Вы не зарегистрированы

Авторизация



Нравственные искания А. П. Чехова

Фото пользователя Светлана Викторовна Шанина
Размещено: Светлана Викторовна Шанина - вт, 14/09/2010 - 22:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шанина С.В.
Место работы, должность: 
МОУ "ООШ №14" г. Балаково, Саратовская обл.
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Разоблачение нравственных и социальных пороков, раскрытие творческих способностей учащихся, развитие их мыслительной деятельности, воспитание гражданственности
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Краткое описание: 
Урок позволяет ознакомится с нравственной позицией А.П. Чехова, на примерах его рассказов и писем.

Конспект открытого урока Нравственные искания А. П. Чехова Ход урока 1. Вступительное слово учителя Каждому человеку свойственно ошибаться в жизни. Каждый из нас имеет свои достоинства и недостатки. Можно ли изменить человека: сделать его помыслы чище, а поступки нравственнее? Это далеко не праздный вопрос. Лучшие люди России, а среди них писатели, думали и продолжают думать над этим вопросом и давать советы посредством своих творений Возможно, внимательнее вчитываясь в их произведения, мы избежим многих ошибок, поможем себе и обществу стать лучше. А. П. Чехов – имя известное всем. Всю свою недолгую жизнь Чехов был в поиске – в поиске Человека с большой буквы. Своим творчеством писатель утверждает лучшие качества людей, в то же время отмечая их недостатки, отрицательные черты. А. П. Чехов был убежден, что «среди людей нужно сознавать свое достоинство во всякое время». Именно эти слова и станут эпиграфом нашего урока. Что же значит быть нравственным по-чеховски?Вот что будет темой нашего сегодняшнего урока. Разобраться в этом вопросе помогут нам чеховские герои. 2. Нам представляется уникальный случай. Нас приглашают на экскурсию в город N. Чехов там любимый писатель. Экскурсоводом буду я. А вот и первая достопримечательность города – на Центральной площади находится памятник А. П. Чехову. А) Сообщение учащегося о Чехове с использованием писем Чехова. (Я родился в 1860 году в Таганроге. В семье нас было много – 6 человек детей, шутка ли! Лавка, где торговал отец, дохода приносила мало. По окончании гимназии поступил в Московский университет на медицинский факультет. Профессия врача, желание находиться в гуще народа научили меня разбираться в людях. К себе же необходимобыть требовательным. В 26 лет я определил для себя правила, по которым должны жить воспитанные люди: - уважать человеческую личность, а потому быть всегда снисходительным, мягким, вежливым, уступчивым; - быть сострадательным ко всему, что тебя окружает; - быть чистосердечным и бояться лжи, как огня; - воспитывать в себе эстетику. Подумайте, можно ли уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу? Нет, не деньги, чин и авторитет делают человека человеком, а чувство собственного достоинства, гордость за свои поступки. Никакие внешние обстоятельства не должны помешать ему оставаться человеком. Все это в моих рассказах. Я уверен, что вы поймете их и по достоинству оцените). 3. Слово учителя Заметьте, что А. П. Чехов нормой, определяющей поведение человека, считает достоинство. Что же такое человеческое достоинство? (Ответы учащихся). В толковом словаре Ушакова говорится: «Достоинство – совокупность высоких моральных качеств и уважение этих качеств к себе». А) Определившись с основными понятиями, которые помогут нам разобраться в нравственных исканиях Чехова, пойдем дальше. Обратимся к героям А.П. Чехова. Задание. Каждому из вас дан контрольный листок (записать фамилию). В первый столбик этого листка вы будете записывать те качества героев, которые, по вашему мнению, не соответствуют понятиям «нравственность», «достоинство». Второй достопримечательностью города Н. является картинная галерея, где местные художники представляли вниманию посетителей свои работы на тему «Герои рассказа Чехова «Хамелеон». (Проверка д/з Рассказ по собственным рисункам). 1) Подберите цитаты к каждой картине. Докажите, что художники довольно точны в своих определениях. 2) Какие же черты героев, осуждаемые Чеховым, замечены художниками? А что вы можете дополнить? Ведь картина запечатлевает лишь момент, а литературное произведение показывает действие в развитии. Только ли главные герои подвержены порокам? (качества) А) неопрятность Хрюкина; Приспособленчество Хрюкина, Очумелова, городового, всей толпы (хамелеонство); В) равнодушие к более слабому Г) жестокость. Вывод. Какая картина кажется вам наиболее удачной, наиболее передающей внутренние качества героев? Дайте отзыв. 3) Экскурсия продолжается. Перед нами драматический театр. К сожалению, премьера спектакля «Дорогая собака» по одноименному рассказу Чехова состоится лишь завтра, судя по афише. Но нас пригласили на генеральную репетицию. Вопросы: 1) Обсудим поведение героев. Что вам кажется безнравственным? Кто из героев – воплощение безнравственности? Дубов - нет никаких моральных, беспринципен; - назойлив; - жесток; - жаден Чем же Дубову дорога собака? (за нее можно взять деньги) Вновь обыгрывается название рассказа. 2) Смогли ли артисты передать атмосферу рассказа? Передать игрой качества, осуждаемые автором? Обобщим увиденное и услышанное Передайте свое настроение после просмотра картин, прочтения рассказа «Хамелеон», «Дорогая собака» с помощью прилагательных (одним словом). Почему же ваши отзывы столь различны? Вывод. Решая серьезные проблемы Чехов высмеивает те качества, которые мешают человеку оставаться человеком За какого человека боролся Чехов в своих рассказах? Каковы же его нравственные искания? Вывод. Чехов боролся за человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства. 4) Библиотека Уже на примере двух рассказов можно сделать подобный вывод: об идеале человека для Чехова. Ясно, что Чехов не ограничивает свои раздумья лишь этими рассказами. Поэтому мы заглянем в библиотеку и попросим работников этой библиотеки посоветовать нам произведения Чехова, раскрывающие нашу тему. Я думаю, мы воспользуемся советами библиотекарей и прочитаем эти рассказы. А на одном из них («Злоумышленник») выясним, с помощью каких изобразительных средств Чехов достигает смешного в рассказе, т.е. от содержания перейдем к мастерству Чехова – писателя. Это и будет темой нашего следующего урока. 5) Экскурсия же наша закончится посещением экспозиции в музее. Экспозиция довольна странная. Работники музея предлагают нам по предмету вспомнить название произведения. - гайка «Злоумышленник» - горсть овса «Лошадиная фамилия» - хирургический инструмент «Хирургия» - решето с конфискованным крыжовником «Хамелеон» 6) Собираются работы Д/з перечитать рассказ «Злоумышленник», вспомнить понятие «юмор», «сатира» - по словарю. Выставление оценок.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...