- Отгадайте загадку:нас не было – оно было, нас не будет – оно будет; никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть.
Ученики:имя.
- Сегодня у нас необычный день - праздник имени! У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. Сегодня нам предстоит раскрыть тайну наших имен! Что такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл?
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся с вами в путешествие, а начнем его со сказки.
II.Имя имеет смысл!(слайд 3)
1)Отгадывание загадок о сказочных персонажах, объяснение значения их имен.
Учитель:Отгадайте загадку. (слайд 4)
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это – доктор…
Дети:Айболит.
Учитель:Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких?
Дети:Ай и болит.
Учитель:Объясните название имени доктора.
Дети:Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.
Учитель:Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки.
Учитель:А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку.
(слайд 5)
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу …
Дети:Золушка.
Учитель:Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?
Дети:Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась.
Учитель:(слайд 6)
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?...
Дети:Незнайка.
Учитель:За какое качество Незнайка получил свое имя?
Дети:Невежество, нежелание учиться.
Учитель:Имя может обозначать и качество личности, и его характер.
Учитель:У каждого из присутствующих есть имя. А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?
Ученики:Имена даются для того, чтобы отличать друг друга.
Учитель:А как бы мы с вами обращались друг к другу или знакомились, если бы не имя. Имя дают ребенку родители.
Обсуждение результатов исследования: «Почему вас так назвали?»
Учитель:Ученики нашего класса провели небольшое исследование-опрос на тему: «Почему вас так назвали?». Предлагаю заслушать их выступление.
Ученик: Мы решили выяснить, какие имена самые популярные в классе и, по какой причине каждый получил свое имя.
Оказалось, что самыми популярными в нашем классе являются имена: Андрей (2 человека), Кристина (2 человека), Анастасия (2 человека). Есть в классе дети и с очень редкими именами, например, Влада, Богдан, Камила, Егор. Такие имена в нашей школе среди второклассников больше не встречаются.
Оказалось, что имена наши одноклассники получили благодаря выбору мам, пап, 8 человек назвали в честь прабабушек или прадедушек, еще 5 в честь других известных имен, а 5 человек получили свои имена по «Святцам». Значит, источников имен очень много. (слайд 8)
Игровой момент.
1)Игра- аукцион«Кто больше?»
Назвать как можно больше мужских имен, начинающихся с буквы В.
Назвать как можно больше женских имен, начинающихся с буквы А.
2)«Кто быстрее?»
К доске выходят две команды, каждой выдаются карточки с буквами. Задание: Из букв собрать имена.
Первая команда: А, Я, Н, С, Т. (Настя).
Вторая команда: О, Я, К, С, Т. (Костя).
Назовите полные имена.
IV.У каждого имени есть своя история и родина!
Учитель:Имена людей – это часть истории народа. В именах людей отражаются быт, вера, надежды, фантазии, творчество народа. Попытаемся раскрыть богатство имён, показать их возникновение и развитие, их связь с жизнью народа, историей и культурой. Раскроем смысл наших имен через их значение.
В далёком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные черты называемого или что-либо из окружающего мира, так же закреплялись слова, отражающие трудности и даже отношение родителей к ребёнку. Эти имена первичные и возникать они могли каждый раз из любых слов. Мы с вами можем придумать первичных имён очень много. Однако с течением времени к таким именам возвращались, повторяли в честь предков или уважаемых людей, и они переходили в разряд собственных имён. Так появились имена у большинства народов.
Начнем открывать тайны наших имен. Для этого нам необходимо отправится в далекое путешествие на «машине времени». Почему так далеко? Потому что наши имена пришли к нам из далекого прошлого из древних стран.
Начнем наше путешествие с Древней Италии, Родины именЮлия, Марина, Константин и Сергей. (слайд 10)
Попросил жительницу Древнего Рима рассказать о том, как давали детям имена в ее стране в те далекие времена.
Ученица в костюме жительницы Древнего Рима:В Римской империи наречению имени придавали особое значение. Иногда человек получал прозвище – индивидуальное имя. Личных имен в Риме было немного.
Особо суеверные люди хранили свои имена в тайне от посторонних людей и открывали их только близким людям или родственникам. Иногда кроме имени, употребляемого в обиходе, имелось тайное или священное имя.
Торжества, связанные с появлением нового члена семьи в Древнем Риме, начинались на восьмой день после рождения ребенка и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью.
Учитель:А что означают имена наших учеников?
Ученица в костюме жительницы Древнего Рима:(слайд 11)
Юлия - кудрявая, пушистая;
Марина – морская;
Константин – стойкий, постоянный;
Сергей – высокий, высокочтимый.
Учитель:Как вы думаете, какие качества человека ценили жители Древнего Рима?
Ученики:Мужчина – стойкий, высокий, хороший воин. У женщин ценились красота, возможно мягкость характера. (слайд 12)
Учитель:Отправляемся в путь! Мы в Древней Иудее. Это родина имен Мария, Анна, Елизавета, Илья, Ильяс и Данила. Попросим жительницу Древней Иудеи рассказать нам о традициях имени в этой стране.(слайд 13)
Ученица в костюме жительницы Древней Иудеи:В древнейшие библейские времена выбор имени новорожденного обыкновенно принадлежало матери.
В Древней Иудее выбор имени для новорожденного было делом очень ответственным. Имя должно соответствовать особенностям души человека, и поэтому, когда родители выбирают имя своему ребенку, Бог посылает им свыше пророческое наитие. Имя считалось отпечатком личности человека!
Некоторые имена были связаны со временем рождения ребенка, личными качествами младенца, названием отдельных предметов.
Некоторые современные имена, которые дошли до вас имеют религиозное значение. Имена Даниил, Илья, Мария, Елизавета, Анна - библейские. В Библии имя совсем не было случайным; имя - определяло место, которое должен занимать в мире его носитель: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности.
Учитель:Как можно объяснить имена наших учеников?
Ученица в костюме жительницы Древней Иудеи:
Мария-горькая, любимая, мать Иисуса;
Анна – благодать;
Елизавета - почитающая Бога;
Илья - сила Божья;
Ильяс - любимец Бога;
Данила - Божий суд. (слайд 13)
Учитель:Что в Древней Иудеи стало основой для именования детей?
Ученики:Религия, вера в бога. (слайд 14)
Учитель:Чтобы узнать все тайны наших имен, пора отправляться дальше в путь. Впереди Древняя Греция. О тайне каких имен, нам поведает эта страна?
Учитель:Приглашаем жителя Древней Греции, рассказать о традициях имени его древней страны.
Ученик в костюме жителя Древней Греции:Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей похожими именами было нельзя, поэтому для повседневного обращения к богам использовали их культовые имена или соимена, которые тоже превратились в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими словами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр.
Детям давали имя, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности.
Учитель:Не мог бы ты нам рассказать о тайне имен наших учеников?
Ученик в костюме жителя Древней Греции:Анастасия – воскресение; Ангелина – ангельская; Ксения - чужестранка, гостья; Кристина - посвященная Христу; Екатерина - чистая, почитающая Бога; Андрей – мужчина; Артём - невредимый, здоровый; Никита – победитель; Инна - бурный поток.
Учитель:Какие тайны жизни греков раскрыли значения имен? Какие качества ценились в Древней Греции?
Ученики:Женщина должна была почитать Бога, быть богобоязненной, а у мужчины ценились стремление к победе, стойкость, здоровье, сила. (слайд 16)
Учитель:Мы возвращаемся на родину из дальнего странствия, но не потому что закончилось наше путешествие, а потому, что нам нужно разгадать тайну еще трех имен. (слайд -17) Имена Влада, Богдан и Егор – древнерусские или славянские. О тайнах, которые скрываются за этими именами, нам расскажет житель Древней Руси.
Ученик в костюме жителя Древней Руси:В Древней Руси ребенку давали народное имя. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье; от цвета его волос и кожи. Имена придумывались и по другим внешним признакам - росту, особенностям телосложения и проч. Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера или отношения к нему в семье.
На Руси существовала и другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов.
С возникновением христианства имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера и на многое-многое другое. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.
Учитель:А что означают имена наших учеников?
Ученик:
Влада - владеющая миром, славой;
Богдан - Данный Богом;
Егор - русская народная форма древнегреческого имени Григорий – «земледелец».
Учитель:(слайд 18) А теперь давайте поиграем. Внимательно посмотрите на фотографии и скажите, как могли называть этих детей в Древней Руси?
Девочка со светлыми волосами?
Учитель:Правильно, Светлана.
Мальчик, который любит прыгать?
Учитель:Правильно, Прыгунок.
Любитель мяса?
Учитель:Правильно, Мясоед.
Мальчик, родившийся третьим в семье?
Учитель:Правильно, Третьяк.
Учитель:У нас на сегодня осталась последняя неразгаданная загадка, а откроет нам тайну своего имени представительница очень красивого имени – Камила.
Камила:Мое имя имеет арабское происхождение и обозначает «совершенная». (слайд 19) (Возможен рассказ об истории имен в древней Персии).
Игровой момент.
Послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращенные имена и, если догадаетесь, то назовите полное имя.
Скороговорки:
У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр)
Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)
Валин валенок провалился в проталинок. ( Валентина)
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. ( Тимофей, Трофим)
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. (Валерий, Валентина)
Съел Слава сало, да сала было мало. (Вячеслав)
V.Что в имени тебе моём?
Учитель:Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали об имени?
Ученики делают выводы по теме.Выводы дополняются, уточняются с использованием слайда 20.