ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Размещено: Ольга Ивановна Бражнова - сб, 18/09/2010 - 22:30
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовку учащихся к сознательному выбору профессии можно отнести к числу важнейших задач современной школы. Система образования в России сейчас вступила на путь перехода к развивающемуся вариативному образованию. В этой ситуации повышается значимость художественного дополнительного образования детей, ориентированного на удовлетворение культурно-образовательных потребностей.
МОУ СОШ №2 города Вязники общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественного - эстетического цикла. Владимирская область является центром развития декоративно-прикладного искусства, поэтому профессиональная ориентация в школе направлена на сохранение и развитие коренных промыслов нашей малой родины, являющейся одной из жемчужин Золотого кольца России». При формировании профессиональной направленности личности школьника приходится сталкиваться с различными мотивами выбора. Чтобы помочь учащимся правильно выбрать профессию, необходимо изучить мотивационную сферу, возможности учащегося, психологические особенности.
Психологическое изучение личности учащегося позволяет прогнозировать, к каким областям деятельности он более пригоден.
Устойчивость детских интересов формируется постепенно. В первых классах они еще недифференцированы. В этом возрасте дети интересуются всем, что кажется им серьёзным и важным. Интересы дифференцируются лишь в 5 классе, когда начинается изучение специальных предметов. В подростковом возрасте интересы становятся устойчивее: школьники начинают увлекаться тем или иным учебным предметом, отдают ему предпочтение. Исследования некоторых современных психологов показали, что уже с 7 класса у многих мотивом учения становятся перспектива профессионального будущего.
Предпрофильная подготовка в школе начинается соIIступени обучения. Основанием для этого послужили следующие факторы:
ØВысокая мотивация к «открытиям» учащихся младшего и среднего звена.
ØАктивность детей данного возраста во внеурочное время.
ØЖелание утвердиться в коллективе.
ØНаличие интереса к отдельным областям науки и художественных знаний
Большое значение для будущей профессиональной деятельности имеют уроки технологии и ИЗО. В 5-7 классах в ходе профактивизации школьники знакомятся со всеми для них доступными профессиями экономического региона. Оформляются творческие проекты, доклады, посещаются выставки и предприятия, выполняются практические, творческие работы. Это первичный профессиональный самоотбор в условиях школы. Школьники замечают, что им нравится больше, в какой работе они успевают. Более точные данные появляются у педагога, когда он может сказать, на сколько эти склонности связаны со способностями ребенка. В 8-11 классах уже обязательна специальная профактивизация: Это требует тщательного подбора самых необходимых видов труда, учитывается возраст учащихся, и в соответствии с этим выбирается характер труда, методы, объём, глубина содержания. Большую помощь в выявлении профессиональной наклонности оказывает руководящий педагогических состав школы: директор, заучи, социальные педагоги, классные руководители. Огромное влияние на развитие профессиональных интересов в этот период оказывают мероприятия, которые воздействуют на воображение и чувства: участие в конкурсах просмотр телепередач и кинофильмов, чтение литературы о профессиях, отраслях труда и науки, экскурсии на предприятия в школы профессионального обучения, на выставки декоративно прикладного искусства..
Эти мероприятия дают обильную информацию о производстве, науке, искусстве нашей страны. На основе такого изучения профессий, школьника можно ориентировать на соответствующую деятельность.
У учащихся есть возможность в школе получить профессию «Вышивальщица», «Резчик по дереву».
Уже начиная с 5 класса помимо основной программы по технологии девочки знакомятся с простейшими и тамбурными швами, учатся составлять композицию для вышивок, выполняют технические рисунки, копируют старинные вышивки.
В 6 классе вышивают мережку, знакомятся со строчевыми вышивками, учатся оформлять мережками швейные изделия.
В 7 классе вышивают знаменитой Мстерской белой гладью и владимирскими швами. Изучают историю вышивки и народные костюмы.
В 8-9 классах осваивают вышивку «ришелье», «александровскую цветную гладь», выполняют различные аппликации, учатся оформлять костюмы вышивкой. Полученные знания на уроках закрепляются на занятиях в кружке и во время летней практики. Начиная с 10 класса, формируются группы желающих получить профессию «Вышивальщица». В 11 классе выполняются творческие дипломные работы: национальные и стилизованные костюмы, картины, скатерти и т. д., на основании, которых присваивается разряд и выдаётся свидетельство о начальном профессиональном образовании.
Сшитые и вышитые нашими воспитанниками костюмы, полотенца, скатерти и другие изделия используются во время игровых программ, моделирующих русские традиции и обряды. Вся работа на уроке тесно связана с внеклассной деятельностью. Уже 12 лет в школе существует театр моды «Гармония», в котором дети приобщаются к творческому наследию нашей Родины, изучая национальные костюмы и промыслы Владимирской области. Всё это отражается в создании коллекций моделей одежды, которые они изготавливают своими руками. За 12 лет существования театр моды стал неоднократным победителем международных, региональных и областных конкурсов. В 2004 году коллективу присвоено звание «Образцовый», а совсем недавно в 2009 году это звание было подтверждено. Занятия в театре помогают многим нашим выпускникам найти свое призвание и связать жизнь с творчеством.
Таким образом, коллективом школы №2 проводится большая работа по сохранению и развитию редчайших профессий, представители которых производят уникальную высокохудожественную продукцию, пользующуюся неизменным спросом потребителей. Это является неотемлимым составляющим профориентационной направленности образовательного прцесса. В школе создаются все условия для учета возрастных психологических особенностей для дальнейшего самоопределения наших воспитанников.
Автор: Бражнова О.И.
Экзаменационные работы учащихся 11классов получивших профессию вышивальщица
Размещено ср, 16/02/2011 - 20:31 пользователем Ирина Викторовна Шилова.
Дети хорошо воспринимают занятия любым творчеством, наверно, потому что дома им уделяют мало внимания. А здесь учитель подходит индивидуально. Жаль, что дети разбирают свои работы, не оставляют их в школьном кабинете.
Размещено пн, 03/01/2011 - 19:02 пользователем Сергей Петрович Шурупов.
Уважаемая Ольга Ивановна! Сохраняя художественое, декоративно-прикладное исскуство и передавая лучшее своим учащимся, позволяет выполнять творческие работы сохраняя традиции предков. Прекрасные работы, виден вклад вашего педагогического труда, воспитание творческой личности. Желаю Вам творческих успехов, одаренных учеников. Ваш коллега. г. Волгоград.
На: ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНА
Уважаемая Ольга Ивановна! Познакомилась с вашей работой. Восхищена! Желаю дальнейших успехов!
На: ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНА
Дети хорошо воспринимают занятия любым творчеством, наверно, потому что дома им уделяют мало внимания. А здесь учитель подходит индивидуально. Жаль, что дети разбирают свои работы, не оставляют их в школьном кабинете.
На: ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНА
Уважаемая Ольга Ивановна! Сохраняя художественое, декоративно-прикладное исскуство и передавая лучшее своим учащимся, позволяет выполнять творческие работы сохраняя традиции предков. Прекрасные работы, виден вклад вашего педагогического труда, воспитание творческой личности. Желаю Вам творческих успехов, одаренных учеников. Ваш коллега. г. Волгоград.
Шурупов С.П.