональным составом учащихся и русских школ/ Авт.-сост. В.Н.Пушкин.-Чебоксары, 2007

Используемая методическая литература: 

Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники.Чебоксары- 2001

Используемое оборудование: 

компютер, проектор, экран

Краткое описание: 
Урок о поэзии П.П.Хузангая

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

 

      На прошлом уроке говорили с вами о жизни и деятельности народного поэта Чувашии П. Хузангая. Сегодня продолжая  тему, познакомимся с произведениями П.П. Хузангая, проведём  поисково- исследовательскую работу о жизни и литературной деятельности поэта в Интернете.

    Родившийся за десять лет до Октябрьской революции, «в пятидесяти верстах от железной дороги и водного пути… до шестнадцати лет не видевший ни города, ни паровоза», Хузангай вырвался из чувашского села на городской простор, в новую жизнь. Казань. Учеба в чувашском педагогическом техникуме. Первый номер литературного журнала «Сунтал» в Чебоксарах со стихами Педера Хузангая.

Восемнадцатилетний Хузангай переезжает в Чебоксары, работает в разных учреждениях, сотрудничает в журнале «Сунтал», пишет стихи.

 

1 ученик. Общечеловеческие мотивы: осознание красоты мира, неповторимости  каждого мгновения жизни можно расслышать во многих стихах П. Хузангая. Вот как любуется поэт, красотой своего края, вбирая внимательным неравнодушным взором и свет угасающей звезды, и голос ветра, и пролетающий караван гусей.

…Ну, не плачь ты ветер, говорю я,

Буйный голос, не греми, как гром,

Вместе с земляками я горюю,

Радуюсь я тоже с чувашом.

Падают ли, угасая звёзды,

Я с печалью на небо смотрю.

Ветер сбил цветы неосторожно,

С ними, утешая, говорю.

На задворки выйду ли под вечер,

Пролетает караван гусей.

2 ученик. Поэзия Хузангая – это действительно открытие красоты во всем и всюду. Этим он близок к Сергею Есенину. Лирично, мягко, с едва уловимым юмором говорит поэт о своих собственных переживаниях, о вечной и безуспешной попытке разгадать тайну бытия.

Я в лес помчался на лихом коньке

И спрятал грусть свою в березняке.

Коль в голове держать одни печали,

Заговорят ведь как о чудаке.

 

3 ученик. В творчестве любого большого поэта можно выделить еще одну волнующую тему – обращение к родной земле, к своим истокам. Красной нитью проходит эта  тема в стихах П.П. Хузангая. Исток родины – детство. Нежной и благородной памятью обращается поэт к этому животворному роднику.

 

О, если бы из тины быта,

Из плена цепких мелочей

Уплыть в ту даль,

Где детство скрыто,

К истокам чистых первых дней.

Дни детства, искристые струи

Незамутненного ручья,

Как сердце в них омыть хочу я,

Как свежести их жажду я.

 

4 ученик. Тема детства, первоистока срастается с темой Родины. Нет для поэта большей и высшей ценности, кроме его Родины, кроме народа.

Все вперед, жизнь моя,

Все вперед.

Прояснилась на сердце погода,

Мне б увидеть заветный восход,

Радость, счастье родного народа.

 

5 ученик. О расцвете сил, культуры, самобытности своего народа мечтал поэт, горячо и пылко утверждая:

Сей, выносливое слово,

В душах гордость, а не спесь.

Сквозь века пройти дано вам,

Чудо – вышивка и песнь…

С этой верой на земле

Самый долгий путь не труден,

В вере сила, как в крыле,

Были мы, и есть, и будем!

 

6 ученик. Вопросы  о смысле бытия, смерти и бессмертия никогда не переставали волновать П. Хузангая. И вечная тема, тема единения с миром, с природой – одна из главных в его творчестве.

Родился я, сжав пальцы в кулаки,

Как будто говоря: мой этот свет.

Умру, так обе разожму руки,

В моих горстях богатств не будет, нет.

 

7 ученик. Жанровая новизна Петра Хузангая – это цикл стихов. Цикл стихов «Песни Тилли» практически целиком построен на диалогах и внутренних монологах . Уже с первых строк веет колоритом народной жизни, всю суть корой выражает Тилли в своих фразах.

Это:

- предложения разговорно-просторечного типа: …иголкой не пронзенною, не взятым  в руки пояском; молодка понесла;

-диалектные выражения: ... рахмат;

- слова разговорного стиля речи и высокие, книжные словосочетания: «Грудь горит, душа моя грустит»;

- слова стоящие на грани между неологизмом и просторечные выражениями: с брички, погляд, ковш, сурбан.

 

Явился я на белый свет- рахмат

И я оставлю в нем свой свет – рахмат.

Богаче ли стал мир со мной? Едва ли.

Беднее станет, коль уйду? Едва ли.

Так для чего же рос я, гриб земной?

Чтоб снова в ту же землю закопали?

 

Учитель. Рассвет, заря, птицы, река, трава, лес, иней, ветер – это святое для поэта. Всё это – «белый свет». С чувством восторга, душевного подъёма говорит о листьях, снеге, дожде, березе, облаке. Все они дают ему хорошее настроение, силы для жизни.

В произведении находим и образы, пронизывающие все стихотворения, влияние которых испытывает на себе каждое событие. Нагрузка этих образов очень высока. Они связывают воедино воспоминания о прошлом, размышлений о настоящем и будущем, из которых состоит весь сюжет произведения и образуется цикл-поэма.

Композиция цикла даёт нам возможность проследить жизнь героя: детство, юность, его род, семья, служба в царской армии, повседневный крестьянский труд.

И верно, поэт оставил в наследство нам изумительные россыпи откровений, образов, ярко и глубоко выраженных чувств, которые так близки по духу самовыражения с мыслями и чувствами русских поэтов – его собратьев по перу.

Поэзия П. Хузангая искрится всеми цветами радуги. Очень долго можно говорить о поэзии народного поэта. Литературу о жизни и деятельности поэта можно найти в библиотеках, а также в Интернете.

 

Сейчас все рассаживаемся за компьютеры и выходим в Интернет, находим  материал о народном поэте Чувашии и отвечаем на представленные  вопросы. Ответы находим  в Интернете.

В программе Word открываем  файл и под названием «Хузангай. Ф.И.О.» оставляем в папке 10е класса.

Вопросы есть в каждом компьютере на рабочем столе в документе WORD  «Хузангай».

1.                  В каком возрасте он написал первые стихи?

2.                  В каком журнале была опубликована первая публикация поэта?

3.                  Какие именитые поэты дали высокую оценку пробным стихам       начинающего поэта?

4.                  Поэзия  какого русского поэта повлияла на раннее творчество Хузангая?

5.                  В каком году П.П. Хузангай был удостоен звания народного поэта Чувашии?

6.                  Какое отношение имеет к поэту Вера Кузьмина?

7.                  Перечислите произведения поэта.

8.                  Какое стихотворение поэта является хрестоматийным  и в настоящее время?

3.Подведение урока.

Мы с вами углубили знания по творчеству П. Хузангая. Провели поисково- исследовательскую работу в Интернете. Оценки за работу на уроке поставим на следующем уроке.

4.Домашнее задание.

 Выучить наизусть одно   стихотворение из цикла стихов Петра Хузангая «Песни Тилли»

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн